4.4. Концессионная деятельность международных аэропортов
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) уделяет большое, внимание экономике аэропортов, обслуживающих международный воздушный транспорт. В документе 9562' ИКАО подчеркивает важность получения доходов от неавиационных видов деятельности и рекомендует в полной мере увеличивать такого рода доходы, исключая только случаи концессий, непосредственно связанных с работой служб воздушного транспорта, таких как подача топлива, обслуживание пассажиров в полете и наземная обработка. Следует заметить, что доходы от неавиационных видов деятельности являются фактически основным средством, при помощи которого все растущее количество аэропортов оказывается способным покрыть свои общие затраты, поскольку их доходы от этих видов деятельности более чем покрывают те потери, которые большая часть из них несет от своей авиационной деятельности. Однако при расширении доходов от неавиационных видов деятельности важно обеспечить уверенность, что никакая концессия, никакая другая неавиационная деятельность не будут разрешены, если они могли бы каким-либо образом ухудшит
безопасность или надежность работы аэропорта либо его оборудования.
В то время как большое количество международных аэропортов активно увеличивает доходы от неавиационных видов деятельности, во многих аэропортах расширение такого вида деятельности представляется все еще далеким от своего потенциала, если принимать во внимание такие факторы, как общий общ движения, высокую долю международного движения и т.п. в большинстве случаев по мере увеличения воздушного движения через аэропорт доходы от неавиационных видов деятельности возрастают, также имеет тенденцию увеличиваться и их доля в общем уровне доходов аэропорта в сравнении с доходами от увеличения объема движения. Однако в международных аэропортах России» стран СНГ все еще имеет место низкий уровень развития неавиционных видов деятельности.
Расширению неавиационных видов деятельности мешают в основном организационные аспекты. Например, администрация аэропорта может оказаться неспособной устанавливать какой-либо контроль над предоставлением концессий или аренд, в результата капитал вкладывается в другие отрасли. При таких обстоятельствах административные органы аэропорта, как правило, не имеют побудительных мотивов для расширения неавиационных видов деятельности, какие они могли бы иметь, если бы были непосредственно ответственны за управление этими видами деятельности и за получение результирующих доходов от них.
Типы концессий. Неавиационных видов деятельности, занимающих место в здании аэропорта и на его территории, много, и они разнообразны. К ним относится широкий диапазон различных магазинов, киосков и служб по оказанию услуг, конторы и другие помещения, занятые агентствами воздушного транспорта и правительственными органами, а также свободные экономические зоны. Доходы аэропорта от неавиационных видов деятельности состоят главным образом из отчислений за право вести дело в аэропорту, арендных выплат за арендуемую землю и помещения и, в намного меньшей степени, из поступлений от коммерческих видов деятельности, проводимых самим аэропортом. Аэропорты могут также получать доходы от коммерческой деятельности, которая проводится вне аэропорта. Доход от этой деятельности зависит от объема движений через этот аэропорт.
Ориентированные в сторону коммерции неавиационные виды деятельности охватывают широкий диапазон. Наиболее распространенными в порядке своей значимости являются следующие;
— поставки авиационного топлива;
— концессии на поставку пищи и напитков, на содержание ресторанов, баров, кафетериев, торговых автоматов, различных магазинов (освобожденных и не освобожденных от пошлины), банков/пунктов обмена иностранной валюты;
— предоставление услуг пассажирам в воздухе, услуг по вызову такси, по предоставлению в аренду автомобилей, по парковке, автомобилей;
— осуществление рекламы аэропорта;
— предоставление услуг общественного транспорта аэропорт/город (автобусы, лимузины и т.п.);
- продажа ликеров и табаков, парфюмерии и туалетных принадлежностей, часов, камер и других оптических приборов, радио- и записывающей аппаратуры;
— эксплуатация бензозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей;
— содержание парикмахерских, торговых автоматов, продающих не пищу и не напитки, отелей/мотелей, экспедиционных агентств, магазинов сувениров.
Наиболее распространенными являются концессии на поставку авиационного топлива и концессии на поставку питания и напитков (в рестораны, бары, кафетерии и т.п.). К наиболее распространенным и значительным видам деятельности относятся также торговля в освобожденных от пошлин магазинах («дьютифри шопс»), организация банков и пунктов обмена иностранной валюты, обслуживание пассажиров в воздухе, предоставление услуг такси, по аренде автомобилей и предоставлению мест парковки автомобилей. Но даже самые маленькие здания в терминалах аэропортов обычно имеют магазины или стойки, продающие булочные и кондитерские изделия, газеты, журналы и сувениры. Когда аэропорт расширяется, наблюдается тенденция к специализации и расширению отдельных предприятий. Упор в торговле делается на легкие и компактные изделия, которые можно переносить как ручную кладь и которые имеют относительно большую удельную стоимость в расчете на единицу массы или объема.
В большинстве международных аэропортов имеются магазины, освобожденные от пошлины, хотя в небольших портах продажа может быть ограничена ликером, табаком и парфюмерией. По мере увеличения объема движения через аэропорт имеется тенденция к расширению беспошлинной торговли, которая часто включает в себя продажу часов, камер и оптических устройств, радио- и других звуковоспроизводящих устройств, различного электронного оборудования (компьютеров, калькуляторов, игр к т.п.) и дорогих, но легких авторских предметов одежды. Хотя упор делается на дорогие легко переносимые предметы, свободная от пошлины торговля в некоторых аэропортах за последние годы расширилась и включила в себя продажу таких объемных предметов, как автомобили и большие телевизионные и звуковые установки.
В то время как доступ к свободной от пошлины продаже традиционно ограничивался только отбывающими пассажирами, в последние годы небольшое, но постоянно растущее количество аэропортов успешно осуществляет дополнительно беспошлинную продажу для прибывающих пассажиров (например в аэропорту Шереметьево). Конечно надо представлять, что установление освобожденных от пошлины магазинов для прибывающих пассажиров может в большинстве государств потребовать пересмотра таможенных законов и связанных с ними регулирующих актов, Другим решением явилось установление свободных от пошлины магазинов вне стен аэропорта, продажа продуктов от этих магазинов осуществляется в зонах, где располагаются пассажиры.
Исторически большая часть концессионной торговли была главным образом нацелена на пассажиров, провожающих своих друзей и родственников. Однако все большее количество аэропортов обращает внимание на тот рынок, который составляют лица, работающие в аэропорту или живущие поблизости, расширяя на этот рынок такие концессионные предприятия, как супермаркеты, кинотеатры и рестораны. Учреждения такого рода не обязаны располагаться в зонах основного пассажиропотока или в непосредственной близости от пассажирских терминалов аэропортов, что позволяет с большей выгодой использовать пространство зданий и землю.
Определенные виды деятельности типа концессий часто осуществляются в аэропорту не из-за своего потенциала получения доходов для этого аэропорта, а просто потому, что они предоставляют услугу, которая считается существенной или в высшей степени желательной для пассажиров и/или лиц, работающих в аэропорту. К таким видам деятельности могут, например, относиться кафетерии для работников, почтовые конторы, справочные бюро по информации для туристов и т.п.
Что касается сдачи в аренду, то вдобавок к аренде помещений для целей торговли можно сдавать и конторы в помещениях аэропорта, если имеются свободные площади. Основными арендаторами обычно бывают авиационные компании и правительственные агентства. Взятие в аренду ангаров, мастерских и складов (кроме приписных таможенных складов) в аэропорту имеет меньшее распространение, поскольку ими владеет обычно не аэропорт, хотя построены они обычно на земле, арендованной у аэропорта.
Большинство аэропортов, поскольку они, в общем, не обладают разнообразным опытом и требуемыми знаниями маркетинга, а также с целью ограничить свои финансовые обязательства, предпочитают, чтобы неавиационная коммерческая деятельность проводилась кем-то другим, опытным в рассматриваемом деле, но в то же время сохранить над всем этим полный контроль, который они закрепляют через соответствующие пункты в контрактах. Аэропорты могут также пожелать, чтобы концессионеры и арендаторы отвечали за отделку и меблировку тех помещений, которые они занимают. Это, однако, должно делаться под контролем и с одобрения аэропорта, а также согласовываться с планами аэропорта по обеспечению визуального равновесия интерьера и внешнего вида помещений. Однако в некоторых обстоятельствах для аэропорта может оказаться более выгодным осуществлять деятельность такого рода самому, особенно те виды деятельности, которые не требуют специальных знаний, существенных затрат капитала, например организация стоянок для автомобилей. Наряду с этим может быть также организована и деятельность, требующая больших затрат ресурсов, такая, как предоставление аэропортом помещений и оказания услуг по проведению конференций и т.д.
Однако может иметь место ситуация, когда аэропорт сам является собственником предприятия, осуществляющего неавиационную деятельность, такую как ведение гостиницы, но заключает контракт на управление ею более квалифицированными управляющими, сохраняя в то же время собственность на гостиницу и получая доходы от ее ведения.
Свободная экономическая зона (СЭЗ). Имеется небольшое
количество управляемых аэропортом свободных экономически зон, но те виды деятельности, которыми они наиболее часто занимаются, связаны с закрепленными за таможней складскими помещениями, причем часто их основной целью является обслуживание освобожденных от пошлин магазинов в аэропорту. Хотя в общем случае создание таких управляемых аэропортом свободных зон находится в зачаточном состоянии, имеется одно исключение, а именно успешно работающая зона в аэропорту Шэннон в Ирландии, которая была образована еще в 1959 году, Указом Президента Российской Федерации в 1993 году начато создание свободной экономической зоны в районе Международного аэропорта Шереметьево.
Установление в аэропорту какой-либо свободной зоны может наложить на аэропорт существенные финансовые обязательства, а также и на регион, в котором этот аэропорт находится. Это зависит от той степени побудительных мотивов, которые предлагаются для стимулирования расположения предприятий в свободных зонах. К таким мотивам могут быть отнесены:
1) освобождение товаров, импортированных, экспортированных, хранящихся или поступивших на обработку, от налогов или пошлин на импорт, экспорт, транзит или обработку;
2) произведенные товары получают выгоды от тех торговых соглашений, одной стороной которых является область или город, на чьей территории располагается свободная зона;
3) возможность организации нового рынка или улучшения положения существующего;
4) освобождение от налогов или их сокращение в результате тех выгод, которые получают от экспортного предприятия;
5) свобода репатриировать капитал и прибыль;
6) хорошо спланированная надежная зона с новыми возведенными строениями или местами, приготовленными для возведения строения со всеми необходимыми приспособлениями;
7) доступность материалов, энергии, квалифицированного и неквалифицированного труда по низкой стоимости;
8) удовлетворительное обслуживание воздушного и наземного транспорта.
Выбор побудительных мотивов, которые увеличивают перспективы успешной работы в свободной экономической зоне, конечно, связан с местными условиями, национальными законами и с их регулированием.
Незначительный опыт создания СЭЗ дает основание полагать, что в свободную экономическую зону будет, наиболее вероятно, привлечен тот тип производства, который связан с выпуском продукции с высокой стоимостью в расчете на единицу массы и объема (например электроники) или который требует существенных затрат недорогого квалифицированного и/или неквалифицированного труда либо того и другого. Если рассмотреть те требования, которые должны быть удовлетворены при создании СЭЗ, то для большого количества аэропортов они не являются экономически весомыми предложениями. Однако для аэропортов все же может оказаться желательным и реализуемым установить или расширить приписные таможенные склады либо зоны хранения с тем, чтобы можно было выполнять какие-то ограниченные операции по сборке, поскольку при этом часто ни на аэропорт, ни на соответствующий муниципалитет не накладываются какие-либо существенные финансовые обязательства.
Выбор неавиационных видов деятельности. По ряду соображений может оказаться необходимым устанавливать приоритеты в выборе тех концессий, которые имеют наибольшую вероятность дать наибольшую прибыль и обеспечивают в то же время удобства для общества. Часто оказывается необходимым обеспечить координацию при расширении коммерческой деятельности и гармонизацию работ. Все эти факторы особенно важны на старте основного процесса планирования и на последующей стадии проектирования нового аэропорта или его аэровокзала, когда может оказаться необходимым определенный компромисс между требуемыми характеристиками для основных эксплуатационных функций аэропорта и тех функций, которые обеспечивают выгодное ведение авиационной деятельности в аэропорту. Для обеспечения оптимального использования доступных площадей аэропорта необходимо периодически пересматривать виды концессионной деятельности, проводящейся на территории аэропорта, с целью определить, дает ли она удовлетворительную отдачу и может ли быть заменена более доходным видом деятельности.
Поскольку потребителями услуг, которые реализуют магазины и обслуживающие агентства аэропорта, составляют пассажиры, посетители и работники аэропорта, то полезно получить информацию об этих трех группах клиентов, в которой представлен уровень их дохода, их требования и факторы, влияющие на их покупательную способность. Сюда должна включаться информация о предпочтительных типах устройств и о мнениях относительно предлагаемых цен и качества предлагаемых товаров и услуг. Данная информация может быть получена путем проведения периодических опросов. Другими видами информации, которая могла бы оказаться полезной для управления аэропорта, являются:
прошлый, текущий и прогнозируемый объем воздушных перевозок, включая разбивку международных и внутренних пассажиров на прибывающих, отправляющихся и трансферных пассажиров;
текущее и прогнозируемое количество посетителей аэропорта и его персонала; среднее время, проведенное различными категориями пассажиров и посетителей в аэропорту; распределение объема перевозок по часам дня, дням недели и месяцам года.
По мере расширения неавиационных видов деятельности администрация аэропорта может найти необходимым или желательным обеспечить свой надзор за отдельными видами концессий. К ответственности такого органа надзора могут относиться выбор диапазона услуг, которые должны быть предоставлены публике, выбор концессионеров и арендаторов, ведение переговоров по контрактам и аренде, включая выбор соответствующей системы оплаты концессии, а также последующий контроль за назначаемыми ценами и качеством обслуживания.
Представляется важным обеспечить стимулирование аэропорта как привлекательного места для размещения различного типа деловых организаций. Это связано с тем, что деловое сообщество может не вполне оценить коммерческие возможности, предлагаемые аэропортом, особенно на ранних стадиях расширения неавиационных видов деятельности. Следовательно, аэропорт нуждается в активном рекламировании своих услуг такими средствами, как подготовка и распространение рекламных материалов, описывающих, например, потенциал рынка, предлагаемый аэропортом, а также указывающих размеры такого рынка и средние уровни дохода на нем. Следует использовать различные средства для рекламы аэропорта как места торговли, а также контактов, установленных заинтересованными группами, такими как местные коммерческие комитеты и т.п. Эти и другие аспекты расширения и стимулирования неавиационной деятельности указывают на важность разработки полного плана маркетинга для международного аэропорта.
Рекомендации, предлагаемые содержащимися в Документе ИКАО 9082/3 Заявлениями Совета ИКАО, относительно развития способов получения дохода международного аэропорта от неавиационных видов деятельности отличаются от тех, что предусмотрены относительно возмещения издержек, связанных с воздушными перевозками, тем, что они побуждают к полному развитию способов получения такого дохода, исключая лишь случаи концессий, непосредственно связанных с работой служб авиатранспорта, таких как службы ГСМ, бортпитания и наземного обслуживания. Главной целью определения издержек, связанных с неавиационными видами деятельности, является не только покрытие издержек аэропорта на создание соответствующих условий для такого рода деятельности и на приобретение необходимой для ее ведения недвижимости, но также и установление минимального уровня сборов и налогов на этот вид деятельности. В связи с этим необходимо выделить в отдельную статью фактические суммарные издержки, связанные с предоставлением разного рода недвижимости (площадей внутри зданий и на земле) и соответствующих средств и услуг. Следует отметить, что аэропорт должен определять издержки, связанные с предоставлением рассматриваемой недвижимости, и ее стоимость на рынке.
Предложенный ИКАО подход, используемый для определения основы для исчисления цен при обложении сборами за воздушные перевозки, распространяется также и на определение издержек, связанных с неавиационными видами деятельности, поскольку и те, и другие выводятся из одних и тех же валовых издержек на содержание участка или службы аэропорта. Кроме того отмечено, что издержки всех приносящих и не приносящих доход участков и служб необходимо в конечном счете распределить по приносящим доход участкам и службам (воздушных перевозок и неавиационным), если требуется полностью покрыть издержки. В большинстве международных аэропортов издержки пассажирских аэровокзалов и соответствующих служб безопасности и наземного транспорта частично стремятся перевести в основную часть издержек, связанных с ведением неавиационных видов деятельности. Издержки других участков или служб, связанных с неавиационными видами деятельности, будут, за редкими исключениями, типа грузовых комплексов, свободных зон или промышленных участков, иметь несущественную величину.
При расчете основы для исчисления цен при обложении сборами индивидуальных видов неавиационной деятельности необходимо сначала определить, какую долю приносящей доход площади аэропорта занимает организация, ведущая неавиационную деятельность. Например, в случае с магазинами, ресторанами и другими торговыми предприятиями, а также с арендующими площадь предприятиями необходимо определить занимаемую ими площадь в квадратных метрах, а если такое предприятие арендует землю, то необходимо определить площадь земли. Если издержки за предоставляемые аэропортом услуги и коммунальные услуги, типа энергии, воды, отопления, кондиционирования воздуха, телефонной связи и так далее, еще не включены в административные накладные расходы, распределенные по рассматриваемым участкам или службам аэропорта, то их необходимо распределить на счет индивидуальных предприятий, ведущих неавиационную деятельность, пропорционально занимаемому каждым таким предприятием метража.
Как уже упоминалось. Международной организацией гражданской авиации поощряется полное извлечение дохода от ведения неавиационной деятельности, исключая лишь концессии, непосредственно связанные с работой служб воздушных перевозок, таких, как службы ГСМ, бортпитания в полете и наземного обслуживания. Следовательно, при определении издержек аэропортов, связанных с такой деятельностью, необходимо обеспечивать большую точность, чем в случае с другими видами концессионной деятельности, и не обязательно ожидать от рассматриваемых концессий существенных вкладов на покрытие издержек, не покрываемых сборами за воздушные перевозки или за другие неавиационные виды деятельности. Однако от этого указанные виды деятельности не лишаются своего неавиационного характера и поэтому в соответствии с общими положениями политики покрытия издержек, рекомендованной ИКАО, для них не обязательны те ограничения, которые рекомендованы для размера сборов за воздушные перевозки.
При обложении сбором концессии на заправку топливом в качестве основы для исчисления должны включаться любые издержки на техническое обслуживание, административные накладные расходы и капитальные затраты, связанные с эксплуатацией недвижимости, земли и оборудования, принадлежащих аэропорту и переданных в пользование топливному концессионеру (концессионерам). Сюда относятся любые топливные установки, трубопроводы, краны, насосные установки и т. д. Сюда же необходимо включать издержки за содержание пожарной команды и службы охраны, которые отвечали бы за пожарную и иную безопасность хранилищ и емкостей с топливом и издержки, связанные с использованием концессионером средств и оборудования для наземного перемещения и соответствующих услуг.
При обложении сбором концессии, связанной с бортпитанием, в основу необходимо включать любые издержки на техническое обслуживание, административные накладные расходы и капитальные затраты, связанные с предоставлением недвижимости аэропорта, земли и оборудования для служб бортпитания, включая издержки, связанные с охраной и предоставлением средств, оборудования и услуг для наземной транспортировки. Необходимо отметить, что в этом случае деятельность концессионера не обязательно должна быть направлена только на обеспечение питанием в полете, но и на содержание ресторанов, баров в пределах аэропорта, взносы за содержание которых нельзя рассчитывать теми же методами, что и сборы, которыми концессионер облагается за право кормления в полете. Однако, оказывая две столь разные услуги, концессионер может использовать для этого одни и те же участки для размещения кухни и т. д. В связи с этим, для того чтобы определить взносы за концессию, необходимо оценить издержки аэропорта только на предоставление концессии на бортпитание в отрыве ее от других видов деятельности, связанных с кормлением на земле, которые также ведут концессионеры.
Наземное обслуживание представляет собой особый вид деятельности аэропорта по той причине, что, хотя в большинстве международных аэропортов она ведется авиакомпаниями или концессионером (концессионерами), все же существует много аэропортов, которые самостоятельно выполняют либо все операции по наземному обслуживанию, либо только их часть. В первом случае издержки аэропорта будут ограничиваться издержками на техническое обслуживание, административными накладными расходами и капитальными затратами, связанными с содержанием недвижимости, предоставляемой в пользование концессионеру (концессионерам), включая издержки на службу охраны и средства, оборудование и услуги по наземному перемещению. Однако в тех случаях, когда аэропорт самостоятельно предоставляет наземное обслуживание в полной мере или только частично, основа для исчисления цен при обложении взносом должна быть намного шире и должна включать издержки, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием, административные
накладные расходы и капитальные затраты, связанные с персоналом, транспортными средствами, оборудованием и недвижимостью, привлекаемыми или используемыми для предоставлении наземного обслуживания. Из-за того, что две описанные основы для исчисления цен служат разным целям, хотя и сравнительно похожим, эти основы следует определять по отдельности.
Определение рыночной стоимости и платы за концессию. Еще до установления платы за концессию или арендной платы аэропорт должен оценить стоимость предоставления построек и земли для каждого концессионера или арендатора, для того чтобы определить в каждом случае минимум оплаты или сбора во избежание потерь от этих видов деятельности. Поскольку основной целью для аэропорта обычно является извлечение как можно большей прибыли из неавиационных видов деятельности, то необходимо, особенно в связи с коммерческой торговой деятельностью, установить рыночную стоимость различной недвижимости аэропорта для разных видов неавиационной деятельности. В этом контексте следует напомнить, что привлекательность для перспективного концессионера или арендатора определяется потенциальными возможностями клиентов и расположением арендуемой недвижимости, а не только аэропорта как такого, а также определенными возможностями всех строений (терминальных или других) или самой территорией аэропорта. Совокупностью этих моментов и определяется та плата, которую аэропорт может установить за пользование своей недвижимостью.
Рыночная стоимость принципиально может быть определена процедурой торгов и/или она может быть рассчитана самим аэропортом. Часто используется какая-либо комбинация этих двух процедур. Большинство аэропортов, применяющих процедуру торгов, осуществляют ее практически всегда, используя, в частности, для обновления контрактов на концессию по ее истечении. Некоторые аэропорты используют процедуру торгов выборочно, обычно применяя ее для потенциально наиболее выгодных видов деятельности.
Оценка рыночной стоимости предложенных средств недвижимости обычно включает в себя сравнение их с недвижимостью подобного характера в окрестностях аэропорта или в черте города, причем принимаются в расчет такие факторы, как характер торговой деятельности, размер рынка, к которому обеспечивается доступ, и объем деловых сделок. В этом контексте следует заметить, что определенные зоны или места в аэропорту, особенно в зданиях аэровокзалов, являются более привлекательными по сравнению с другими с коммерческой точки зрения, поскольку там они наиболее заметны и имеют лучший доступ для перспективных клиентов. Следовательно, аэропорт может разделить площади в зданиях и на земле на различные зоны, устанавливая диапазон рыночных стоимостей за единицу площади пола (например в здании аэровокзала) или площади земли в зависимости от расположения места и типа деятельности, которая там предполагается. В общем случае, чем дальше расположено место в здании или на территории аэропорта, тем ниже его рыночная стоимость.
Плата за концессию может быть переменной или фиксированной либо сочетанием таких плат. Обычно предпочтительной является комбинированная плата, в частности, когда рассматриваются такие основные виды деятельности, как ведение ресторанов, баров, беспошлинной торговли, а также операции по арендованию автомобилей или по организации стоянки для автомобилей. Диапазон деятельностей, к которым такая оплата могла бы быть применена, обычно возрастает с увеличением размера аэропорта. В аэропортах, имеющих большой годовой пассажиропоток, существует тенденция к тому, что большая часть плат за концессию устанавливается подобным образом.
Фиксированная и переменная компоненты платы за концессию должны покрывать все затраты аэропорта, которые можно связать с рассматриваемой концессией, а также давать желательный уровень прибыли. Решать, какая часть затрат будет возмещена и какая часть прибыли будет принесена фиксированной частью платы за концессию, а какая часть, соответственно, переменной, должен каждый аэропорт. Переменная часть платы обычно выражается в виде процента от оборота коммерческой деятельности, а не в виде процента от прибыли, поскольку он помимо всего прочего, может привести к возникновению различных проблем, связанных с управлением и проведением ревизии. Хотя общей практикой является использование процентной ставки, которая остается постоянной для какой-то одной деятельности независимо от объема деловой активности, в ряде случаев уплачиваемый процент возрастает по мере увеличения объема бизнеса, особенно когда рассматриваются основные концессии. Иногда могут возникнуть трудности при определении оборота от деятельности концессии, необходимого для целей назначения платы. В связи с этим аэропорт должен устанавливать необходимые процедуры бухгалтерского учета, ревизии и управления для отслеживания уровней оборота и вводить соответствующие положения в контракты на концессию.
Фиксированная плата за концессию обычно применяется выборочно к специфическим видам деятельности, которые, наиболее вероятно, дают только умеренную прибыль (например, содержание цветочных киосков, парикмахерских, книжных и газетных киосков, щелевых фотоавтоматов, резервирование такси и мест в отелях). Контракты на эти виды деятельности должны заключаться на относительно короткие периоды времени, или, если они являются более долговременными контрактами, должны предусматривать периодический пересмотр оплаты.
Существуют определенные формы платы за концессию, которые явным образом отличаются от наиболее часто используемых. Возможно, наиболее интересными из них являются: практика взимания с определенного типа магазинов фиксированной платы за каждого прибывающего и каждого улетающего пассажира; установление для компаний, арендующих автомобили, фиксированной платы за каждый имеющийся автомобиль или какой-то фиксированной арендной платы плюс некой фиксированной суммы за каждого пассажира в аэропорту, и, в случае операций с такси, установление лицензионной платы, взимаемой с каждого владельца такси, которому разрешено работать в районе аэропорта.
Предлагается проявлять осторожность при попытке увеличить доходы аэропорта путем поднятия уровня платы за концессию. Рекомендуется проводить тщательное и последовательное отслеживание оптовых цен, чтобы избежать их завышения, которое может привести к обратному эффекту на совокупный доход концессионера (а также на внешнее оформление и эксплуатации используемой недвижимости) и, следовательно, на доход аэропорта. В связи с этим администрация аэропорта должна установить разумный контроль над ценами, устанавливаемыми в аэропорту чтобы обеспечить их справедливость и конкурентоспособность относительно других международных аэропортов.
Как уже упоминалось, ИКАО выделяет концессии, нeпocpeдственно связанные с работой служб воздушного транспорта, поощряя тактику извлечения максимальной прибыли из всех виде неавиационной деятельности, ИКАО исключает те концессии, которые непосредственно связаны с работой служб воздушного транспорта, таких, как обеспечение топливом, обслуживание пассажиров в полете и наземное обслуживание. Эти виды деятельности, тем не менее, остаются концессионными и поэтому на них не действуют те ограничения, которые рекомендуется применять к затратам на воздушное движение, хотя следует проявлять предосторожность при определении платы за эти виды деятельности. Если, например, рассмотреть такой вид деятельности, как обслуживание пассажиров в воздухе, то за него надо устанавливать существенно меньшую плату, чем за концессии на торговлю пищей и напитками в самом аэропорту.
Особое внимание следует обращать на концессии на поставку авиационного топлива, плата за которые для большинства обычно выступает в форме платы за поставку топлива. В Документе ИКАО 9082/3 в параграфе 21 рекомендуется, чтобы там, где накладывается плата за «полный объем» поставленного топлива, руководители аэропорта должны считать ее как плату за концессию авиационного вида, а концессионеры по поставке топлива не должны автоматически добавлять ее к цене топлива для эксплуатантов воздушного транспорта, хотя они могут соответственным образом включать их как компоненты своих затрат при переговорах с авиакомпаниями по цене за поставляемое топливо. Уровень затрат на «полный объем» поставляемого топлива может отражать цену концессий, получаемых поставщиками топлива, и должен быть связан со стоимостью необходимых средств, если такие имеются. Совет ИКАО рекомендует также, чтобы подобные платы, если они взимаются, доводились до эксплуатантов аэропорта таким образом, чтобы исключалась всякая дискриминация, прямая или косвенная, как поставщиков топлива, так и эксплуатантов, и чтобы это не стало препятствием на пути прогресса гражданской авиации.
Плата за концессию на поставку авиационного топлива может для концессионера отражать цену этого типа концессии. На практике затраты на «полный объем» топлива, как правило, добавляются концессионером прямо к цене топлива, проданного эксплуатантам. Это приводит к большому неудовольствию со стороны эксплуатантов, в результате чего некоторые аэропорты прорабатывают вопросы платы за «полный объем» топлива на предмет замены ее какой-то другой формой платы. Это может привести к увеличению фиксированной части платы за концессию.
Концессии на наземное обслуживание. Наземное обслуживание — это такой вид деятельности, который выполняется в большинстве международных аэропортов службами авиакомпаний и концессионерами, хотя значительное число аэропортов осуществляет эту функцию частично или полностью самостоятельно. Если рассмотреть сначала наземное обслуживание, выполняемое аэропортом, то следует заметить, что та степень удовлетворения и характер услуг по наземному обслуживанию, которые оказывает аэропорт, например, если они охватывают предполетный досмотр пассажиров и/или загрузку и разгрузку самолета и т.п., определяют и рамки оплат. Следует также рассмотреть вопрос, должна ли быть одна или несколько оплат и на каких параметрах должна основываться установка оплаты. К шкале оплат, которая при этом используется, можно было бы прийти, деля оценку затрат на наземную обработку для наступающего года на оценку годового общего количества международных и внутренних пассажиров и/или на массу багажа или обработанного груза и/или на суммарный максимально допустимый взлетный вес самолета, по которому можно устанавливать оценочные базисные единичные затраты. К ним нужно добавить предполагаемую минимальную прибыль аэропорта, с тем чтобы прийти к базисной удельной интенсивности в шкале затрат. Удельные интенсивности можно увеличивать с определенными интервалами, зависящими в каждом случае от объема обработки. Следует заметить, что предпосылки того, что могут быть две или более отдельные стоимости, базирующиеся на оплатах наземной обработки, является то, что весь стоимостной базис может быть соответствующим образом разбит на части.
Когда наземное обслуживание выполняют концессионеры, будь они службой авиакомпании и/или отдельными агентами или компаниями по наземному обслуживанию, оплата концессии может выступать в форме некоторой фиксированной компоненты плюс какой-то процент от оборота. Когда службы наземного обслуживания обеспечиваются одной или более организациями, не являющимися службами самого аэропорта, то аэропорт должен тщательно следить за затратами, накладываемыми на эксплуатантов аэропорта, чтобы не возникала такая ситуация, когда затраты на обслуживание будут исключительно высоки по сравнению с затратами в соседнем аэропорту, что может привести к тому, что уменьшится объем перевозок в данном аэропорту. Следует заметить, что конкуренция в вопросе наземного обслуживания может дать положительный эффект, который выразится в уменьшении затрат на наземное обслуживание с сохранением качества обслуживания.
Установление арендных плат. Подход к установлению арендных плат в широком смысле подобен подходу, описанному для платы за концессию. Рыночную стоимость мест в зданиях и на территории аэропорта можно определять, исходя из уровня арендных плат за подобные здания и землю в соседнем аэропорту или в других сравнимых местах.
Поскольку на рыночную стоимость арендуемой собственности сильно влияет ее расположение, то аэропорт обычно разбивает места в строениях и на земле на различные зоны, устанавливая диапазон стоимости единицы площади пола (в частности, например в аэровокзальных комплексах). Много меньшую стоимость за единицу площади взимают с более удаленных частей аэропорта. В этом контексте аэропорт может проводить различие между зонами, которые существенны для авиационных компаний для проведения их операций в аэропорту, и зонами, которые требуются им для других целей. Если отвлечься от авиакомпаний, то аэропорты могут остановиться на варианте установления для одной категории арендаторов платы меньшей, чем для другой, например для таких категорий, как другие авиационные предприятия, аэроклубы, некоторые правительственные ведомства и неприбыльные организации. Более того, некоторые аэропорты устанавливают плату ниже той, что могла бы обеспечить адекватный доход с тех мест расположения аэропорта, в которых они хотели бы поощрить определенные виды деятельности.
Практика проведения общественных торгов широко используется в рамках мероприятий по предложению концессий, а также иногда при сдаче в аренду недвижимости и земли аэропорта, поскольку проведение торгов является наиболее оптимальным способом для определения рыночной цены прав на ведение торговли в аэропорту или прав на недвижимость аэропорта. Торги также дают руководству аэропорта возможность широкого выбора концессионеров и арендаторов на благоприятных условиях. Следует заметить, что необязательно рекомендуется выбирать самого дорогого покупателя, поскольку играть важную роль при выборе наиболее выгодного для аэропорта варианта могут и другие факторы, такие как стандарты услуг и конкурентные цены. Многие аэропорты в целях удовлетворения всем требованиям, следуют каким-то особенным процедурам при проведении торгов и оценке предлагаемых ставок. В некоторых случаях, особенно когда дело касается основных концессий, эти торги проводятся в две стадии: первая-выбор кандидатов, которые удовлетворяют основным квалификационным требованиям в смысле стандарта желаемого обслуживания, и вторая — приглашение этих кандидатов выставлять свои условия для оценивания их.
Когда аэропорты проводят общественные торги, обычно в приглашениях на торги дается информация, по которой торгующиеся стороны могли бы оценивать свои предложения цены, а также конкретная информация о том, что требуется для поддержки выдвигаемых цен и как эти цены должны выдвигаться. В случае простых арендных плат информация может включать:
— подробности о размерах, расположении и условиях эксплуатации недвижимого имущества;
— виды деятельности, которые могли бы проводиться на этих недвижимых объектах;
— предполагаемая дата начала действия аренды и ее длительность;
— предполагаемое обслуживание и услуги;
— улучшения, которые, как ожидается, принесет арендатор;
— безопасность и требования к гарантийному залогу;
— дату закрытия подачи заявок на торги.
Для концессионных торговых видов деятельности в документы о торгах обычно включается информация, отражающая некоторые аспекты:
— специфическая информация о типе или типах намечаемой концессионной деятельности, включая многообразие торговых операций и оказываемых услуг;
— характер любых исключительных прав на торговлю, которые будут предоставлены;
— квалификация и другие требования к персоналу;
— стандарты для торговли, обслуживания, предметов труда и оборудования;
— характер оборудования и приспособлений, которые должны поставляться концессионером;
— требования по страхованию;
— данные по прошлому объему перевозок и предсказания будущего объема;
— показатели прежних продаж, если такие есть;
— часы торговли;
— степень контроля, которую следует ожидать со стороны администрации аэропорта.
Примеры приглашений организаций на торги содержатся в Циркуляре ИКАО 142-АТ/47 «Расширение доходов от неавиационной деятельности в аэропортах».
Заключение контрактов. После того как концессионер выбран, должен быть подписан контракт, устанавливающий отношения между аэропортом и этим концессионером. Обычно проект контракта готовит аэропорт. Если штаб-квартира концессионера находится не в том городе или республике, что и аэропорт, то контракт должен подписываться в соответствии с законами того региона, где располагается аэропорт. В контракте должно быть также оговорено, что в случае, если процедуры арбитража не смогут разрешить возникшее разногласие, то они должны быть представлены для разрешения судом этой же административной единицы. Те же общие соображения должны применяться и при рассмотрении вопросов аренды.
Контракты на концессионную деятельность, как правило, включают следующие условия и договорные положения:
— длительность контракта;
— спецификацию видов деятельности, которая будет проводиться в предоставляемых помещениях, и запрет на какие-либо изменения в тех помещениях, которые предполагается использовать;
— соглашения, касающиеся передачи в субаренду, если такая допускается;
— уровень оплаты концессии, сроки оплаты и условия для пересмотра оплаты;
— выплату стоимости регистрации контракта, различных услуг и налогов;
— требования предоставить гарантии безопасности;
— обязательство принимать соответствующие процедуры бухгалтерского учета и периодически подписывать аудитные счета;
— право аэропорта иметь полный и неограниченный доступ ко всем бухгалтерским и финансовым записям концессионера, который связан с данной концессией;
— перечень тех помещений аэропорта, которые будут заняты, соглашение о том, в какой степени они будут осмотрены договаривающимися сторонами, и право администрации аэропорта проводить инспекцию и надзор за этими помещениями;
— обязательство поддерживать эти помещения в должному состоянии или, альтернативно, обязательство представлять управлению аэропорта любые предложения по их переоборудованию, а также сроки освобождения помещений по завершении контракта, включая время на проведение мероприятий, направленных на возвращение этих помещений в начальное состояние;
— условия управления обслуживанием и ремонтом этих помещений и работой по их уборке;
— требования техники безопасности и определение ответственности в случае:
а) несчастных случаев по вине арендатора помещения или какой-либо третьей стороны;
б) краж со взломом или без него, приведших к поврежден этих помещений;
в) повреждения, вызванного огнем либо водой или же наводнениями, ударом молнии и другими природными явлениями;
— обязательство соблюдать законы и регламентации;
— условия, регулирующие рекламные и другие надписи на помещениях;
— причины для прерывания контракта (банкротство, судебный приговор, нарушение условий контракта и т.п.) и условия, рассматривающие применение санкций в таких случаях;
— процедуры арбитража;
— определение используемых терминов;
— варианты возобновления контракта. В контракт могут быть включены различные другие пункты в зависимости от характера концессионной деятельности, такие как:
— гарантия исключительных прав на специфицированный тип концессии;
— часы работы;
— обязательство продавать товары по конкурентоспособным и по выставленным для всеобщего обозрения ценам и характер осуществления контроля за ценами со стороны руководства аэропорта;
— стандарты качества и такие аспекты продажи и обслуживания пищей и напитками, как:
а) качество, процедуры приготовления и хранения пищи и напитков;
б) поддержание в чистоте и порядке предметов одежды, столов, стульев и т.п.;
в) стандарты гигиены для персонала;
—право установки специфицированного оборудования;
—требования, касающиеся квалификации персонала, занятого в специализированном обслуживании, и требования техники безопасности.
Аренда помещений, земли и других мест. Контракты на аренду, касающиеся в основном занятия и использования собственности аэропорта, обычно являются менее сложными в смысле разнообразия условий, содержащихся в них, хотя в некоторых случаях ряд пунктов договора может быть рассмотрен более подробно. Обычно в этих контрактах не содержится никаких положений, касающихся процедур ведения бухгалтерского учета арендатора, и они не накладывают никаких обязательств на него предоставлять руководству аэропорта финансовые отчеты; они не содержат пунктов, связанных с характером деятельности предприятия, которая может вестись часто более специфично по сравнению со случаями контракта на концессионную торговлю.
Поскольку договора на аренду земли и, в частности, на постройки, обычно заключаются на более длительные периоды, чем договора на аренду помещений аэропорта или чем контракты на концессионную торговлю, то имеется большая необходимость отразить в них механизмы периодического пересмотра арендной платы, чтобы можно было бы осуществить переоценку собственности. Для контрактов этой природы предусмотрительно явно выразить восстановление права аэропорта на собственность после истечения срока контракта, а также условия, включая временные периоды, при которых это может быть осуществлено. Возвращение права собственности аэропорту может также иметь место, когда арендатор задерживается с оплатой, когда аэропорт хочет обратно получить собственность по своим операционным требованиям и когда восстановление его права собственности осуществляется в интересах общества. Следует также указать в контракте те компенсации, которые арендатор получит в случае восстановления права собственности за аэропортом.
На срок действия контракта обычно влияют такие факторы, как тип бизнеса или аренды, а также то, насколько велики инвестиции концессионера или арендатора в основные фонды. Таким образом, более долговременные контракты обычно предоставляются в случае, когда имеют место существенные вклады. В общем случае контракты представляют собой специфическое средство обновления основных фондов.
Срок действия концессий может меняться, как правило, в диапазоне от 1 до 5 лет. Аренда помещений аэропорта осуществляется обычно на несколько более короткие периоды, наиболее ожидаемый — от 1 до 3 лет. При аренде земли аэропорта, когда предполагается строительство зданий арендатором, длительность аренды составляет от 10 до 40 лет, причем наиболее вероятный период порядка 20 лет. Это отражает потребность для арендаторов получить места для строительства, чтобы заключить договор аренды на приличный период времени, за который они обычно успевают амортизировать значительные капиталовложения. Важно, что за исключением тех случаев, когда контракты на концессию или аренду являются краткосрочными, они обеспечивают периодический пересмотр условий оплаты, например один раз за год.
Особой формой контракта является «контракт на управление», который может использоваться аэропортом в тех случаях, когда его руководство желает заключить контракт из-за необходимости привлечь опытную организацию для проведения какой-то деятельности коммерческого характера при сохранении своего владения аэропортом и высокой степени контроля за рассматриваемой деятельностью. Такие контракты специфицируют тот тип деятельности, который должен выполняться в обмен на вознаграждение за управление, и в то же время стимулируют передачу заработанной прибыли аэропорту после вычета комиссионных. Например, Международный аэропорт Шере-метьево заключил контракт на управление гостиницей в Шереметьево-2 с французской гостиничной фирмой «Новотель».
Как уже отмечалось, концепция свободной экономической зоны в аэропорту имеет до сих пор ограниченное применение. Характер СЭЗ и заключение контрактов зависят в большой степени от местных условий. Контракты и договора на аренду с коммерческими предприятиями, работающими в СЭЗ, обычно содержат определенные пункты, которых нет в других типах упомянутых контрактов, включающие, как правило, там где привлекаются иностранные предприятия, ссылку на требования, накладываемые международно-правовым или государственным регулированием.
Вопросы создания свободной экономической зоны и различные аспекты управления ею со стороны органов власти, уполномоченных администраций (будь это сам аэропорт или созданные им дочерние фирмы), будут, вероятно, охвачены специальным правительственным постановлением, в то время как права и обязанности предприятия, функционирующего в этой зоне, будут определены в правовом документе (например в уставе или соглашении об учреждении корпорации). Стимулирующие средства, которые применяются к иностранным предприятиям, касающиеся их собственности, такие, как вывоз капитала и доходов, использование национальных кадров и т.п., обычно не охватываются договором, подписанным руководством СЭЗ, поскольку управление осуществляется посредством административных механизмов или национальных законов о корпорациях, или других законов государства и местных органов власти. В 1993 году подписан указ Президента Российской Федерации о создании свободной экономической зоны в районе Международного аэропорта Шереметьево.
Следует заметить, что описанные виды концессионной деятельности международных аэропортов находятся лишь в зачаточном состоянии как в России, так и в других странах СНГ. Тем не менее, рекомендации ИКАО по этому вопросу найдут свое дальнейшее воплощение в деятельности всех международных аэропортов нашей страны.
Г л а в а 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И АЛЬЯНСЫ
Чикагская конвенция 1944 года о международной гражданской авиации предусматривает возможность создания договаривающимися государствами авиатранспортных организаций совместной эксплуатации (ст. 77). В ней также предусмотрена возможность создания международных экспериментальных агентств и содержатся конкретные положения относительно национальной принадлежности воздушных судов, эксплуатируемых международными предприятиями. В последние годы этот процесс заметно активизировался и стал приобретать различные экономические и организационные формы международного экономического сотрудничества (МЭС), такие как создание межнациональных авиакомпаний, создание многонациональных специализированных авиационных фирм, образование диверсифицированных транснациональных корпораций, техническая кооперация, коммерческое сотрудничество в сфере эксплуатации международных авиалиний, участие в международных авиационных организациях, создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, альянсы авиакомпаний и др.
- 3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (иата)
- 4.1. Особенности продажи международных авиаперевозок
- 4.3.2. Особенности лизинга (аренды) самолетов
- 4.4. Концессионная деятельность международных аэропортов
- 5.1. Создание межнациональных авиакомпаний
- 5.2. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм
- 5.3. Создание диверсифицированных транснациональных корпораций
- 5.4. Международная техническая кооперация
- 5.5. Коммерческое сотрудничество и стратегические альянсы
- 5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)
- 5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов