logo
История налогообложения2 / Эслен история внешней торговли

§ 24. Торговая политика Соединенных Штатов Америки

Историю торговой политики Соединенных Штатов можно понять только в связи с историей их внутреннего политического развития и колонизацией их огромной территории. Конституция. 1789 г. предоставляла федеральной власти право регулировать торговую политику по отношению к загранице, а также между отдельными штатами. Пошлины, установленные отдельными штатами на основании первой конституции, принятой после провозглашения независимости 13 колониями в 1787 г., были отменены. Территория Соединенных Штатов представляет собой с тех пор единую таможенную область.

В 1789 г. Соединенные Штаты были еще вполне аграрным государством: из 3,9 миллионов населения по переписи 1790 г. городское население составляло 3,4%. В отношении промышленности Соединенные Штаты стояли приблизительно на той ступени, на которой Западная Европа находилась за 400–500 лет перед тем. Преобладали ремесла и домашняя промышленность. Однако, хозяйственная жизнь Соединенных Штатов была проникнута духом капиталистического хозяйства. На юге господствовало плантаторское хозяйство, построенное на рабском труде негров. Там возделывались табак, рис, индиго [197] для мирового рынка. Потребность в промышленных изделиях покрывалась главные образом домашним хозяйством. Предметы роскоши для рабовладельцев привозились из Англии. В северных штатах, в так называемой Новой Англии, а также в штатах Нью-Йорке и Пенсильвании, преобладали сельскохозяйственные предприятия мелких и средних размеров, возделывавшие пшеницу, маис и овощи и занимавшиеся в широких размерах скотоводством. Но промышленность была почти также слабо развита, как и на юге. На раду с домашней промышленностью имелись небольшие ремесленные заведения; кроме того, существовало кораблестроение и маленькие доменные печи. Городское население кормилось торговлей, водным транспортом и рыболовством, в особенности и китобойным промыслом.

Уже первый таможенный тариф 1789 г. заключал в себе некоторые воспитательные пошлины; так, например, на пеньку, веревочные изделия, гвозди, стекло и т. д. Но главной целью таможенного тарифа было обеспечение доходов государству. Тариф состоял по преимуществу из умеренных фискальных пошлин, и высоко облагались только предметы роскоши.

Своеобразные условия создались для американской торговли, когда в 1803 г. снова возгорелась война между Англией и Францией.

Из всех государств, остававшихся нейтральными, Соединенные Штаты располагали в то время самым крупным торговым флотом. В их руки перешла, поэтому, значительная часть торговли, совершавшейся между европейскими гаванями. Такое обстоятельство не могло не вызывать недовольства у англичан, которые стали блокировать европейские гавани и обыскивать торговые суда даже у самых берегов Америки. Тогда конгресс запретил в декабре 1807 г. американским судам покидать отечественные гавани (так называемое эмбарго 1807 г.). Запрет был отменен и марте 1809 г., но за этим последовала блокада североамериканского побережья английским флотом, а в 1812 г. Соединенные Штаты объявили войну Англии. Вызванное всем этим нарушение торговли положило в то время начало крупной промышленности в Соединенных Штатах. С 1807 по 1815 г. число механических веретен росло – с 8000 до 500 000. Перерыв в торговых сношениях между Америкой и Европой оказал на американскую промышленность такое же действие, как континентальная блокада на европейскую.

Последующие 50 лет, до гражданской войны, представляли собой в области таможенной политики беспрерывную борьбу между промышленным, а потому протекционистским севером и сельскохозяйственным, а потому фритредерским югом. Блокада в Англии и во Франции, а потом англо-американская война, заставили Соединенные Штаты в большей степени, нежели раньше, перейти к самостоятельной переработке сырья, добываемого в стране. Но после заключения мира в 1815 г., англичане запрудили своими (и изобилии скопившимися у них) товарами европейский и американский [198] рынок. Промышленники обращались к конгрессу с просьбами о введении покровительственных пошлин, чтобы спасти их от гибели. Таможенный закон 27 апреля 1816 г. пошел им навстречу: хлопчатобумажные, шерстяные изделия были обложены пошлиной в размере 25% их стоимости. Вскоре пошли еще дальше. Промышленные штаты Новой Англии заняли господствующее положение и конгрессе, и уже и 1824 г. был принят тариф с еще более высокими ставками. За ним последовал тариф 1828 г. с самыми высокими ставками, каких Соединенные Штаты не знали ПОТОМ до введения тарифа Мак-Кинли в 1890 г.

