logo search
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТ1 (1)

Роль конкуренции в функционировании товарных рынков, методы конкуренции.

Нац экономики, отрасли, фирмы – конкурируют

Общий показатель конкурентоспособности – доля на рынке

Нац экономики – доля на мир рынке

Отрасли – доля на нац рынке

Фирмы- доля на рынке товаров

Конкурентоспособность субъекта рынка определяется той долей рынка, которую он захватывает, увеличивает или сохраняет в долгосрочном плане.

Факторы: производственный, уровень кач-ва, гос регулирование внутр и внешнеэк связей, наднациональное рег межд торговли

Конкуренция – это соперничество между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя. Конкуренция побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.Конкуренция является препятствует возникновению монополий. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые; неценовые; недобросовестные методы конкуренции.

Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов. Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

К незаконным методам конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.