5.4. Международная техническая кооперация
Помимо перечисленных в последние годы получили распространение и другие интеграционные формы, пока не завершившие организационного оформления. К ним можно отнести объединение усилий развивающихся стран в различных сферах воздушного транспорта — это создание технических пулов, совместных станций технического обслуживания, совместных баз по наземному обслуживанию авиакомпаний, объединенных предприятий бортпитания и т.д. Так, в рамках региональной Африканской Ассоциации (АФРАА) было организовано 17 совместных станций техобслуживания со складами запчастей для самолетов «Боинг-727» и «Боинг-737» для авиакомпаний, входящих в технический пул. В дальнейшем к техническому пулу АФРАА присоединились авиакомпании «ТААГ-Ангола Эйрлайнз», «ЛАМ-Мозамбик Эйрлайнз», «Эйр Алжери», «Эйр Гини» и «Эйр Джибути», и количество станций совместного обслуживания увеличилось до 22, Потенциал технического пула АФРАА значительно расширился, когда были разработаны в рамках АФРАА общие спецификации на обслуживание самолетов «Боинг-737», «Боинг-747», «Боинг-767», ДС-10, А-310. Позже к пулу присоединилась «Эфиопиэн Эйрлайнз» и «Иджиптэйр», которые приобрели самолеты «Боинг-767». 14 авиакомпаний — членов АФРАА, летающие в Лондон, и 12 — в Париж, организовали в этих пунктах совместные станции наземного и технического обслуживания. Намечается дальнейшее расширение международного сотрудничества между авиакомпаниями в рамках АФРАА по совместному использованию экипажей, выполняющих полеты на международных воздушных линиях.
В рамках Организации арабских авиаперевозчиков (ААКО) установлено международное сотрудничество в области совместной подготовки пилотов. ААКО разработала универсальные программы подготовки и тренировки, решается вопрос о создании единого центра подготовки персонала для арабских авиакомпаний. Осуществляется кооперация в сфере технического обслуживания и ремонта самолетов. Так, ливанская авиакомпания МЕА осуществляет профилактический ремонт самолетов «Боинг-747» для всех авиакомпаний — членов ААКО, авиакомпания «Саудиа» концентрирует свои усилия на ремонте самолетов Л-1011, авиакомпания «Кувейт Эйруэйз» специализируется на ремонте аэробусов А-300 иА-310. Намечается и специализация в области профилактики и ремонта авиадвигателей. Так, «Саудиа» занимается всеми двигателями фирмы «Роллс-Ройс», «Кувейт Эйруэйз» — двигателями фирмы «Пратт-Уитни», иорданская «Алия» вместе с «Кувейт Эйруэйз» специализируется на ремонте радиоэлектронного оборудования самолетов авиакомпаний — членов ААКО. Авиакомпания «Галф Эйр» уже осуществила строительство технического центра в Абу Даби, включающего гигантский ангар, способный одновременно размещать два широкофюзеляжных и три узкофюзеляжных самолета. В этом центре обслуживаются самолеты на кооперативных началах.
Намечается дальнейшее углубление международного сотрудничества и в создании автоматизированной системы резервирования и управления отправками пассажиров и грузов в рамках ААКО, с тем чтобы в дальнейшем ее члены не были зависимыми от иностранных компаний. Намечается также совместное строительство пассажирских аэровокзалов, станций совместного наземного обслуживания в крупных иностранных аэропортах (например в Лондоне), в которых одна из авиакомпаний — членов ААКО будет проводить наземное обслуживание самолетов всех членов ААКО, а в других городах — другая авиакомпания и т.д.
Таким образом, и среди развивающихся стран усиливают» процессы международного сотрудничества, направленные на повышение эффективности их авиатранспортной деятельности в обеспечение независимости от крупных мировых авиакомпаний.
