28. Европейские региональные международные организации (Совет Европы, Европейский Союз, обсе) и участие России в их деятельности.
Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.
Для признания организации региональной необходимо:
1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;
2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.
Одна из особенностей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали Соединённые Штаты Америки и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе среднеазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разрушает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.
Совет Европы. Основанный в 1949 г. Совет Европы является межправительственной политической организацией, которая:
— объединяет в своем составе 46 европейских демократических государства, в том числе 23 государства Центральной и Восточной Европы;
— отличается от Европейского Союза («Общий рынок»);
— имеет в качестве своей постоянной штаб-квартиры Дворец Европы в Страсбурге (Франция).
Цели:
— защита прав человека и плюралистической демократии;
— содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
— поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.);
— развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы;
— помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституционных реформ.
Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат.
Членами Совета Европы являются 40 государств, в том числе Россия(с февраля 1996 г.). Штаб-квартира организации находится в Страсбурге. Это международная региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав Совета был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г.
Количество представителей от каждой страны (от двух до 18) зависит от численности ее населения. Совет Ассамблеи состоит из Председателя и 17 его заместителей. Выборы Председателя Ассамблеи проводятся каждый год. Парламентская ассамблея проводит свои пленарные заседания три раза в год. Она принимает большинством голосов рекомендации Комитету министров и правительствам государств-членов, которые кладутся в основу конкретных сфер деятельности Совета Европы. Ассамблея организует конференции, коллоквиумы, открытые парламентские слушания, избирает Генерального секретаря Совета Европы и судей Европейского Суда по правам человека. В 1989 г. Парламентская ассамблея установила статус специально приглашенной страны для предоставления его странам Центральной и Восточной Европы до их приема в полноправные члены. Такой статус сохраняется до сих пор за Республикой Беларусь.
В структуру Совета Европы входит Административно-технический секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается на пять лет.
В рамках Совета Европы функционируют Европейский Суд по правам человека, Европейский центр молодежи, Постоянная конференция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социального развития.
Европейский Союз (ЕС). Он был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.
В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единого таможенного пространства. Соглашение 1990 г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.
Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валют-но-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором также введено гражданство ЕС.
Главными органами ЕС являются Европейский совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский Суд.
Европейский совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и члены Комиссии. Совет заседает два раза в год.
Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.
ОБСЕ:
— Парижский саммит (1990 г.), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986 г.) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы;
— Будапештский саммит (1994 г.) завершился рядом институциональных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т.д.;
— Стамбульский саммит (1999 г.), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и Приднестровье.
ОБСЕ руководит Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ. Парламентская ассамблея ОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств — участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи являются парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человека является по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах — участниках ОБСЕ. Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь представитель по вопросам свободы СМИ отслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение недавно было вынесено в 2002 г. Туркменистану.
. Для разрешения конфликтных ситуаций и споров между государствами-участниками, подписавшими внутреннюю по отношению к ОБСЕ Конвенцию по примирению и арбитражу, был создан Суд по примирению и арбитражу, находящийся в Женеве.
Непосредственно в центральном аппарате ОБСЕ работают около 370 сотрудников, а в различного рода миссиях и проектах этой Организации — более 1000 международных сотрудников и 2000 граждан тех стран, на чьей территории осуществляются данные миссии.
Целями ОБСЕ являются содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира, поддержка разрядки международной напряженности, признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами, признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире, вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.
Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств. Каждые два года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г.
- 35. Международная уголовная ответственность физических лиц.
- 69. Договор о запрещении ядерных испытаний в 3 средах 1963
- 2.Соотношение международного и внутригосударственного права.
- 36. Правовые формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью
- 70. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968. Контрольный механизм выполнения норм этого договора.
- 37. Юридические основания и принципы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 71. Конвенция о запрещении разработки, производства, накоплении и применения химического оружия и его уничтожения 1993 г.
- 4. Общая характеристика и признаки «старого» международного права.
- 38. Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. Агрессия и борьба с ней
- 72. Понятие международного экономического права. Его источники.
- 5. Общая характеристика и признаки «нового» международного права.
- 39. Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. Конвнция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.
- 73. Специальные принципы международного экономического права. Хартия 1974 года.
- 6. Роль Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. В становлении «нового» международного права.
- Вопрос 40 Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994.
- 74. Международная организация, действующая в сфере международных экономических отношений. Всемирная торговая организация (вто)
- 7. Источники современного международного права. Их виды и общая характеристика.
- 75. Международное экологическое право: понятие, специальные принципы, источники.
- 8.Субъекты современного международного права. Содержание и их правосубъектности.
- 42. Преступления, влекущие выдачу преступников. Правовые основания (правила) выдачи преступников (экстрадиция).
- 76. Международно-правовая защита животного и растительного мира. Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).
- 9. Государства как субъекты международного права. Юридическая природа современных международных межправительственных организаций (ммпо).
- 41. Международная организация уголовной полиции (Интерпол): устав, задачи, основные направления деятельности. Участие Росси в Интерполе.
- 77. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.
- 10. Международные организации как субъекты международного права.
- 44. Понятие международного гуманитарного права. Предмет, источники, значение
- 78. Программа оон по окружающей среде (юнеп).
- 11. Нации и народы как субъекты международного права.
- 45. Понятие международных стандартов в области прав человека.
- 79. Территория и ее виды в международном сообществе. Виды правового режима территорий.
- 12. Признание и его юридические последствия. Виды и формы признания.
- 46. Юридическая природа Всеобщей декларации прав человека 1948г., их виды.
- 80. Понятие и составные части государственной территории. Правовые основания и способы изменения государственной территории.
- 13. Правопреемство и его виды.
- 47. Международный пакт о политических и гражданских правах 1966 г.
- 81. Государственные границы: понятие, порядок установления. Закон о Государственной границе рф 1993г.
- Российское законодательство о государственной границе
- 14. Понятие и классификация основных принципов международного права. Декларация о принципах международного права 1970 года.
- 48. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- 82. Международные реки. Правовой режим Дуная и Амура.
- 15. Соотношение принципа самоопределения наций и народов и принципа территориальной целостности государств.
- 49. Международно-правовая защита прав женщин. Международная конвенция о ликвидации форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.
- 83. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.
- 16. Право международных договоров как отрасль международного права, его источники и кодификация.
- 50. Международно-правовая защита прав детей. Конвенция о правах ребенка 1979.
- 84. Международное морское право : понятие, источники, кодификация.
- 17. Международный договор: понятие, форма и структура. Венская конвенция о праве.
- 51. Международно-правовые механизмы и процедуры в области прав человека и их виды.
- 85. Территориальные воды: понятие, правовой режим .Право мирного прохода и порядок его осуществления.
- 18. Порядок заключения международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
- 52. Понятие населения и гражданства в международном праве. Способы приобретения и утраты гражданства.
- 86. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода.
- 19. Условия правомерности (действительности) международных договоров. Недействительность и основания для оспаривания действительности международных договоров.
- 53. Правовое положение иностранцев. Основные виды режима иностранцев.
- 87. Конвенция о черноморских проливах 1936года.
- 20. Понятие международных договоров и способы их прекращений. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
- 54. Право убежища. Декларация о территориальном убежище 1967.
- 88. Прилежащая зона: понятие, ширина, правовой режим.
- 21. Право международных организаций как отрасль международного права. Ее значение в современном мире.
- 55. Понятие дипломатического и консульского права источники кодификация.
- 89. Экономическая зона: понятие, ширина. Конвенция оон по морскому праву 1982 г.
- 22. Устав Организации Объединенных Наций: разработка, принятие, цели, принципы, структура и содержание. Учет опыта деятельности Лиги Наций.
- 56. Система органов внешних сношений рф. Их компетенция.
- 90. Континентальный шельф: понятие отсчет ширины, правовой режим.
- 23. Место и роль Генеральной Ассамблеи оон в системе органов оон.
- 57. Дипломатические представительства: понятия, функции, виды. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.
- 91. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Конвенция оон по морскому праву 1982 г.
- 24. Место и роль Совета Безопасности в системе органов оон.
- 92. Открытое море: понятие, свободы открытого моря. Конвенция оон по морскому праву 1982 г.
- 25. Экономический и Социальный Совет оон: порядок формирования, компетенция, решения.
- 59. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.
- 93. Правовой режим Панамского, Суэцкого каналов (одного из них).
- 26. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция.
- 60. Понятие и виды, функции консульских представительств. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.
- 94. Международное воздушное право: понятие, источники, принципы.
- 27. Специализированные учреждения оон. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (юнеско).
- 61. Порядок назначения и отзыва консулов. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.
- 95. Виды воздушного пространства и их правовой режим.
- 28. Европейские региональные международные организации (Совет Европы, Европейский Союз, обсе) и участие России в их деятельности.
- 62. Непосредственные переговоры и консультации как способы разрешения споров.
- 96. Международная организация гражданской авиации (икао).
- 29. Юридическая природа Содружества Независимых Государств. Устав снг.
- 97. Понятие и источники международного космического права.
- 30. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
- 64. Международная примирительная процедура. Следственные комиссии и согласительные комиссии.
- 98. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.
- 31. Понятие и виды международных правонарушений.
- 65. Международные третейские суды (арбитраж)
- 99. Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие принципы источники.
- 32. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
- 66. Международная судебная процедура. Международный суд оон.
- 100. Начало войны и его правовые последствия.
- 33. Понятие и формы материально международно-правовой ответственности.
- 67. Роль совета безопасности в мирном урегулировании международных споров
- 101. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и на море 1949
- 34. Понятие и формы политической международно-правовой ответственности
- 68. Право международной безопасности: понятие, система, цели.
- 102. Участники войны. Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.