Основная идея американской торговой политики сводилась к охране промышленности в воспитательных целях. Было выдвинуто требование, что страна должна иметь собственную промышленность, хотя бы для того, чтобы быть гарантированной в случае войны. при этом указывали, что федеративному правительству в 1813 г. приходилось, не взирая на запрещение торговли с Англией, покупать английские сукна, чтобы одеть, войска, воевавшие с англичанами. К этому присоединилось еще то обстоятельство, что вследствие хороших урожаев в Европе и хлебных законов, введенных в Англии, вывоз хлеба из Америки, начиная с 1819 г., падал. Сельские хозяева в северных штатах требовали создания отечественного рынка, дабы они не нуждались и вывозе.

Достигалась ли при помощи покровительственных пошлин та цель, которая преследовалась; а именно – воспитание промышленности? Главная из покровительствуемых отраслей промышленности – хлопчатобумажная,. по всей вероятности, продолжала бы развиваться также успешно и при отсутствии всяких пошлин. После того, под влиянием торговой блокады 1807–1815 гг. в хлопчатобумажной промышленности появилось машинное крупное производство, оно, несомненно, развивалось 6ы по-прежнему и дальше, принимая во внимание выдающиеся способности американского народа к машинной технике. Доказательством этому служит шерстяная промышленность. До 1828 г. пошлина на шерстяные товары была относительно ниже, чем на хлопчатобумажные, к тому же шерсть, как сырье, удорожалась довольно значительной пошлиной, И не взирая на это, американская шерстяная промышленность блестяще развивалась и раньше, чем и Англии, применила у себя механический станок. Если бы она получала сырье по той же цене, как и в Англии, она могла бы работать дешевле английской промышленности. Когда в 1828 г. была введена высокая пошлина па шерстяные товары, то ни в каком воспитании уже не было надобности.

В ином положении находилась железная промышленность. Пока доменные печи работали на древесном угле, бедная лесами Англия должна была ввозить чугун. Потому в британских колониях поощрялось производство чугуна, и североамериканские колонии, пользуясь своими лесными богатствами, ввозили железо в Англию. За последнее десятилетие XVIII века британская железная [199] промышленность стала применять каменный уголь. Вывоз из Соединенных Штатов прекратился, а вместо этого в Америку стали ввозить железные изделия. Этому не могли помешать даже пошлины на железо, установленные в тарифах 1816 и 1828 гг. Несмотря на так называемые воспитательные пошлины, Америка сохранила традиционный способ производства железа и стали при помощи древесного угля. Тонко с постройкой железных дорог, начавшейся в 30-х годах, началась разработка каменноугольных копей. Первые доменные печи. работающие на антраците, были построены в 1840 г. Но к тому времени уже восторжествовало течение, направленное на понижение пошлин.

Дело в том, что покровительственная политика с чеченцем времени наталкивалась на все большее сопротивление. Она исключительно шла на пользу промышленников в северных штатах; страдающей стороной являлись, главным образом, сельские хозяева, потому что им приходилось дорого оплачивать промышленные изделия. В северных штатах была сделана попытка привлечь сельских хозяев на сторону протекционизма посредством пошлин па шерсть, пеньку и лен и даже на пшеницу и кукурузу. Кроме тот, их старались убедить и необходимости создания внутреннею рынка для сельского хозяйства. Иное положение было на юге. Здесь скоро убедились, что при рабском труде рабов развить промышленность невозможно, и необходимые промышленные изделия надо ввозить либо из Европы, либо из северных штатов по ценам, которые повышались вследствие пошлин. Вместе с тем, хлопок в то время еще не занимал господствующего положения на юге, и в Соединенных Штатах еще не привилось ошибочное убеждение, распространенное впоследствии во время гражданской войны будто бы Англия не в состоянии обойтись без американского хлопка. Но в то же время хлопок уже становился серьезным предметом экспорта, и возникало опасение, что Англия, в виде возмездия за высокие американские пошлины, может со своей стороны обложить пошлиной хлопок или даже совсем запретить его ввоз.

Протекционистский тариф 1828 г. привел в крайнее возбуждение весь юг. Уже тогда угрожало отпадение южных штатов под главенством Южной Каролины. Уступчивая политика севера предупредила разрыв: было заключено соглашение (в 1833 г.), по которому покровительственные пошлины должны были в течение ближайших десятилетий постепенно быть доведены до размеров тарифа 1816 г.

Установление свободной торговли в Англии вызвало в 1846 г. еще большее понижение пошлин. Этот тариф оставался в силе до 1857 г., когда пошлины были снова понижены, так как доходы от пошлин достигли таких размеров, что союзное правительство, финансы которою находились в блестящем состоянии (государственные долги были целиком погашены в 1835 г.), не знало, куда девать деньги.

[200] Как же развивалась американская хозяйственная жизнь под влиянием торговой политики, усвоенной на основании компромисса 1833 г. и продолжавшейся до гражданской войны?

Хлопчатобумажная промышленность продолжала беспрерывно развиваться, несмотря на понижение пошлин. Выработка простых товаров делала огромные успехи. Несмотря на высокую заработную плату (при более низких ценах на продовольственные продукты) труд обходился дешевле, нежели и Великобритании, потому что американские рабочие работали продуктивнее английских. Английский рабочий в то время только еще впервые становился человеком под влиянием законодательства. направленного на охрану труда. Достаточно указать на то, что американская хлопчатобумажная промышленность с успехом конкурировала с английской на южно-американском рынке и даже на индийском рынке, который был огражден покровительственными пошлинами.

Менее благоприятно развивалась шерстяная промышленность. Здесь преуспевали только те отрасли производства, которые работали на отечественном сырье. Ввиду того, что для тонких товаров нельзя было обходиться без иностранной шерсти, а ввоз ее до 1857 г. облагался пошлиной в размере 30% стоимости, то эта отрасль шерстяной промышленности не могла получить развития. Впрочем, представляется сомнительным, следует ли такую отсталость приписывать исключительно пошлине на шерсть, или же вообще условия производства тонких шерстяных изделий и Соединенных Штатах неблагоприятны.

Но, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что относительная свобода торговли, установившаяся в 40-х и 50-х годах позволяла югу сохранить свой односторонний, своеобразный хозяйственный строй. Рабство негров не только не уменьшилось, а, наоборот, еще расширилось по направлению к западу. Это было связано с ростом спроса на хлопок на мировом рынке. Если бы Соединенные Штаты были протекционистским государством, то, надо полагать, что юг не мог бы с такой легкостью сбывать свой хлипок в Англии. Может быть Англия занялась бы культурой хлопка в Индии, и тогда несостоятельность экономического строя южных штатов обнаружилась бы раньше.

Гражданская война явилась поворотным пунктом в американской торговой политике. С этого времени установились покровительственные пошлины в размерах, о которых промышленники раньше не могли даже и мечтать.

Правда, первый толчок к повороту в торговой политике исходил не от гражданской войны. Вскоре после понижения таможенного тарифа 1857 г. начался промышленный кризис. Как всегда в таких случаях, протекционисты приписывали его понижению пошлин. Это было неправильно, потому что кризис перекинулся в Соединенные Штаты из Европы. Но плохого положения дел было достаточно для того, чтобы протекционисты могли предпринять новое наступление. К атому присоединился еще политический [201] момент: штат Пенсильвания, который до 30-х годов был демократическим и не проявлял достаточно энергии в вопросе об отмене рабства негров, но в то же время он настаивал на государственной помощи для своих фабрик. Республиканцы желали привлечь этот штат на свою сторону, чего и достигли при помощи повышения пошлин. Зимою 1859–1860 г. в палате депутатов был проведен новый таможенный тариф, названный но имени его автора тарифом Морилля. Официально он стремился вернуть пошлины к тому размеру, в каком они взимались до 1858 г., но благодаря тому, что пошлины, взимавшиеся со стоимости товаров, были превращены 11 специфические; пошлины (по весу товара), контрабандой проскочило весьма значительное повышение таможенных ставок. К этому приему американские протекционисты прибегали очень часто, и результате чего распространилось мнение, будто бы пошлины, взимаемые по стоимости товара, связаны с фритредерством, а весовые пошлины – с покровительственной политикой.

Вскоре после принятия тарифа Морилля вспыхнула гражданская ценна. Необходимость увеличения федеральных доходов вызвала в 1861 г. дальнейшее повышение таможенных ставок. До 1865 г. конгресс и каждой своей сессии чуть ли не ежемесячно повышал таможенные ставки. Отчасти они только компенсировали высокие налоги на потребление, которые были установлены для стали, железа, бумаги, кожи, сахара, сала, хлопка и хлебных продуктов, словом, почти на все. Но пошлины обыкновенно по размерам слоим превышали эти налоги. Ввиду того, что финансовые нужды были очень настоятельны, и не было времени исследовать влияние, которое окажут отдельные мероприятия, то самым простым и удобным путем казалось установление таких пошлин, каких требовали отечественные фабриканты. Их представители всячески старались добиться в конгрессе пошлин на те или другие товары под патриотическим предлогом увеличения федеральных доходов. В то время на проведении тех или иных законодательных мероприятий зарабатывались крупные состояния, а законы подсказывались теми, кто извлекал из них выгоду.

Война оказала самое деморализующее влияние на представителей делового мира и на законодательство. С тех пор установился обычаи, что представители заинтересованных групп отправляются, во время обсуждения тарифов в конгрессе, в Вашингтон, и там стараются непосредственно воздействовать на народных представителей. До гражданской войны такие явления были редки.

В течение 20 лет пошлины оставались на том высоком уровне, какого они достигли во время войны: в среднем они составляли 47% стоимости товаров. Между тем, вскоре после войны внутренние налоги на потребление и торговлю были отменены. К 1872 г. исчезли все налоги, которые могли служить оправданием для высоких ввозных пошлин. Пример американскою таможенною законодательства со времени гражданской войны ясно показывает, что [202] сравнительно легко повысить пошлины под впечатлением чрезвычайных обстоятельств, но очень трудно понижать их после того, как эти чрезвычайные обстоятельства миновали.

После возобновления размена бумажных денег на золото и 1879 г., американская хозяйственная жизнь пошла в гору. Ввоз увеличивался, а вместе с тем росли и доходы федерального правительства. После 1880 г. ежегодные излишки по федеральному бюджету составляли 100 миллионов долларов, в результате чего явилось требование понизить пошлины. В 1882 г. была созвана тарифная комиссия, состоявшая исключительно из протекционистов. Она предложила для видимости понижение пошлин на 20--25%. Но когда, выработанный, таким образом, закон вступил в силу в 1883 г., то оказалось, что вместо понижения пошлин произведено повышение ставок на важнейшие товары..

С этих пор борьба между демократами, отстаивавшими более умеренные пошлины, и республиканцами, выступавшими в защиту высоких пошлин, становятся все более центральным пунктом американской внутренней политики. Республиканцы, стоявшие у власти, покупали голоса посредством раздачи пенсий часто довольно сомнительным «ветеранам" (участникам гражданской войны на стороне северных штатов) и их вдовам. Таким образом, они устраняли крупные бюджетные излишки, дававшие повод к требованию понижения пошлин.

Затем они помешали проведению тарифной реформы Кливленда. Он был первым демократом, который после гражданской войны снова занял высший пост в государстве. Его поражение на выборах 1888 г. было истолковано республиканцами, как осуждение намеченного ям понижения пошлин. Восторжествовавшая партия добивалась в 1890 г. принятия крайне протекционистского тарифа Мак-Кинли, ставки которого достигали небывалых размерен.

Уже и 70-х годах американские протекционисты усвоили себе за правило отменять все пошлины, не носившие покровительственного характера, для того, чтобы тем свободнее сохранять действительно покровительственные пошлины. Это нельзя назвать иначе, как обманом общественного мнения, которое до поры до времени настаивало на понижении пошлин. Такая же проделка была совершена и на этот раз. В тарифе 1890 г. были понижены или отменены пошлины на такие товары, производство которых в Соединенных Штатах не могло достичь значительных размеров. Так, например, была понижена пошлина на сахар-сырец. Соединенные Штаты ввозили 9/10, потребляемого в стране сахара. С отменой пошлины на сахар правительство лишалось приблизительно б5 миллионов долларов дохода от пошлин. Таким образом, уменьшались бюджетные излишки и облегчалась возможность противиться дальнейшему повышению пошлин. Зато пошлина на рафинад была сохранена, так как в ней был заинтересован сахарный трест, который а то время, почти неограниченно господствовал на внутреннем рынке. Кроме отмены пошлин на сахар, тариф понизил [203] только пошлину на стальные рельсы. Однако, и пониженная пошлина носила запретительный характер. Пошлины на чугун, и на железную руду остались в прежнем размере, хотя американская железоделательная промышленность и сталелитейная промышленность уже давно перестали нуждаться в воспитательных пошлинах.

Остальные пошлины были почти все без исключения значительно повышены, при чем отчасти под тем предлогом, что соответствующие отрасли промышленности еще недостаточно развиты в Соединенных Штатах, как например, производство тонких шерстяных и хлопчатобумажных тканей, стекольных и керамических изделий и т. д.

Вскоре после принятия этого закона республиканцы потерпели жестокое поражение на таборах в отдельных штатах. То же самое имели место на выборах и конгресс и 1890 и в 1892 гг. Причиною поражения явилось сильное повышение цен, последовавшее за принятием тарифа Мак-Кинли и всеобщее недовольство, вызванное политикой трестов. Демократам удалось и 1892 г. вторично провести Кливленда на президентский пост. Но едва он вступил в должность, как разразился кризис 1893 г. Его приписывали чрезмерному выпуску серебряных денег, в чем были повинны демократы. Но Кливленд сумел ловко отделить валютный вопрос от торговой политики: он выступил в защиту золотой валюты и против таможенных пошлин, и добился летом 1893 г. стены законов относительно чеканки серебра. Эта мера, однако, привела к тому, что демократическое большинство в конгрессе утратило свою сплоченность.

Справившись с валютным вопросом, демократы занялись торговой политикой. Вильсон внес в палату депутатов тарифный законопроект, который предусматривал умеренное понижение пошлин: только на сырую шерсть пошлины совершенно устранялись. Проект без большого труда прошел в нижней палате, где демократы располагали крупным большинством. Но в сенате он подвергся значительным изменениям. Предложенное понижение пошлин было сильно урезано. Впоследствии расследование показало, что не все сенаторы сумели противостоять соблазну подкупа. Президент отказался подписать закон в таком виде, ни он вcтупил в силу и без этого. Таким образом, несмотря на широкую кампанию, предпринятую президентом, протекционистам удалось спасти значительную часть ставок прежнего тарифа. Тариф Вильсона был не на много больше фритредерским, чем тариф Мак-Кинли.

Отрицательное отношение общественного мнения к протекционизму оказалось недолговечным. Застой в делах продолжался и его приписывали демократам и действию новою тарифа. Когда демократы на следующих выборах (Кливленд по традиции не мог быть избран третий раз) выставили кандидатом сторонника серебряной монеты Брайяна, они потерпели поражение. Президентом [204] был избран республиканец Мак-Кинли. Хотя республиканцы одержали победу благодаря валютному вопросу, тем не менее под предлогом необходимости устранить образовавшийся к тому времени дефицит в федеральном бюджете, они заменили в 1897 г. тариф Вильсона тарифом Дингли, в котором взвит или ввозные пошлины до неслыханных размеров.

Тарифы 1890 и 1897 г.г. были тяжелым ударом для промышленного импорта из Европы, вместе с тем в тарифе 1897 г. оставались свободными oт пошлин товары, которые в других государствах облагаются фискальными пошлинами, например: чай, кофе, ваниль. Это делалось в виде приманки для республик Центральной и Южной Америки. Их продукты пропускались беспошлинно, если они сами предупредительно относились к американским изделиям. В противном же случае они лишались этих льгот.

Тариф 1897 г. оказался самым долговечным из всех тарифов Соединенных Штатов. Объясняется это тем, что республиканцы, создавшие его, оставались у власти до 1912 г. Они держались благодаря своей империалистической внешней политике, а также благодаря длительному периоду экономического подъема. Соединенные Штаты оказались почти не затронуты кризисом, который переживала Европа на рубеже XX века. Только в октябре 1907 г. наступил экономический крах, за которым последовала депрессия, продолжавшаяся в 1908–1909 гг.

Как всегда в таких случаях, снова всплыл вопрос об изменении торговой политики. На президентских выборах, несмотря на плохую хозяйственную конъюнктуру, прошел республиканец Тафт Господствующая партия заявляла, что, новый тариф не должен заключать в себе ставок более высоких, нежели необходимо для покрытия разницы в издержках производства в Соединенных Штатах и за границей с добавлением к этому небольшой прибыли с пользу американских предпринимателей. На эту удочку удалось поймать широкие крут. населения. Для проведения вышеуказанного принципа решено было произвести расследование относительно размеров издержек производства в Америке и в Европе. При этом характерно, что сторонники покровительственных пошлин указывали, как на главного конкурента, уже не на Англию, А на Германию. Данные о низком уровне заработной платы в Германии, представленные сенату, были настолько неправильны, что германское правительство сочло нужным сообщить, председателю американского сената результаты произведенною им обследования относительно размера заработной платы германских рабочих, полагая, что это может быть повлияет на американское таможенное законодательство. Но докладная записка германского правительства была представлена сенату лишь несколько месяцев спустя после того, как вопрос о новом тарифе был решен.

Дело пошло таким же путем, как оно шло и раньше и подобных случаях. Тариф Пейна–Олдрича (Payne–Aldrich), принятый [205] в 1909 г., фактически не внес существенных перемен: высокие покровительственные пошлины в общем остались; заинтересованные группы снова одержали победу. Правда, на многие товары пошлины были понижены, – преимущественно на такие, в которых Соединенные Штаты не могли опасаться конкуренции, как, например на уголь, железную руду, чугун, рельсы и полуфабрикаты из железа и стали. По добыче и производству железа Соединенные Штаты к тому времени обогнали все страны, и пошлина здесь давно уже не оказывала влияния на цены. К тому же по причине тяжеловесности этих товаров, ввоз был возможен только в прибрежные части Соединенных Штатов. Зато повышение пошлин в 1909 г. оказало большое влияние на предметы, игравшие видную роль в импорте. Это особенно относилось к тонким хлопчатобумажным и шелковым изделиям Тариф Пейна–Олдрнча оказался недолговечным: общественное мнение относилось неблагосклонно к слишком взвинченному протекционизму. К этому присоединился раскол и республиканской партии из-за разногласия между Тафтом и Рузвельтом, вызванный главным образом слабым утехами Тафта в области торговой политики.

В конце 1912 г. президентом был избран крупным большинством демократ Вильсон в своей вступительной речи он обещал реформу таможенного тарифа. Высокие покровительственные пошлины, по его словам, ослабили участие Соединенных Штатов в мировой торговле, нарушили принципы справедливого обложения и сделали правительство орудием интересов отдельных групп.

Вильсон немедленно созвал чрезвычайную сессию конгресса для пересмотра торговой политики.

3 октября 1912 г. сенатом был принят новый таможенный закон, который значительно понижал пошлины. В среднем они были доведены до 26% стоимости товаров, против 50% в тарифа Дингли.

Американский тариф 1912 г. исходил из трех основных положений т.е.:

1) стоимость жизни должна быть удешевлена путем отмены пошлин на многочисленные предметы продовольствия и понижения пошлины на прочие предметы массового потребления;

2) способность американской промышленности к конкуренции внутри страны и за границей должна быть усилена отменою пошлин на сырье и полуфабрикаты;

3) тариф должен способствовать улучшению торговых отношений с заграницей путем заключения договоров на началах взаимности.

Исторический обзор и в отношении Соединенных Штатов должен остановиться на 1914 г. Подводя итоги, можно сказать, что с 1914 г. силы Америки были достаточны для того, чтобы сбросить бремя протекционистской торговой политики, которая данным давно раздавила бы европейские государства, [206] находящиеся в менее благоприятных условиях. Что принесет с собою будущее? Несомненно одно, что Соединенные Штаты, ставшие благодаря войны наиболее богатым государством в мире, не пожелают долго отказываться or использования этого своего положения, а использовать ею они могут только путем усиления ВВОЗА товаров. Для этого в свою очередь необходимою предпосылкой является понижение пошлин.