Одним из новых направлений международного экономического сотрудничества в форме технической кооперации между Востоком и Западом является переоснащение самолетов российского производства авиадвигателями западных фирм. В качестве примера можно рассмотреть три проекта, два из которых уже выполнены. Еще в середине 1990 года между КБ им. А. Н. Туполева и британской двигателестроительной фирмой «Роллс-Ройс» было достигнуто соглашение об оснащении нового самолета Ту-204 двигателями фирмы «Роллс-Ройс» РВ 211-535. Уже через два года, в августе 1992 года, после подписания соглашения первый самолет Ту-204 с двигателями РВ 211-535 был представлен на аэрокосми-ческом салоне в Фариборо. Самолет имел исключительный успех из-за его аэродинамических и экономических характеристик и вызывал значительный коммерческий интерес на Западном рынке, Для его маркетинга и продажи за свободноконвертируемую валюту было создано российско-британское совместное предприятие «БРАВИА». Его учредителями стали с российской стороны КБ им, А. Н. Туполева и акционерное общество по производству самолетов «Авиастар», а с британской стороны фирма «Роллс-Ройс» избрала своего партнера — банковскую корпорацию «Роберт Флеминг энд Ко», которая в свою очередь образовала инвестиционный фонд, известный как «Флеминг Раша Инвестмент Корпо-рэйшн» (ФРИК).
Ассоциация «Ильюшин» подписала соглашение с американской фирмой «Пратт-Уитни» об установке их двигателей на самолеты Ил-96. После осуществления проекта новый самолет Ил-96М должен был бы иметь дальность полета свыше 12 тыс. км. Однако, к сожалению, этот проект не получил завершения.
Департаментом авиационной промышленности России и американской самолетостроительной корпорацией «Боинг» подписано соглашение о создании объединенного научно-исследовательского центра в России и о совместной разработке проекта сверхзвукового пассажирского самолета XXI века.
Обсуждались также проекты трехстороннего сотрудничества — Россия, США и Израиль по оснащению российских самолетов американскими двигателями и израильской авиаоникой (авиационным радиоэлектронным оборудованием). Однако этот проект в связи со смертью д-ра Арманда Хаммера остался незавершенным.
Другим примером авиационного сотрудничества является совместная разработка нового учебно-тренировочного самолета УТС-ЯК с двигателями «СНЕКМА», а также сверхзвукового пассажирского самолета для бизнесменов на 14 мест российской фирмой ОКБ им. П. О. Сухого и американской фирмой «Гольфстрим». Кроме того французская фирма «СНЕКМА» проявляет готовность к сотрудничеству с двигателестроителями России, в частности, с пермским объединением «Авиадвигатель», где создана силовая установка ПС-90А2, по своим параметрам уже не уступающая лучшим мировым образцам. После совместной доработки в результате совместных усилий французской и российской фирм в области маркетинга, ремонта и обслуживания этот двигатель вполне сможет конкурировать с подобной продукцией западных фирм. Уже ведутся переговоры об установке доработанных двигателей ПС-90А2, получающих международную сертификацию, на самолет А-340 европейского консорциума «Эрбас Индастри».
Следует отметить, что фирма «СНЕКМА» первой из иностранных фирм вступила в российскую Ассоциацию авиадвигателестроения. Вступили в нее, ставшую, таким образом международной, английская фирма «Роллс-Ройс» и канадская
мдс.
Помимо этих проектов уже действуют некоторые совместные авиационные проекты, например русско-немецкая разработка проекта самолета с двигателями на водородном (экологически чистом и с неорганиченными запасами топлива на земле) топливе. В этом проекте участвуют пятнадцать фирм, в том числе КБ им. А. Н. Туполева, КБ им. Кузнецова, фирма «Дорнье» и другие, включая Институт физики Макса Планка.
Из этих примеров видно, что российские авиаторы сделали весомую заявку на интеграцию в мировой, довольно плотно заполненный рынок авиационной продукции. Кроме финансовых выгод это является важным шагом на пути дальнейшего укрепления международного экономического сотрудничества в этой сфере.
- 3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (иата)
- 4.1. Особенности продажи международных авиаперевозок
- 4.3.2. Особенности лизинга (аренды) самолетов
- 4.4. Концессионная деятельность международных аэропортов
- 5.1. Создание межнациональных авиакомпаний
- 5.2. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм
- 5.3. Создание диверсифицированных транснациональных корпораций
- 5.4. Международная техническая кооперация
- 5.5. Коммерческое сотрудничество и стратегические альянсы
- 5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)
- 5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов