logo
УМК - Торгово-экономические отношения

2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии

Как любая экономическая деятельность, внешняя торговля имеет свою правовую базу, представляющую собой совокуп­ность различного рода нормативных актов, на основе которых строится работа всех участников ВЭД. Нормативное регулиро­вание экспортно-импортных связей России со странами СНГ базируется на тех же принципах, что и сотрудничество с дру­гими группами стран. Однако здесь есть свои особенности. Это обусловлено характером международных соглашений, заклю­ченных между Россией и странами СНГ.

Основополагающим актом в данной области является Дого­вор о создании Экономического союза стран Содружества (1993 г.), определяющий долгосрочные цели сотрудничества и интеграции России и других стран СНГ.

Первым этапом в направлении формирования экономичес­кого союза стало Соглашение о создании зоны свободной тор­говли, подписанное 15 апреля 1994 г. В настоящее время уча­стниками зоны свободной торговли являются 12 стран-членов СНГ.

Соглашение о создании зоны свободной торговли направле­но в первую очередь на:

Страны-участницы соглашения договорились, что будут воз­держиваться от действий, противоречащих положениям и пре­пятствующих достижению целей Соглашения. Это положение касается, в частности, условий участия этих стран в других региональных экономических группировках.

Вместе с тем, страны-участницы Соглашения сохраняют за собой право самостоятельно устанавливать режим внешнеэко­номических отношений с государствами, не участвующими в настоящем Соглашении. Положения данного Соглашения не затрагивают прав и преимуществ, предоставляемых в рамках регионального сотрудничества, приграничной и прибрежной торговли, преференций, свободных экономических и таможен­ных зон, регулируемых внутренним законодательством или на основе международных соглашений.

В соответствии с Соглашением, договаривающиеся стороны не применяют таможенных пошлин, налогов и сборов, имею­щих эквивалентное действие, а также количественных ограни­чений на ввоз и/или вывоз товаров, с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся сторон. Исключения из данного торгового режима оформляются соот­ветствующими документами.

В целях ликвидации технических барьеров и других огра­ничений аналогичного характера во взаимной торговле страны будут стремиться к гармонизации технических и других спе­циальных требований и согласованию своей политики в этой области. Они договорились о максимальном упрощении и уни­фикации таможенных формальностей, в частности, путем вве­дения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие международные соглашения и договоренности.

Все сборы и платежи (за исключением таможенных пош­лин, налогов и приравненных к ним сборов), устанавливаемые странами-участницами Соглашения, в связи с ввозом или вы­возом во взаимной торговле, не должны превышать в разум­ных пределах прямых фактических затрат.

Соглашение предусматривает, что при осуществлении мер тарифного регулирования, ведении статистического учета и об­мене статистической информацией, а также для таможенного контроля и оформления будут использоваться товарные номен­клатуры ВЭД, основанные на гармонизированной системе опи­сания и кодирования товаров. При этом для собственных нужд договаривающиеся стороны при необходимости осуществляют дальнейшее развитие национальных товарных номенклатур.

Страны-участницы Соглашения договорились, что не будут прямо облагать происходящие с таможенной территории других договаривающихся сторон товары налогами и сборами фи­скального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров.

В соответствии с Соглашением в настоящее время Россия не взимает таможенных пошлин при импорте товаров из стран СНГ, поскольку все они являются участницами зоны свобод­ной торговли. Налог на добавленную стоимость и акцизы на товары, импортируемые из стран СНГ, взимаются по тем же ставкам, что на товары российского производства.

Образование таможенного союза как следующей ступени интеграции внутри Содружества ознаменовано принятием це­лого ряда межгосударственных соглашений стран-членов Со­юза. Законодательным оформлением процесса формирования Таможенного союза (ТС) стали следующие документы: 6 ян­варя 1995 г. подписано соглашение о ТС между РФ и Белорус­сией, 20 января 1995 г. к нему присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизия. Развернулась работа по созданию ТС, предусматривающего полное снятие ограничений во вза­имной торговле, единые торговый режим и таможенный та­риф, а также согласованные меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Договаривающиеся Стороны провозгласили следующие цели создания Таможенного союза: