Запросы (заказы) и выставки-ярмарки как инструмент заключения внешнеторговых сделок
Если инициатива заключения сделки исходит от покупателя, то его обращение к продавцу с просьбой прислать предложение (оферту) называется запросом. Одной из главных целей запросов является получение от экспортных фирм конкурентных предложений для выбора наилучшего. В запросе обычно указывается точное наименование необходимого товара, его качество, сорт, количество. Заказы как способ подготовки экспортной сделки направляются постоянным контрагентам и содержат только индивидуальные условия конкретной будущей сделки, а в остальном стороны руководствуются общими условиями поставки либо условиями предыдущего заказа.
Участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках имеет целью не только показать достижения фирмы по выпускаемой продукции, но и заключение коммерческих договоров (контрактов). Основной вид договоров, заключаемых на выставках и ярмарках – это сделки по выставленным образцам, а также моделям, чертежам, каталогам с последующей поставкой товара. Другой вид сделок – это продажа самих экспонатов (машин, оборудования, товаров массового потребления и т.д.).
При заключении таких сделок обычно оговаривается, что покупатель забирает купленный товар после закрытия выставки или ярмарки. Эти сделки обычно заключаются на условии франко-ярмарка. В отдельных случаях продавец (экспонент) может взять на себя доставку товара покупателю. При заключении таких сделок устанавливается, кто из сторон должен уплатить таможенную пошлину и другие таможенные сборы, если товар не реэкспортируется из данной страны.
В зависимости от общих правил, установленных на данной ярмарке или выставке, или от межправительственных соглашений, экспоненты могут завести на территорию ярмарки или выставки и продать на ней некоторое количество товаров в пределах установленных контингентов. Размер этих контингентов устанавливается в сумме, позволяющей экспоненту покрыть все его расходы в местной валюте на оплату занятой под стендами площади, по транспортным издержкам и пребывание его представителей.
Установлению договорных отношений всегда предшествует преддоговорной период, в течение которого ведутся предварительные переговоры о предстоящей сделке и согласовываются ее основные условия (трактация сделки). Эти переговоры могут вестись путем переписки, путем личных встреч и по телефону, на практике эти способы сочетаются в различных комбинациях.
Проект контракта обычно составляется одной из сторон и тщательно изучается другой стороной. Согласование условий ведется до тех пор, пока не будет достигнута договоренность по всем условиям контракта.
Соглашение об основных условиях взаимных обязательств, достигнутое в ходе переговоров участниками внешнеторговой сделки оформляется обычно письменным документом – договором или контрактом.
В международной коммерческой практике используются различные способы заключения внешнеторговых сделок:
подписание контракта участвующими в нем контрагентами;
акцепт покупателем твердой оферты продавца;
акцепт продавцом контроферты покупателя;
акцепт продавцом письменного согласия покупателя с условиями свободной оферты (контроферты покупателя);
подтверждение продавцом заказа, сделанного покупателем.
Контрольные вопросы к теме №6:
Назовите этапы внешнеторговой сделки и кратко охарактеризуйте их
Какие существуют способы установления контактов с зарубежными партнерами?
Что такое коммерческое предложение?
Чем отличается твердая оферта от свободной оферты?
В чем отличие запроса от заказа?
Дайте характеристику основных способов заключения внешнеторговых сделок.
ТЕМА 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 7. Договор – основной документ во внешнеэкономической деятельности
Основные понятия:
международный контракт; контракт (договор) купли-продажи; типовой контракт; существенные и несущественные условия контракта; источники правового регулирования внешнеторговых договоров.
Понятие международного контракта (договора) и рекомендации по его составлению
Осуществление международных коммерческих операций требует определенной правовой нормы – заключения соглашения между партнерами разных стран.
Внешнеторговые сделки двух или более сторон в процессе их производственной, хозяйственной и торговой деятельности оформляются контрактом (договором), совершаемым, как правило, в письменной форме. Контракт – это юридический документ по оформлению внешнеторговой сделки. Отношения, возникающие из контракта, называются контрактными (договорными), а обязательства сторон, вытекающие из контракта – обязательствами по контракту (договору).
Под международным контрактом (договором) понимается соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товарных единиц и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.
Соглашение сторон об основных условиях взаимных обязательств, достигнутое в ходе переговоров между участниками внешнеэкономических связей, как правило, оформляется письменным документом, который может носить название "Контракт", "Соглашение", "Предварительный контракт", "Общий (генеральный) контракт", "Договор".
В зависимости от предмета и других условий сделки возникают разные виды контрактов, которые весьма существенно отличаются по форме и содержанию. Общие (типовые) правила заключения и исполнения контрактов (договоров) содержатся в различных международных документах (соглашениях, конвенциях, правилах), а также в многочисленных методических документах, разработанных Международной торговой палатой и другими институтами.
Составление договора – самая сложная и ответственная операция в процедуре заключения внешнеторговой сделки. От того, как составлен договор, во многом зависит поведение сторон, поскольку именно он определяет условия сделки, права и обязанности сторон, их ответственность в случае неисполнения договора и т.д. При составлении договора стороны должны определить законодательство какой страны будет применяться к данному договору. Стороны внешнеторговой сделки по общему правилу могут сами выбрать право, применимое к данной сделке. Форма договора зависит от желания сторон, предмета и объема обязательств сторон, а также применимого права.
На практике при составлении контрактов (договоров) часто используются так называемые типовые контракты (договоры). Типовой контракт – это разработанный в соответствии с установленными правилами документ, содержащий примерные образцы формулировок условий определенного договора. Типовой контракт не имеет юридической силы, и стороны, заключающие договор, не обязаны строго следовать его содержанию. Типовой контракт позволяет не тратить много времени на поиск необходимых формулировок условий договора, помогает сформировать скелет реального договорного отношения.
Большинство конфликтных ситуаций в бизнесе – это результат неквалифицированно составленных договоров. Для успешного ведения дел недостаточно быть предприимчивым, инициативным, рисковым. Прежде всего, необходимо знать правила и нормы, которые регулируют поведение людей в условиях рыночной экономики.
Что необходимо принимать во внимание при составлении и заключении «надежного» договора?
Во-первых, договор должен быть заключен в ваших интересах.
Во-вторых, он не должен нарушать действующего законодательства.
В-третьих, ваши интересы должны быть надежно защищены, а обязанности вашего контрагента по бизнесу строго обеспечены его ответственностью.
В-четвертых, договор не должен содержать каких-либо «подводных камней» или так называемых "юридических мин". Наличие в договоре последних создает серьезную угрозу всей сделке и может свести на нет любой прекрасный и хорошо проработанный с экономической точки зрения коммерческий проект.
На основании этих рекомендаций можно выделить 4 основных правила заключения сделки любого вида:
1. Необходимо четко представлять, что вы хотите сделать и что желаете получить? Т.е., необходимо самым тщательным образом распланировать предстоящую операцию, составить ее схему, выделить этапы, сроки и т.д.
2. Проект предстоящего договора лучше готовить самому, чем доверять контрагенту.
3. Никогда не подписывайте договор, пока его не проверил и не завизировал ваш юрист. Это правило может быть отнесено к «золотой заповеди бизнесмена», т.к. любой договор – это всегда юридический документ.
4. Не допускайте двусмысленностей и недомолвок при формулировке статей договора, таких как размытость фраз, нечеткость и т.д.
Каждый договор должен содержать наименование договора (договор купли-продажи, комиссии, аренды, страхования и т.д.), дату и место подписания. Точное название договора сразу даст представление читающим о каких правоотношениях идет речь. Если названия нет, то придется читать текст договора чтобы понять о чем договор, что является крайне нежелательным для арбитра или налоговой инспекции (психологический фактор).
С датой подписания договора связаны определение момента заключения и установление окончания срока действия договора, а значит и юридических последствий, которые с этим связаны.
По законодательству местом совершения сделки определяются:
правоспособность и дееспособность лиц, совершающих сделку;
форма сделки;
обязательства, возникающие из сделки, если стороны в договоре не предусмотрели иное.
Особенно это важно при заключении договоров с фирмами государств-членов СНГ.
Законодательство практически всех государств устанавливает обязательное требование по регистрации субъектов предпринимательской деятельности в реестре государственной регистрации либо в торговом реестре. Во Франции это торговые суды, в ФРГ – гражданский суд первой инстанции, в Англии субъекты хозяйствования регистрируются в Министерстве торговли, в США – в административных или судебных органах штатов, в Российской Федерации – в государственном реестре предприятий Регистрационной палаты при Министерстве экономики. Сведения в этих реестрах являются открытыми. В договоре должны быть указаны полные фирменные наименования контрагентов под которыми они зарегистрированы в реестре государственной регистрации либо в торговом реестре.
- Внешнеэкономическая деятельность
- Содержание
- Тема 1. Внешнеэкономические связи республики беларусь 6
- Тема 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике беларусь 20
- Тема 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000 125
- Тема 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле 138
- Тема 1. Внешнеэкономические связи республики беларусь Лекция 1. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- Понятие и сущность «внешнеэкономических связей» и «внешнеэкономической деятельности»
- Формы внешнеэкономических связей
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Товарная структура экспорта в 2007 году
- Товарная структура импорта в 2007 году.
- Контрольные вопросы к теме №1:
- Тема 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике беларусь Лекция 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
- Формы и методы государственного регулирования в контексте мирового опыта
- Система органов регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
- Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
- Тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь
- Нетарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №2:
- Тема 3. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия Лекция 3. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- Организация внешнеэкономических служб предприятия
- 2. По товарно-отраслевому принципу.
- 3. По географическому принципу.
- 4. По группам потребителей или рыночным сегментам.
- Контрольные вопросы к теме №3:
- Тема 4: международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация Лекция 4. Международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация
- Сущность и основные виды международных коммерческих операций
- Международная торговая сделка
- Унификация правил и условий международной торговли
- Контрольные вопросы к теме №4:
- Тема 5. Торговые партнеры на зарубежных рынках Лекция 5. Торговые партнеры на зарубежных рынках
- Классификация контрагентов на мировом рынке
- Критерии и принципы выбора страны и фирмы контрагента
- Источники информации о фирмах – контрагентах
- 1. Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.
- 2. Информация, публикуемая самими фирмами.
- 3. Информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями.
- 5. Сеть Интернет.
- Досье и информационная карта фирмы
- Контрольные вопросы к теме №5:
- Тема 6. Процедуры и техника внешнеторговых операций Лекция 6. Процедуры и техника внешнеторговых операций
- Основные этапы внешнеторговых сделок и особенности подготовительного этапа
- Коммерческие предложения (оферты) и виды оферт
- Запросы (заказы) и выставки-ярмарки как инструмент заключения внешнеторговых сделок
- Внешнеторговый договор купли-продажи
- Источники правового регулирования договора купли-продажи
- Контрольные вопросы к теме №7:
- Тема 8. Структура и содержание внешнеторгового договора купли-продажи Лекция 8. Структура и содержание внешнеторгового договора купли-продажи
- Факторы, влияющие на структуру и содержание договора
- Содержание статей договора Вводная часть (преамбула)
- Предмет договора
- Количество
- Срок и дата поставки
- Цена и общая сумма договора
- Базисные условия поставки
- Качество товара
- Условия платежа
- Упаковка и маркировка
- Сдача-приемка
- Страхование
- Претензии (рекламации)
- Санкции
- «Форс-мажор» или обстоятельства непреодолимой силы
- Решение споров или арбитраж
- Другие условия договора
- Контрольные вопросы к теме №8:
- Тема 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000 Лекция 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000
- Сущность базисных условий поставки, цель и задачи incoterms
- Структура incoterms-2000
- Краткое содержание базисных условий поставки по incoterms-2000
- Контрольные вопросы к теме №9:
- Тема 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле Лекция 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле
- Сущность, преимущества и эффективность торгово-посреднических операций
- Виды торгово-посреднических операций и торговых посредников
- Условия работы посредников на рынках
- Контрольные вопросы к теме №10:
- Приложение 1 Конвенция оон о договорах международной купли-продажи
- Часть I. Сфера применения и общие положения
- Глава I. Сфера применения
- Глава II. Общие положения
- Часть III. Купля-продажа товаров
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Обязательства продавца
- Раздел I. Поставка товара и передача документов
- Раздел II. Соответствие товара и права третьих лиц
- Раздел III. Средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом
- Глава III. Обязательства покупателя
- Раздел I. Уплата цены
- Раздел III. Средства правовой защиты в случае нарушения договора покупателем
- Глава IV. Переход риска
- Глава V. Положения, общие для обязательств продавца и покупателя
- Раздел I. Предвидимое нарушение договора и договоры на поставку товаров отдельными партиями
- Раздел II. Убытки
- Раздел III. Проценты
- Раздел IV. Освобождение от ответственности
- Раздел V. Последствия расторжения договора
- Раздел VI. Сохранение товара
- Часть IV. Заключительные положения
- Приложение 2 Вариант контракта международной купли-продажи на русском и английском языках
- Приложение 3
- I. Общая характеристика фирмы
- II. Финансово-экономические показатели
- III. Руководящий состав фирмы
- IV. Деловая характеристика фирмы
- V. Характеристика представителя фирмы
- Деловая характеристика
- Личные качества
- Литература
- Основная литература:
- Дополнительная литература: