1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере составляет самую глубокую основу укрепления целостности мира. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей.
В нашей стране государственная монополия на ВЭД сохранялась все годы существования СССР. Например, в ст. 73 Конституции СССР было записано, что «ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: ...внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии».
Но на современном этапе развития мирового хозяйства автаркия противоречит потребностям народов. Следовательно, выход за пределы национальных границ имеет в своей основе потребность страны в решении внутренних проблем за счет внешних связей. Поэтому необходимы усилия правительства и других властных структур, обеспечивающие разумность и согласованность международных контактов, что и послужило началом реформ как в экономике России в целом, так и в области в частности.
Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986 года. Именно в этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу на внешний рынок, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим Постановлением было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также 70 крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.
Следующим шагом, направленным на развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, были постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. №48 и №49, в соответствии с которыми юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением № 412 от 16 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.
Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества.
В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 г. самостоятельного выхода на внешний рынок главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие.
Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций».
Реформа ВЭС в немалой степени способствовала ускорению развития рыночных тенденций, выявив ограниченность принимавшихся на первом этапе общехозяйственной реформы мер. С другой стороны, именно в ВЭС наиболее остро проявилась глубина кризиса, переживаемого экономикой страны.
На состоянии ВЭС отразились также некоторые меры в области регулирования, которые носили ошибочный характер. Отсутствовал валютный контроль. Все это не могло не сказаться отрицательно на эффективности вклада ВЭС в общие результаты хозяйствования в стране. За годы реформы серьезно возрос внешний долг страны, параллельное использование иностранной валюты во внутренних расчетах способствовало ослаблению позиций рубля, через внешнеторговые каналы происходила неоправданная, а в ряде случаев и незаконная перекачка средств между бюджетами различных уровней, отдельными секторами хозяйства и типами хозяйствующих объектов. Имели место необоснованные перекосы в пользу развития бартерных форм торговли, в частности в приграничных сделках, получение коммерческими структурами и СП необоснованно высоких доходов за счет разницы внутренних и внешнеторговых цен. Снизилась доля эффективных экспортных сделок по наиболее важным для страны сырьевым товарам. Увеличилась утечка валютных средств за границу.
В настоящее время экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики России, через которую реализуется около 20%' валового внутреннего продукта, несмотря на существующие проблемы России в этой области.
В 1996 г. объем экспорта в стоимостном выражении составил более 87 млрд. дол., что на 9% больше, чем в 1995 г. Превышение объема экспорта над импортом в 1996 г. равнялось 41,8 млрд. дол.; рост сальдо внешнеторгового оборота составил 25% к 1995 г.2 (динамика внешнеторгового оборота представлена в (таблице 1.2.1.).
Крайне заниженный курс рубля создаст большие проблемы во внешней торговле. Он позволяет экспортерам получать огромные доходы в рублях даже при существенном занижении цен на свои товары по сравнению с мировыми. Это сказывается при экспорте машин и оборудования, металлов, удобрений и других товаров. Во многих странах российских экспортеров обвиняют в демпинге. Вместе с тем вывоз сырья и некоторых других товаров, который очень выгоден при заниженном курсе рубля, создает проблему дефицита по этим товарам на внутреннем рынке.
Однако ухудшение мировой конъюнктуры для российских экспортеров, продолжающийся в экономике спад, вялый внутренний спрос, валютно-финансовый кризис оказывают негативное влияние на внешнюю торговлю Российской Федерации.
В 1998 г. внешнеторговый3 оборот со странами, не входящими в СНГ, сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,7% и составил 87,7 млрд. долл., в том числе экспорт - 47,4 млрд. долл. (сокращение на 15,5%), импорт - 40,3 млрд. долл. (сокращение на 4,3%).
Мировые цены на товары, составляющие основу российского экспорта, в 1998 г. были ниже цен соответствующего периода 1997 г. на 20%. Наибольшие потери понесли экспортеры энергоресурсов: средняя цена на нефть сорта Брент-смесь понизилась на 31,6%, на важнейшие виды нефтепродуктов - на 25,9%, природный газ - на 14,5%. Цены на российскую нефть (Уральская смесь) - снижались более высокими темпами. В июне текущего года цена российской нефти достигла самой низкой отметки 9,3 долл. за баррель, в июле повысилась до 14,8 долл., в августе - снизилась до 10 долл. (в августе 1997 г. - 15,8 долл. за баррель).
К факторам, сдерживающим динамику экспорта черных металлов, можно отнести частичную потерю российскими экспортерами мировых рынков сбыта своей продукции и антидемпинговые меры, применяемые правительствами ряда стран и направленные на ограничение ввоза на их территорию российских черных металлов. В отношении российских фирм уже действует 63 ограничения, из них 45 - антидемпинговых.
В октябре 1998 г. Комиссия по международной торговле США приняла решение об антидемпинговом разбирательстве в отношении поставок стального горячекатанного проката из России. В Комиссию было внесено предложение ввести антидемпинговые пошлины в размере 107-199%. Сохранение рынка США возможно в случае приостановки антидемпингового расследования и заключения соглашения о добровольном количественном ограничении РФ поставок стальной продукции и цен.
Правительство Венесуэлы установило временные антидемпинговые пошлины на импорт в страну горячекатанного тонкого листа из России (64,28%), Казахстана (72,47%) и Украины (80,5%).
В 1998 г. темпы снижения физических объемов российского экспорта в 1,3 раза превышали темпы спада ВВП. Экспорт утратил экстенсивный характер, сложившийся в 90-е годы. Его физический объем возрос в 1993 г. на 20%, в 1994 г. - на 11%, 1995 г. - 4%, 1996 г. - 1%, в 1998 г. впервые сократился на 2,8%.
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий