logo search
TSibulnik_L

Развитие системы технического регулирования в Украине

Процесс сертификации был и на сегодня остается существующим дополнением к процессу определения технических требований производства продукции. Не вызывает сомнения необходимость существования эффективных рычагов технического регулирования в обществе независимо от его политической и экономической модели. Работы по стандартизации и сертификации — это норма научно-технического прогресса XX столетие. Они были, есть и будут актуальными. Вопрос состоит в том, кто и как будет руководить этими процессами.

Реформирование национальных систем стандартизации, сертификации и аккредитации направлено на реализацию курса Президента Украины Л. Кучмы на достижение экономического возрастания, повышение благосостояния большинства население Украины, поддержки отечественного производства, защиты конституционных прав граждан. Этот курс имеет целью интеграцию Украины в мировую экономику, вступление к Мировой организации торговли (WТО), реализацию Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз (ЕС).

Существующая система стандартизации и сертификации, которая реализует право Украины как суверенного государства на национальное техническое регулирование, отвечает принципам GАТТ/WТО, международных установок ISO/ІЕС и европейских стандартов серии ЕN 45000. Это было подтверждено экспертами Мирового Банка в ходе сложных переговоров относительно выполнения одной из условий кредитной сделки о займе на развитие предприятий (ЕDА) относительно отмены сертификации импортной продукции.

Национальная система технического регулирования признанная странами - торговыми партнерами Украины, которые заключили с нею соглашения соответственно положениям статьи 6 Соглашения о технических барьерах в торговли (ТВТ), которыми предусмотренное сотрудничество в области взаимного признания результатов работ по сертификации. На сегодня заключено 44 соглашения с 31 страной, в том числе 19 – на межправительственном уровне.

В рамках выполнения поручения Президента Украины Госстандартом был подготовлен проект Концепции реформирования национальных систем стандартизации, сертификации и аккредитации, в основу которой положены основные принципы ТВТ WТО, принципы европейской системы стандартизации и оценки соответствия, положение установок международных организаций ІSО/ІЕС, а также многолетний опыт работы национальной систем и стандартизации и сертификации. Концептуальные основы поэтапного развития этой системы были одобрены экспертами ЕС в рамках проекта ТАСІS “Стандартизация и сертификация в Украине”.

В Концепции предусмотрены основные предпосылки развития и усовершенствование систем стандартизации, сертификации и аккредитации с учетом:

Реализация основных положений Концепции может осуществляться через разработку и принятие Законов Украины.

Проект Закона «Об ответственности поставщика за выпуск и реализацию некачественной и опасной продукции» учитывает положение европейских директив относительно ответственности поставщика за дефектную продукцию. Реализация этого Закона предоставит поставщику возможность выбора способа подтверждение соответствия своей продукции нормативным документам, действующим в Украине. Подтверждение соответствия третьей стороной (сертификация) останется лишь для потенциально опасных видов продукции, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. Законопроект обеспечивает равные условия конкуренции между отечественным производителем и импортером, создает высокоэффективный механизм надзора и контроля на потребительском рынке Украины, предоставляет возможности поставщику применять декларацию о соответствии его продукции требованиям нормативных документов. 1 декабря 1999 года законопроект принят Верховной Радой Украины в первом чтении, как и до этого проект Закона Украины «Об изъятии, утилизации, переработке, уничтожение или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции».

Находятся на этапе согласования с соответствующими министерствами и ведомствами подготовленные Госстандартом проекты Законов Украины «О стандартизации и сертификации» и «Об аккредитации». Проект Закона «О стандартизации и сертификации» подготовлен с учетом директив Европейского Парламента и Совета ЕС 98/34 и 98/48 относительно порядка предоставления информации в области технических стандартов и регламентов, директивы Совета ЕС 93/465 ЕЕС относительно модулей для разных фаз процедур оценивания соответствия и правила предоставление и использование маркирования СЄ. При подготовке проекта Закона «Об аккредитации» были учтены положения Концепции аккредитации и политики ЕС в области оценки соответствия, положение Установок ISO/ІЕС 62 и 65 и европейских стандартов серии ЕN 45000. Проектом Закона предусмотрены создания национальной системы аккредитации соответственно международным требованиям. Проекты Законов получили одобрение экспертов ЕС, которые работают с Госстандартом в рамках проекта ТАСІS.

Госстандарт вместе с Министерством АПК, МОЗ и с участием экспертов Французской ассоциации из стандартизации (АFNО) разработал проект Закона «О молоке и молокопродуктах» с учетом директивы Совета ЕС 92/46 относительно медико-санитарных правил относительно молока и продуктов на молочной основе. Проект прошел согласования, Министерством АПК готовит его к внесению на рассмотрение Кабинета Министров.

Министерством промышленной политики подготовленные проекты Законов «О безопасности промышленной продукции» (с учетом положений директивы Совета ЕС 89/392 относительно машин), «О безопасности изделий электронной техники» и «О безопасности электротехнических изделий» (в проектах учтены положения таких директив Совета ЕС: 73/23 относительно низковольтного оснащения, 89/336 относительно электромагнитной совместимости, 89/686 относительно индивидуальной защиты, 92/95 относительно общей безопасности, 93/68 об изменениях директив Нового подхода).

Государственный комитет рыбного хозяйства разработал проект Закона «О рыбе, морепродукты и продукции из них» с учетом европейских директив и национальных законодательных актов Франции.

