4.1. Международные транспортные операции
Транспорт и внешнеэкономическая деятельность предпри-
ятий находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влия-
ние друг на друга. При осуществлении внешнеэкономической
деятельности необходимо выполнять целый комплекс транспорт-
ных операций, обеспечивающих эффективную и своевременную
доставку товара от экспортера к импортеру:
Признак классификации Виды транспортных операций
по предмету транспортных
операций
грузовые
пассажирские
багажные
по виду транспорта водные (морские, речные)
железнодорожные
автомобильные
смешанные
по периодичности регулярные
нерегулярные
в зависимости от порядка
прохождения границы
перегрузочные
бесперегрузочные
по виду сообщений прямые
непрямые (с несколькими перевозчиками,
с переотправкой по оному или несколь-
ким договорам перевозки)
в зависимости от состава
участников перевозочного
процесса
осуществляемые производителем товара
осуществляемые заказчиком товара
осуществляемые посредником
26
осуществляемые транспортной организа-
цией
В международном судоходстве существуют две формы ор-
ганизации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нере-
гулярная).
Международное линейное судоходство организуется мор-
скими перевозчиками на устойчивых географических направле-
ниях международной торговли. Особенностями линейного судо-
ходства являются закрепление судов на данном направлении и их
регулярные заходы в определенные порты по заранее объявлен-
ному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями
по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками. Линейные
тарифы публикуются в периодической специализированной пе-
чати и обычно стабильны в течение длительного времени.
Основным документом при оформлении перевозки груза в
международном линейном судоходстве является коносамент –
документ, подтверждающий принятие товара для морской (или
речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар за-
конному владельцу.
Коносамент является:
распиской, подтверждающей принятие к перевозке товара,
обозначенного на лицевой стороне этого документа;
контрактом на перевозку товара на оговоренных в нем ус-
ловиях;
товарораспорядительным документом.
Существует несколько видов коносамента:
Коносамент на предъявителя, который предоставляет право
каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром.
Применяется _______довольно редко, поскольку не может гарантировать
получение товара именно тем лицом, которому он действительно
предназначен;
Именной коносамент, выписываемый на конкретного полу-
чателя товара. Передача владения товаром другому лицу может
производиться только посредством специально оформленного за-
явления о переуступке (цессии);
Ордерный коносамент, согласно которому перевозчик дол-
жен доставить товар по указанию обозначенной стороны. Этот
коносамент может передаваться получателем третьему лицу по-
27
средством индоссамента, т.е. передаточной надписи на этом до-
кументе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя.
Различают также бортовой коносамент, оформляемый на
погруженный на борт судна груз, и коносамент на груз, приня-
тый к отправке, который применяется в случае, если товар сдан
на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после по-
грузки он заменяется на бортовой коносамент.
Иногда применяется сквозной коносамент – документ, на
основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в
порт назначения двумя и более судоходными линиями, дейст-
вующими в соответствии с соглашением.
В отличие от линейного в трамповом судоходстве суда
эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются
за определенными направлениями, а свободно перемещаются из
одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спро-
са на тоннаж и от предложения грузов.
В торговом мореплавании применяются следующие виды
фрахтования судов:
Фрахтование на условиях рейсового чартера, который под-
разделяется на:
а) фрахтование на один рейс, т.е. договор, по которому су-
довладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти
.обусловленный груз из одного или нескольких портов отправле-
ния в один или несколько портов назначения;
б) фрахтование на последовательные рейсы, т.е. договор о
перевозках большого количества однородного груза в одном и
том же направлении на одном и том же судне;
в) фрахтование по генеральному контракту, т.е. договор, по
которому судовладелец обязуется в течение определенного пе-
риода перевезти определенное количество груза;
Фрахтование на условиях тайм-чартера, которое в зависи-
мости от способа определения продолжительности аренды судна
подразделяется на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;
фрахтование на условиях бербоут-чартера, или димайз-
чартера, т.е. аренда судна без экипажа.
Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в
трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевоз-
чиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучате-
28
лем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве слу-
чаев он заключается при помощи посредника или фрахтового
брокера.
Международные авиаперевозки по форме их выполнения
можно разделить на:
регулярные (выполняемые в соответствии с условиями со-
глашений о воздушном сообщении между государствами);
нерегулярные (выполняемые на основании специальных
разрешений на разовые полеты): дополнительные, специ-
альные, чартерные.
Регулярные рейсы – это рейсы, выполняемые в соответствии
с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В
расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты
посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, час-
тота движения и тип самолета. Изменение этих условий выпол-
нения регулярных рейсов может быть произведено только при
взаимном согласии договаривающихся государств.
Нерегулярные авиаперевозки выполняются на основании
разрешений на разовые полеты и подразделяются на дополни-
тельные, специальные и чартерные.
Дополнительные рейсы – это рейсы, выполняемые по тем
же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию.
Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера,
при условии, что коммерческая перевозка не может быть осуще-
ствлена регулярными рейсами. Дополнительный рейс, как прави-
ло, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом
случае не позже и не раньше, чем за 24 ч от времени выполнения
регулярного рейса, указанного в расписании полетов.
Специальные рейсы – это рейсы, выполняемые со специаль-
ным заданием как по маршруту регулярных рейсов, так и по осо-
бому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специ-
альных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.
Чартерные рейсы – это рейсы, выполняемые в соответствии
со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком.
Международные железнодорожные перевозки осуществля-
ются на основании двусторонних и многосторонних соглашений,
которые заключаются соответствующими министерствами госу-
29
дарств – участников соглашения. Основным документом, кото-
рым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является
железнодорожная накладная.
Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуа-
тационной эластичностью по сравнению с другими видами
транспорта, так как возможна доставка товара "от двери до две-
ри". Основным документом, которым оформляется международ-
ная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная,
составляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и
покупателю).
- Раздел 1. Техника внешнеторговых операций
- Тема 1. Сущность, средства внешнеторговой деятельности и
- 1.1. Понятие и характеристика внешней торговли
- 1.2. Формы внешнеторговой деятельности предприятий
- Тема 2. Внешнеторговые операции и сделки
- 2.1. Понятие и классификация внешнеторговых операций
- 2.1.1. Содержание операций по обмену продукцией в
- 2.1.2. Лицензионная торговля
- 2.1.3. Франчайзинг
- 2.1.4. Международный лизинг
- 2.1.5. Международная торговля услугами
- 2.2. Понятие мировой цены товара
- Тема 3. Посредники в международной торговле
- 3.1. Основные методы международной торговли
- 3.2. Классификация посредников в международной торговле
- 3.3. Права посредников
- 3.4. Вознаграждение посредников
- Тема 4. Международные транспортные операции. Базисные
- 4.1. Международные транспортные операции
- 4.2. Состав основных групп базисных условий поставки
- Тема 5. Содержание и виды внешнеторговых контрактов.
- 5.1. Предконтрактный период подготовки внешнеторговой
- 5.1.1. Понятие и содержание оферты
- 5.2. Контракт международной купли-продажи
- 5.2.1. Понятие контракта международной купли-продажи
- 5.2.2. Содержание контракта международной купли-продажи
- 5.2.3. Типовые внешнеторговые контракты и документы
- Раздел 2. Организация внешнеторговых
- Тема 6. Международные операции встречной торговли
- 6.1. Бартер
- 6.2. Встречные закупки
- 6.3. Компенсационные сделки
- 6.4. Авансовые поставки
- Тема 7. Организация внешнеторговых операций на
- 7.1. Организация внешнеторговых операций на
- 7.1.1. Биржевые товары
- 7.2. Организация внешнеторговых операций на
- 7.3. Организация внешнеторговых операций на
- Тема 8. Международные формы передачи технологий и
- 8.1. Лицензионная торговля
- 8.1.1. Объекты лицензий
- 8.1.2. Цена лицензии
- 8.1.3. Содержание лицензионного договора
- 8.2. Международные инжиниринговые услуги
- 8.2.1. Оплата инжиниринговых услуг
- 8.2.2. Содержание контракта на оказание инжиниринговых
- Тема 9. Расчеты в международной торговле
- 9.1. Способы платежа в международной торговле
- 9.2. Формы расчетов в международной торговле
- Тема 10. Государственное регулирование внешне
- Раздел 1. Техника внешнеторговых операций
- Тема 1. Сущность, средства внешнеторговой деятельности и
- Тема 2. Внешнеторговые операции и сделки
- Тема 3. Посредники в международной торговле
- Тема 4. Международные транспортные операции.
- Тема 5. Содержание и виды внешнеторговых
- Раздел 2. Организация внешнеторговых
- Тема 6. Международные операции встречной торговли
- Тема 7. Организация внешнеторговых операций на
- Тема 8. Международные формы передачи технологий и
- Тема 9. Расчеты в международной торговле
- Тема 10. Государственное регулирование внешне