3.2 Преодоление ключевых противоречий. Переходный период и вступление Испании в ЕЭС
Однако на пути успешной интеграции правительство столкнулось с некоторыми политическими и экономическими трудностями. Первоначально сообщество настаивало на сохранении десятилетнего переходного периода, требовало сокращения Испанией мощностей своего судостроения. Испания, в свою очередь, добивалась свободного доступа в 200-мильную рыболовную зону ЕЭС. Существенные разногласия существовали и по вопросам сельскохозяйственного обмена. Согласно статье №237 Римского договора, документы об интеграции нового члена в ЕЭС должны были быть ратифицированы каждой из подписавших договор стран. Пять малых государств, а именно, Дания, Ирландия и страны Бенилюкса, а также США и ФРГ, сразу поддержали присоединение Испании и Португалии в ЕЭС. США рассчитывали укрепить американское влияние в сообществе; обе страны предполагали, что процесс расширения ЕЭС будет способствовать более активному сотрудничеству стран в рамках НАТО. Италия, Франция и Великобритания были не столько благосклонны: Италия и Франция опасались конкуренции в сфере сельского хозяйства, а британская сторона не забыла разногласий по вопросу Гибралтара. Однако после прихода к власти во Франции (1981 г.) и Испании (1982 г.) социалистов, позиция страны смягчилась, что объяснялось также стремлением Франции к лидерству в Южной Европе.
В конце 1984 - начале 1985 г. Испанией и ЕЭС был выработан ряд решений, которые легли в основу договора о присоединении. В частности, речь шла о семилетнем переходном периоде, в течение которого испанское государство должно было постепенно снижать пошлины на промышленные товары из стран «Общего рынка». Кроме того, был введен действующий в ЕЭС налог на добавленную стоимость; испанское руководство обязалось вносить в бюджет ЕЭС средства от единого внешнего таможенного тарифа. На Канарских островах сохранялся режим «свободной торговли».
Таким образом, предпринятые Сообществом меры в сочетании с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в странах-кандидатах сделали возможным успешно осуществить второе расширение ЕЭС. 1 января 1981 г. к нему присоединилась Греция, а 12 июня 1985 г. в Мадриде состоялось подписание Договора о вступлении в «Общий рынок» Испании и Португалии. Однако юридически договор обрел силу лишь после ратификации законодательными органами всех 12 заинтересованных государств, то есть, официальной датой принятия Испании в ЕЭС считается 1 января 1986 г.
Для Испании вступление в ЕЭС имело ряд конкретных экономических и политических последствий. Изменилась структура внешней торговли страны. Доля Евросоюза в ней резко выросла: в 1985 г. на него приходилось 52% экспорта Испании, а к 1995 г. этот показатель достиг значения 72%; по импорту этот рост составил от 37% до 65%. Возросла доля испанских фирм на внешнем рынке, как в Европе, так и за ее пределами, особенно в Латинской Америке. Прежде всего, это относилось к банковской сфере, сфере коммуникаций и производства электроэнергии.
Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних связей, сознавала, что, несмотря на широкие связи с США и странами других континентов, окончательный выход страны из политико-экономической изоляции может быть обеспечен лишь за счет тесного сотрудничества и взаимодействия с Европейским сообществом. После вступления в ЕЭС Испании получила возможность оказывать реальное воздействие на принятие политических решений и регулирование международных процессов. Кроме того, участие в деятельности данной организации способствовало оздоровлению экономики страны и укреплению демократических институтов. За годы, последовавшие за вступление Испании в ЕЭС, испанская экономика пережила период быстрого создания новых рабочих мест, а испанские производственные структуры подверглись быстрой модернизации перед лицом конкуренции извне. Наиболее динамичные предприятия и потребители выиграли от создания этого огромного общеевропейского рынка. Не зря министр иностранных дел Испании Ф.Ф. Ордоньес (1985 - 1992 гг.) отмечал, что вступив в Сообщество, испанский народ сделал «необходимый, исторический выбор». Уже в 1990-е гг. Мадрид стал рассматривать интеграцию в рамках ЕС в качестве основной линии развития межгосударственных отношений в общеевропейском контексте.
14июня 1985 г. правительствами Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, ФРГ и Франции было подписано соглашение о постепенной отмене контроля на общих границах, которое в 1990 г. было дополнено договором, определяющим конкретные условия свободного передвижения населения стран-участниц (Шенгенские соглашения). Испания ратифицировала данный договор в 1991 г., а затем приняла активное участие в разработке ключевых положений Маастрихтского договора от 7 февраля 1992 г. об образовании Европейского союза, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Именно Испания добилась образования в рамках ЕС Фонда Сплочения с целью устранения существенного экономического неравенствам между странами и регионами. Основными получателями средств фонда Италия, Греция, Португалия и Испания, что позволило повысить уровень жизни в стране и решить ряд других социально-экономических проблем.
- Введение
- 1. Международное положение Испании после войны. Период международной изоляции
- 2. Франкистская Испания и процесс западноевропейской экономической интеграции в конце 50-х - середине 70-х гг
- 2.1 Эволюция режима и первые попытки либерализации. Деятельность «Опус Деи»
- 2.2 Усиление экономических связей с Европой и США. Стабилизационный план и «испанское экономическое чудо»
- 2.3 Динамика дипломатического диалога с США и странами Западной Европы. Перспективы сотрудничества в рамках ЕЭС
- 2.4 Последние годы существования франкистского режима. Противоречия с ключевыми странами ЕЭС и кризис 1975 г
- 3. Интеграция Испании в ЕЭС
- 3.1 Переход к демократии. Активизация сотрудничества с Европой и остальным миром
- 3.2 Преодоление ключевых противоречий. Переходный период и вступление Испании в ЕЭС
- Заключение