Вызывают удивление действия отдельных учреждений, созданных в Украине на средства налогоплательщиков других стран, из поддержки любительских предложений относительно «реформирования» украинских систем сертификации и аккредитации. Под прикрытием лозунгов о несоответствии украинской системы технического регулирования международной и европейской практике предлагается распределение единой системы технического регулирования на отдельные ведомственные или отраслевые системы сертификации. При этом те, кто готовит подобные предложения, ссылаются на «прогрессивность» и «европейскость» российкого опыта. Хотя этот опыт четко показывает, что ведомственный подход к подтверждению соответствия приводит к созданию искусственных барьеров в международной торговле из-за сложности, непрозрачность, дублирование функций и увеличения времени и стоимости работ по подтверждению соответствия.

Российкие производители высказывают неудовольствие подобной системой ввиду необходимости получать несколько сертификатов в разных ведомственных системах на один вид продукции, а перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, в Российской Федерации в несколько раз большее, чем существующий ныне в Украине.

В декабре 1999 года в регионах Украины прошли общественные слушания по вопросам регуляторной реформы и контроля качества и безопасности продукции. Участникам снова навязывалась мысль о необходимости дробления действующей системы технического регулирования на ведомственные системы сертификации и аккредитации. Несмотря на это, участники слушаний приняли обращение относительно поддержки путей реформирование национальных систем стандартизации, сертификации и аккредитации, предложенных Госстандартом, и прислали его в Администрацию Президента, Верховную Раду, Кабинет Министров, Национальный Совет по вопросам качества.

В случае внедрения в Украине системы технического регулирования, основанной на ведомственном принципе, у торговых партнеров Украины появятся уже реальные основания требовать от Украины ликвидировать ее как таковую, что действительно не отвечает требованиям ТВТ GАТТ/WTO, Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и других международных обязательств Украины. Возможно, по этой причине наибольшие торговые партнеры Украины, такие, как США, ЕС, Япония, Канада, пока уклоняются от ведения переговоров с Украиной о заключении двусторонних соглашений о взаимном признании оценки соответствия, но в то же время они не могут обвинить Украину в несоответствия ее системы технического регулирования международным и европейским нормам.

Нынешняя ситуация требует скоординированной работы и повышения эффективности всех структур, ответственных за экономическую безопасность государства. Госстандарт готов к сотрудничеству со всеми, кто действительно заинтересован в дальнейшей гармонизации украинской системы технического регулирования с существующими международными и европейскими нормами и правилами.

Имеем уже определенный опыт. Государство должно осуществлять техническое регулирование и контроль импорта в экономике. Именно деятельность Госстандарта Украины оказывает содействие обеспечению равноправия Украины в международной торговле, снятию технических барьеров на пути экспорта украинских товаров, повышению их конкурентоспособности. Именно существующая система Госстандарта обеспечивает создание и действенность национальных систем стандартизации, метрологии, сертификации, которые являются главными и практически едиными рычагами технического регулирования многоотраслевого народного хозяйства государства. Необходимо очень серьезно подходить к таким решениям, как «быть или не быть Госстандарту». Мы, наверное, как никто в мире, не ценим то, что имеем. То огромное (даже по мировым меркам) достояние всего народа Украины — наш научный и технический потенциал, интеллект нации, материальная база исследовательских учреждений — не имеем право терять. Следует хотя бы раз оценить по мировым ценам вред от непродуманных решений, часто навязанных извне, и сравнить его с тем, что получаем в замену. Рассмотрение и принятие наиважнейших для государства решений следует проводить через такой логико-социальный и экономический анализ, который помог бы осознать — это для Украины ли против нее. На такие раздумья наталкивает развернутая перестроечная кампания относительно структур управления нашей экономикой, образованием, наукой, культурой, системой информации и стандартизации.

Концепция сертификации не нова, по существу, своими корнями она уходит в самые основы стандартизации. Когда производитель продукции впервые начал утверждать, что она отвечает требованиям общепринятого стандарта, то тем самым зародилась наиболее простая форма сертификации. Клеймение, включение в перечень или одобрение продукции, выдача клейма или сертификата для подтверждения соответствия стандарту – всё это входит в общее понятие сертификации. Однако изменяющиеся в мире социальные и экономические условия привели к перемещению акцента в сертификации.

От относительного и недорогого метода сертификации мы движемся к более сложным ее формам, диктуемым всевозрастающим разрывом между изготовителем продукции и её конечным покупателем, особенно на уровне международной торговли.

Производители продукции всё острее ощущают желание быть уверенным, что вырабатываемая ими продукция отвечает принятым стандартам; часто это обусловливается соответствующим законодательством

В целях обеспечения более широкого взаимного принятия сертификации должны быть разработаны новые отношения и системы, если мы хотим, чтобы сертификация расширяла перспективы международной торговли, а не выступала в ней как возможный барьер.

Сертификация осуществляется соответствующими службами, главным образом потому, что их программы оказывают огромное влияние на международную торговлю как в смысле содействия ей. Так и создание потенциальных барьеров. Как средство содействия странам-экспортёрам в деле облегчения доступа на рынки, где качественные параметры стандартов являются необходимым условием, соответствующие системы сертификации могут оказаться незаменимыми. В тоже время информацию относительно сертификации следует широко распространять для того, чтобы исключить возможность неправильного применения сертификации, что может создать препятствие торговле.

Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по-новому, осознанно и цивилизованно могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Сертификация обязательно будет развиваться и дальше, хотя она и приводит к дополнительным затратам на проведение производственного процесса из-за необходимости проводить исследования, инспекции, аудит и др. процедуры. Зато значительную прибыль возмещают затраты на эти процедуры – они покрываются с дополнительной стоимости, когда покупатель и законодатель имеют высокую ступень гарантии того, что продукция или услуга соответствуют определённому стандарту.