5.1. Создание межнациональных авиакомпаний
Эта форма международного экономического сотрудничества (МЭС) пока еще не получила значительного распространения в международном воздушном транспорте. Из межнациональных компаний на сегодня известны только пять авиационных перевозчиков, это — «Скандинэвиэн Эрлайнз Систем» (САС), «Сканэйр», «Эйр Африк», «Галф Эйр» и «Араб Эйр Карго».
Межнациональная авиакомпания САС была образована в 1950 году на основе объединения авиакомпаний трех стран — Швеции, Дании и Норвегии в соответствии с соглашением о сотрудничестве в области гражданской авиации. По своей организационной структуре она является корпорацией, половина капитала которой принадлежит трем указанным государствам, а другая половина— акционерная — держателям ее акций — частным лицам и организациям. Соглашением 1950 года об образовании САС 'предусмотрено сохранение собственности на воздушные суда за каждой страной, в которой эти суда зарегистрированы. В то же время САС является самостоятельным юридическим лицом, несущим ответственность за эксплуатацию воздушных судов, их страхование, воздушные перевозки, экономическую и финансовую деятельность.
Межнациональная авиакомпания САС имеет свою предысторию. Процессы международного экономического сотрудничества зародились в Скандинавских странах еще в 1946 году, когда было подписано первое интеграционное соглашение, предусматривавшее тесное партнерство по осуществлению трансатлантических перевозок тремя авиакомпаниями — АБА (Швеция), ДДЛ (Дания) и ДНЛ (Норвегия) с распределением капитала: 3/7 — АБА, 2/7 — ДДЛ и 2/7 — ДНЛ*. Распределение прибылей и убытков было согласовано в той же пропорции, т. е. консорциум представлял собой классическую схему пула расходов и доходов.
Успех пула трех авиакомпаний по эксплуатации трансатлантических линий привел к дальнейшей интеграции не только трансатлантических, но и европейских и африканских линий. В 1948 году было образовано европейское отделение САС, эксплуатирующее авиалинии на условиях глобального пула с распределением доходов между партнерами пропорционально выполненным каждым тонно-километрам перевозок.
Третья фаза процесса интеграции осуществлялась в 1950 году с образованием новой корпорации САС с полной интеграцией всех трансатлантических, трансконтинентальных и внутрискандинавских авиалиний компаний АБА, ДДЛ и ДНЛ. Неинтегрированными остались только внутренние линии Швеции, Дании и Норвегии, которые обслуживаются САС, но субсидируются соответствующими правительствами. Авиакомпании АБА, ДДЛ и ДНЛ продолжают номинально существовать как национальные авиакомпании, зарегистрированные в соответствии с законами своих государств.
Руководство деятельностью межнациональной авиакорпораций САС осуществляется Советом партнеров с шестью полноправными членами от каждой страны. Совет избирает Исполнительный комитет, состоящий из шести членов. Непосредственное руководство авиакомпаний осуществляют президент, два исполнительных вице-президента и несколько вице-президентов по основным направлениям деятельности.
Деятельность авиакорпорации САС на международных воздушных линиях является весьма успешной. Объединение трех национальных компаний в единое предприятие позволило САС успешно конкурировать с крупнейшими авиакомпаниями Европы, Азии и Америки, По результатам международной перевозочной деятельности САС занимает видное место среди 30 крупнейших авиакомпаний мира, выполняющих международные перевозки.
Являясь межнациональной корпорацией, САС представляет собой классический тип многопрофильного объединения. Она является держателем 50% акций регулярной авиакомпании «Линьефлюк А/В» и 30% акций таиландской авиакомпании «Тай Интернэшнл Эйруэйз». Кроме того САС принимала самое непосредственное участие в создании внутренней авиакомпании «Данэйр А/С», созданной на основе слияния авиакомпаний «Цимбер Эйр Денмарк» и «Маерск Эйр». САС является держателем акций туристических фирм и гостиниц, а также родительской компанией другой многонациональной компании — «Сканэйр».
Межнациональная чартерная авиакомпания «Сканэйр» является многонациональной компанией, которая с 1965 года зарегистрирована как европейский чартерный перевозчик. Капиталом «Сканэйр» владеют авиакомпании АБА, ДДЛ и ДНЛ в отношении 3:2:2 соответственно. «Сканэйр» осуществляет чартерные перевозки в основном в пределах Западной Европы, преимущественно в Испанию и Италию, а также на Канарские острова, в Гамбию и Шри Ланку. В начале 1970-х годов «Сканэйр» присоединила к себе шведскую авиакомпанию «Трансэйр» и стала ведущим чартерным перевозчиком скандинавских стран.
Многонациональная авиакомпания «Эйр Африк» была образована в 196! году после подписания договора Яунде (Камерун) относительно воздушного сообщения между бывшими французскими колониями, получившими независимость. Первоначально к договору Яунде присоединились 11 государств — Камерун, Центрально-африканская республика (ЦАР), Чад, Республика Дагомея (Бения), Габон, Берег Слоновой Кости (Коте-Дивуар), Мавритания, Нигер, Сенегал и Верхняя Вольта. Позже из сообщества вышел Камерун, образовавший независимую авиакомпанию, а в 1968 году к нему присоединилась Республика Того. Таким образом авиакомпания «Эйр Африк» стала межгосударственным акционерным обществом, принадлежащим 11 государствам. Каждое из входящих в сообщество государств первоначально владело 6% капитала (всего 66%), а остальные 34% принадлежали французскому акционерному обществу «Сосьете пур ле девелоп-ман дю транспор аэриен ан Африк» (СОДЕТРАФ), основными пайщиками которого являются французские авиакомпании ЮТА и «Эр Франс». Капитал Авиакомпании «Эйр Африк» распределяется в пропорции: 28% — СОДЕТРАФ и по 6,54% — остальные участники. В свою очередь, «Эйр Африк» и СОДЕТРАФ вкладывают капитал в другие африканские авиакомпании. Так, «Эйр Африк» имеет 50% капитала в авиакомпании «Трансгабон», а СОДЕТРАФ вложил свой капитал в авиакомпании «Эйр Банги» и «Эйр Чад».
Авиакомпания «Эйр Африк» выполняет международные перевозки с 1961 года. При этом внутренние перевозки осуществляют-I ся в основном национальными авиакомпаниями или другими авиакомпаниями, назначенными государствами — участниками договора Яунде. Международные авиалинии «Эйр Африк» связывают свыше 20 африканских государств, а также соединяют африканские города со многими пунктами во Франции, Италии, Швейцарии, США.
Руководство авиакомпанией осуществляет Совет директоров во главе с председателем Совета. В Совет входят по два директора от каждой страны-участника, а также представители от СОДЕТРАФ, ЮТА и «Эр Франс». Непосредственное управление авиакомпанией осуществляет президент, являющийся одновременно генеральным директором, и шесть директоров — финансовый директор, коммерческий директор, директор по эксплуатации, директор по Европе, директор по Западной Африке и директор по Северной Америке.
В соответствии с договором Яунде страны-участники согласились передать «Эйр Африк» все имеющиеся у них права на международные полеты, а также назначить «Эйр Африк» для осуществления таких прав при заключении новых соглашений о воздушном сообщении. Каждое воздушное судно, принадлежащее сообществу, регистрируется в одном из государств-участников сообщества, при этом оно может быть свободно использовано для нужд сообщества независимо от места его регистрации. Для согласования вопросов, связанных с деятельностью авиакомпаний, между государствами-участниками создан Комитет министров транспорта, наделенный широкими полномочиями, включая подготовку предложений по заключению соглашений о воздушном сообщении. Комитет собирается не реже одного раза в год.
Несмотря на то, что авиакомпания находится в определенно финансовой зависимости от американского и французского капитала, ее создание явилось большим достижением в становлении и развитии воздушного транспорта молодых африканских государств. Объединение их усилий в создании единой многонациональной авиакомпании позволило африканским государствам организовать международное воздушное сообщение как между странами внутри Африки, так и с другими континентами.
Межнациональная авиакомпания «Галф Эйр» была образована в 1950 году частными инвеститорами государств бассейна Персидского залива. С 1951 года контрольным пакетом акций компании (51%) завладела британская авиакомпания БОАК. Однако последующие годы в связи с улучшением финансового положении авиакомпании и увеличением интереса к ней со стороны государств бассейна Персидского залива, доля БОАК сократилась до 25%, а с 1974 года полными владельцами всех акций компания стали четыре государства — Бахрейн, Оман, Катар и Объединенные арабские эмираты (ОАЭ).
С этого времени благодаря повышенному интересу государств к авиакомпании и увеличившейся помощи с их стороны на приобретение новых самолетов в деятельности авиакомпании «Галф Эйр» произошли значительные изменения. Из региональной авиакомпании она превратилась в международного перевозчика. Парк самолетов компании превысил 20 современных машин, персонал - более 3 тыс. человек. После ухода БОАК организационно-управленческую помощь авиакомпании «Галф Эйр» стала оказывать авиакомпания САС, изменившая стратегию управления, развития авиалиний и программу закупки самолетов. Помимо регулярных пассажирских и грузовых перевозок между Бахрейном, Дюбаи, Абу-Даби и Маскатом, «Галф Эйр» стала выполнять полеты в такие города, как Эль-Кувейт, Амман, Каир, Афины, Амстердам, Багдад, Бомбей и другие города Индии, Лондон, Париж, Нью-Йорк, в города Пакистана, а также в другие пункты. Кроме регулярных стали развиваться и чартерные авиаперевозки. Постепенно авиакомпания стала диверсифицировать свою деятельность, включив в нее содержание гостиниц, домов отдыха и пансионатов, фабрик-кухонь и предоставление технического обслуживания другим авиакомпаниям. Диверсификация дает авиакомпании свыше 40% всех прибылей.
Авиакомпания управляется Советом директоров во главе с председателем Совета. Исполнительную власть осуществляет Генеральный директор и директора по направлениям деятельности (коммерческая, техническая и др.).
Межнациональная авиакомпания «Араб Эйр Карго» была образована в 1982 году подписанием соглашения между Иорданией и Ираком о создании совместной грузовой авиакомпании. Цели авиакомпании определены в преамбуле соглашения — усилить и развить сотрудничество в области коммерческого воздушного транспорта в целях дальнейшего экономического развития арабских стран и создания необходимых элементов для экономической интеграции арабских стран. Соглашением предусмотрено, что «Араб Эйр Карго» координирует свою деятельность и сотрудничает с арабскими компаниями в области грузовых авиаперевозок. Членство в компании открыто для любой арабской авиакомпании, представляющей любую арабскую страну, с согласия соответствующих государств. В соответствии с соглашением авиакомпания является юридическим лицом и имеет право заключать контракты, а также предпринимать все юридические меры и действия. Воздушные суда «Араб Эйр Карго» эксплуатируются в рамках совместной регистрации. В качестве государства регистрации воздушных судов компании выступает Иордания, ведомство гражданской авиации которой ведет совместный реестр эксплуатируемых «Араб Эйр Карго» воздушных судов.
- 3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (иата)
- 4.1. Особенности продажи международных авиаперевозок
- 4.3.2. Особенности лизинга (аренды) самолетов
- 4.4. Концессионная деятельность международных аэропортов
- 5.1. Создание межнациональных авиакомпаний
- 5.2. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм
- 5.3. Создание диверсифицированных транснациональных корпораций
- 5.4. Международная техническая кооперация
- 5.5. Коммерческое сотрудничество и стратегические альянсы
- 5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)
- 5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов