2.2 Усиление экономических связей с Европой и США. Стабилизационный план и «испанское экономическое чудо»
Экономическая либерализация затронула, прежде всего, сельское хозяйство. С середины 50-х гг. Министерство сельского хозяйства постепенно отменяло практику обязательной обработки пахотных земель и принудительной продажи государству части сельскохозяйственной продукции по фиксированным ценам. Продажа зерна и продуктов животноводства была поэтапно переведена на рыночные рельсы. Была отменена существовавшая ранее система различных обменных курсов песеты во внешней торговле и введен единый курс для всех участников торгового обмена. Кроме того, для поощрения испанского экспорта была проведена девальвация песеты; была изменена шкала налогообложения в сторону увеличения налогов.
В результате проведенных реформ в экономике Испании наметился экономический подъем: за период с 1951 по 1957 г. внешнеторговый оборот страны вырос почти в 10 раз; постепенно возрастал доход на душу населения. Тем не менее, финансовое положение страны к концу 50-х было
критическим: в 1958 г. бюджетный дефицит составил 23,6%. Выход из сложившейся ситуации министры недавно сформированного кабинета видели в обращении за помощью к европейским странам и США, с которыми уже существовал упомянутый в первой главе Мадридский пакт. США, в свою очередь, были заинтересованы укреплении южного фланга Западной Европы, как места расположения стратегически важных военных баз. Однако европейские державы до сих пор занимали неоднозначную позицию в испанском вопросе, поэтому был разработан и приведен в действие индивидуальный «план Маршалла» специально для Испании. Материальная помощь была столь значительной, что есть все основания считать ее ключевой предпосылкой «испанского чуда» - небывалого экономического подъема, наметившегося в конце 1950-х годов и завершившегося в период нефтяного кризиса 1973 г.
10 января 1958 г. Испания стала ассоциированным членом Совета Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). 20 июня 1959 г. министр иностранных дел Кастиэлья подписал меморандум, в соответствии с которым Испания обязалась полностью отказаться от политики автаркии и «направить свою политику по линии сближения с западными странами». Конкретные обязательства были закреплены в «Национальном плане экономической стабилизации», или «Стабилизационном плане», который получил силу закона 21 июля 1959 г.
Новый экономический курс предусматривал более широкий доступ иностранных товаров на испанский рынок, создание благоприятных условий для иностранных капиталовложений, превращение песеты в свободно конвертируемую валюту (при условии ее девальвации с 42 до 60 песет за доллар), ослабление административного контроля над производством, ценообразованием и объемом заработной платы. Кроме того, был упорядочен государственный бюджет, сокращена его расходная часть, введена новая тарифная шкала. В целом, данный план был призван ликвидировать элементы патернализма и корпоративности в экономике и утвердить господство рыночных принципов на испанском экономическом пространстве.
В результате взятых на себя обязательств Испания стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и получила от Европейского валютного фонда, правительства США и частных американских банков 546 млн. долл. в форме кредитов и займов. Стабилизационной план вызвал неоднозначную реакцию общественности и правящих кругов Испании; многие опасались, что план экономической стабилизации расшатает основы авторитаризма и в конце концов приведет к краху франкистского режима. Однако визит президента США Эйзенхауэра в Мадрид, который имел особое значение как первая личная встреча руководителя западной державы с генералом Франко за прошедшие 20 лет, вселил уверенность в незаинтересованности США в смене франкистского режима.
С 1961 г. в Испании произошло заметное оживление экономики, а затем и её рост. В период с 1960 по 1974 г. экономические показатели росли в среднем на 6,6 % в год: выше, чем в любой другой стране мира, за исключением Японии. Такому экономическому подъему способствовал и ряд других факторов, среди которых особое место занимает привлекательность данного региона для туризма и отдыха, обеспечившая Испании огромный приток западноевропейских туристов, что являлось важной доходной статьей государственного бюджета. Ведавший вопросами туризма и информации, Мануэль Фрага Ирибарне своей умелой политикой сумел привлечь в Испанию в 1964 г. 17,25 млн. туристов. Данное явление было также обусловлено послевоенным подъемом национальных экономик европейских стран, обеспечившим рост доходов населения и сделавшим туризм доступным для широких народных масс. Позитивное влияние на оживление экономики и оздоровления бюджета имела и усиленная экономическая миграция испанского населения в развитые страны: до 1975 г. на заработки за границу выехало более 2 млн испанцев. Их регулярные денежные переводы в твердой валюте обеспечивали стабильной рост золотовалютного запаса страны. Третьим важным фактором, обеспечившим рывок испанской экономики, был увеличившийся приток иностранных инвестиций в страну в результате снятия таможенных и иных ограничений. По словам Кастиэльи, в Испании существовала абсолютная свобода для вложения иностранного капитала -- до 50 % капитала предприятий. Главными инвесторами Испании стали США и ФРГ. Наряду с внешними факторами, надо отдать должное и внутреннему реформированию страны; в частности, модернизация министерства промышленности, осуществленная Грегорио Лопесом Браво, вывела Испанию в 1964 г. на первое место в мире по приросту промышленного производства, который составил 140,2%, в сравнение с 121,6% в США. В производстве телевизоров (74,60%), холодильников (146,91%) и стиральных машин (98,23%) были зафиксированы еще более высокие показатели, а производство автомобилей возросло до 350 000 в год; наконец, доход на душу населения к 1974 году увеличился более чем вдвое. Либерализация промышленности и банковского сектора стала мощным импульсом для процесса приватизации крупной собственности. Ускоренными темпами происходила индустриализация страны: за период с 1959 по 1975 г. доля сельского хозяйства в структуре ВВП сократилась с 23% до 9%, в то время как доля промышленности выросла с 34% до 42%. Не отставала и сфера услуг, доля которой возросла с 43% до 49%. Более того, урбанизация охватила почти все регионы страны: за 15 лет более 7 млн испанцев покинули сельскую местность и расселились в городах. Иными словами, к 1975 г. Испания получила полное право именоваться «индустриальной» державой, тогда как определения «патриархальная» и «отсталая» по отношению к стране утратили всякую актуальность.
Либерализация экономики сопровождалась и некоторыми политическими уступками. Обновленческая деятельность технократических правительств в период с 1957 по 1965 г. проявилась и в определенной модернизации самого режима, повышении эффективности центрального госаппарата и административных структур провинциального и муниципального уровней. В 1967 г. Ф. Франко «под давлением» Л. Карреро Бланко и министров-технократов дал свое согласие на принятие Органического закона о государстве, согласно которому было осуществлено разделение постов главы государства и главы правительства. Закон также отменял предварительную цензуру, взамен которой проводилась «предварительная консультация»; была проведена частичная реформа Кортесов. Органический закон сохранял положение «Закона о наследовании поста главы государства» 1947, согласно которому Испания провозглашалась королевством. Однако на этот раз был объявлен конкретный преемник главы государства - принц Хуан Карлос Бурбон, внук короля Альфонса XIII, который 23 июля 1969 г. принес присягу на верность Ф. Франко и отечеству.
В целом, следует отметить, что экономический «бум» 60-х и первой половины 70-х гг., с одной стороны, укрепил позиции «новой» испанской буржуазии, но, с другой стороны, усилил ее недовольство экономической политикой режима. Предприимчивая часть испанской буржуазии требовала дальнейшего реформирования системы. В этих условиях конфликт между государственным авторитаризмом и динамичной рыночной экономикой стал неизбежен, и даже либеральные преобразования в социальной сфере и привлечение к управлению министров-технократов из «Опус деи» не могли удовлетворить ожидания испанской прогрессивной общественности. Например, в 1962 г. представители самых разных политических взглядов под руководством Хиля Роблеса обратились к странам - членам Общего рынка с призывом принять Испанию в ЕЭС лишь после того, как она осуществит демократические реформы.
международный изоляция испания дипломатический
- Введение
- 1. Международное положение Испании после войны. Период международной изоляции
- 2. Франкистская Испания и процесс западноевропейской экономической интеграции в конце 50-х - середине 70-х гг
- 2.1 Эволюция режима и первые попытки либерализации. Деятельность «Опус Деи»
- 2.2 Усиление экономических связей с Европой и США. Стабилизационный план и «испанское экономическое чудо»
- 2.3 Динамика дипломатического диалога с США и странами Западной Европы. Перспективы сотрудничества в рамках ЕЭС
- 2.4 Последние годы существования франкистского режима. Противоречия с ключевыми странами ЕЭС и кризис 1975 г
- 3. Интеграция Испании в ЕЭС
- 3.1 Переход к демократии. Активизация сотрудничества с Европой и остальным миром
- 3.2 Преодоление ключевых противоречий. Переходный период и вступление Испании в ЕЭС
- Заключение