3.1 Переход к демократии. Активизация сотрудничества с Европой и остальным миром
После смерти Франко начались радикальные перемены во всех сферах жизни общества. 7 июля новым премьер-министром Испании был назначен Адольфо Суарес, бывший глава Национального движения. Связывая будущее Испании со вступлением в экономические и политические организации Западной Европы, он отдавал себе отчет в том, что реализация данных целей будет невозможной без модернизации политической системы страны по западноевропейскому образцу. Характеризуя данный этап в истории Испании, тогда еще будущий министр иностранных дел Ф. Морган писал: «Европейской сообщество становится главным стимулом преобразований внутри Испании». Само существование Европы, как системы, ориентированной на либеральные ценности, служило ориентиром для политических и социально-экономических преобразований. А. Суарес осуществил конституционную реформу, восстановил гражданские свободы, провел первые всеобщие выборы, создал новую политическую партию - Союз демократического центра (СДЦ) преимущественно из партий центристского толка, которая получила на первых всеобщих выборах в июне 1977 г. большинство голосов избирателей (33%). Большинство опрошенных высказались за монархическую форму государства.
В подписанных правительством и оппозиционными партиями в октябре 1977 г. «Пактах Монклоа» осуществлялся окончательный перевод политики и экономики страны на рельсы демократии. Были приняты такие меры, как либерализация законодательства о митингах и собраниях, демократизация системы социального обеспечения и сферы образования, проведение налоговой реформы, ослабление контроля над средствами массовой информации.
Что касается внешнеполитической доктрины Испании, то ее главной целью было обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для эволюционного перехода к демократической форме правления. Начиная с 1975 г. ключевой задачей стало восстановление Испании в качестве полноправного члена международного сообщества и повышение престижа страны на мировой арене. Еще в своем выступлении в Кортесах А. Суарес подчеркивал, что Испания готова «поддерживать дружественные отношения со всеми странами на основе взаимного уважения и соблюдения норм международного права». В целом, переход к демократии не повлек за собой резкой переориентации внешней политики страны; здесь преобладали традиционность и преемственность. При этом можно говорить о приобретении дипломатией Мадрида более реалистичного характера, усиление элементов самостоятельности и появление установки на расширение связей со всем миром в условиях глобализации. При этом внешнеполитические решения отныне представляли собой достижение консенсуса между оппозицией и правящими кругами: Конституция 1978 г. официально закрепила тройственную систему реализации внешней политики: король, правительство и Кортесы, что заложило юридическую основу для осуществления скоординированных действий в сфере международных отношений.
Очень быстро Испания начала восстанавливать дипломатические отношения со многими странами, принимать активное участие в практической реализации прав человека. Особое внимание уделялось традиционному атлантическому направлению внешней политики Испании: летом 1976 г. был ратифицирован испано-американский Пакт о дружбе. Вместе с тем, снизилась напряженность в отношениях с Западной Европой. Темой постоянных дискуссий в данный период стали место и роль Испании в НАТО и преимущества интеграции страны в европейские структуры. Новый министр иностранных дел Ореха Агирре провозгласил следующие первоочередные внешнеполитические задачи Испании на европейском пространстве: укрепление отношений со всеми странами в духе Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ); начало переговорного процесса с целью присоединения Испании к ЕЭС; содействие совершенствованию оборонной системы Запада; проведение общенациональных дебатов о вступлении Испании в НАТО; урегулирование вопроса о Гибралтаре.
Климат разрядки международной напряженности, определявший развитие отношений между европейскими государствами на протяжении 1970-х гг. способствовал укреплению связей Испании с Западной Европой, подтверждением чему послужили международные конференции в Белграде (1977) и Мадриде (1980). Демократические преобразования во всех сферах жизни общества были призваны склонить Европу к более активному сотрудничеству с Испанией. С целью улучшения имиджа страны за рубежом была проведена серия встреч на высочайшем уровне и обменов визитами испанского руководства с представителями других стран. В частности, 25 сентября 1979 г. О. Агирре встретился с министром иностранных дел Великобритании лордом П. Кэррингтоном: было достигнуто согласие по наиболее актуальным международным проблемам. Испания, как полноправный член мирового сообщества, приняла участие в разрешении арабо-израильского конфликта, позиция страны по оказанию поддержки палестинскому движению сопротивления была одобрена в ООН. Получила распространение практика посредничества Испании в международных переговорах (например, между Марокко и Алжиром о статусе Западной Сахары), а также на общеевропейских форумах, посвященных вопросам сотрудничества. 25 сентября 1939 г. О. Агирре принимал участие в работе XXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Отныне Испания могла по праву выступать в качестве арбитра в разрешении международных споров и давать объективную оценку политическим акциям тех или иных государств. Все это не могло не отразиться на формировании позитивного отношения европейского сообщества к Испании как важному участнику международных отношений и фактически подготовило почву для столь долгожданного, а в условиях разразившегося экономического кризиса, и крайне необходимого вступления Испании в ЕЭС.
Следует сказать, что мировой экономический кризис 70 - х гг., а также резкое повышение цен на нефть в 1973-1974 гг. и 1979 - 1980 гг. имели для экономики Испании крайне негативные последствия в силу ее зависимости от иностранных капиталовложений и импорта нефти: ВВП в 1978 г. составил лишь 1,2% вместо запланированных 3,2%; наблюдался неуклонный рост цен и ускорение инфляционных процессов. В стране резко упали темпы роста производства, в критическом положении оказались торговый и платежный балансы, сфера финансов, произошла девальвация песеты. В 1981 г. внешняя задолженность выросла до 15 млрд долл., пассив торгового баланса составил 980 млрд песет, то есть, около 7% ВВП. В сложившейся ситуации интеграция Испании в ЕЭС становится первоочередной задачей для преодоления кризисных явлений в испанской экономике. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью «Общего рынка» стабилизировать национальную экономику, приостановить стремительный рост безработицы и укрепить политическую позицию сил, проводивших правоцентристские реформы.
В условиях поэтапной демократизации внутриполитической жизни Испании правительство СДЦ было вынуждено маневрировать между правой и левой оппозицией, причем последняя набирала все больший политический вес. Однако по вопросу вступления Испании в ЕЭС наблюдалось единодушие политических сил страны. Руководство испанских коммунистов придерживалось мнения, что Испания должна занять позицию нейтралитета и неприсоединения к существующим военно-политическим группировкам, и при этом активно поддерживали вступление Испании в ЕЭС, ее представителей - в Европейский Совет и Европейский парламент, а ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия) - в Союз социалистических партий ЕЭС. Народный альянс - ключевая партия правого толка - также мобилизовала свое политическое влияние для достижения данной цели. Сами испанцы, согласно данным Института общественного мнения, высказались за вступление Испании в «Общий рынок» (67% опрошенных).
Кроме того, Мадрид позиционировал Испанию в качестве связующего звена между Европой, Латинской Америкой и Арабским Востоком. Членство Испании в Общем рынке позволило бы наладить снабжение нефтью стран ЕЭС по договоренности, достигнутой непосредственно с арабскими странами, а Испания получила бы возможность играть роль активного посредника в Южном Средиземноморье.
Еще в конце июля 1978 г. правительство СДЦ обратилось с официальной просьбой о приеме Испании в ЕЭС. 4 октября 1979 г. Испания ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека. В ноябре комиссия заслушала доклад министра по связям с европейскими сообществами Кальво Сотело и одобрила его основные положения относительно принятия Испании в «Общий рынок», предупредив, однако, о возможных трудностях в процессе интеграции. В феврале 1979 г. начались официальные переговоры о вступлении Испании в ЕЭС.
- Введение
- 1. Международное положение Испании после войны. Период международной изоляции
- 2. Франкистская Испания и процесс западноевропейской экономической интеграции в конце 50-х - середине 70-х гг
- 2.1 Эволюция режима и первые попытки либерализации. Деятельность «Опус Деи»
- 2.2 Усиление экономических связей с Европой и США. Стабилизационный план и «испанское экономическое чудо»
- 2.3 Динамика дипломатического диалога с США и странами Западной Европы. Перспективы сотрудничества в рамках ЕЭС
- 2.4 Последние годы существования франкистского режима. Противоречия с ключевыми странами ЕЭС и кризис 1975 г
- 3. Интеграция Испании в ЕЭС
- 3.1 Переход к демократии. Активизация сотрудничества с Европой и остальным миром
- 3.2 Преодоление ключевых противоречий. Переходный период и вступление Испании в ЕЭС
- Заключение