5.2. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм
Эта форма международного экономического сотрудничества наиболее характерна для промышленно развитых государств Западной Европы. Однако в последние годы она стала получать распространение и в развивающихся странах. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм предусматривает объединение усилий различных авиакомпаний в области эксплуатации и ремонта авиационной техники. Авиакомпании, эксплуатирующие однотипные самолеты, стремятся к более эффективному использованию имеющегося у них производственного и технического потенциалов.
Следует отметить, что создание специализированных многонациональных фирм характерно и для других отраслей авиационной индустрии, а не только для воздушного транспорта. Процесс создания таких предприятий, как правило, начинается с производственной кооперации.
Производственная кооперация часто ведет к созданию совместных предприятий, в том числе с научно-исследовательским уклоном. Многонациональные предприятия создаются в 55% случаи соглашений о кооперации. Ее распространенной формой является организационная структура по форме «консорциум», которая предполагает разделение ответственности, равные права партнёров и централизованное управление. Такая структура используется, в частности, при международном сотрудничестве в авиационной промышленности в Западной Европе — при создании вертолетов («Хелиюроп индастри»), самолетов и ракет («Юро-мисайл МРКА») и аэробусов («Эйрбас индастри»).
В США интеграционные процессы идут в несколько других направлениях. Это связано прежде всего с тем, что возникновение новых и разорение старых компаний происходит здесь более высокими темпами, чем в Западной Европе и Японии. Так, засчет дерегулирования (с 1979 года) обанкротилось около 70 авиакомпаний, в то же время было создано более десятка новых, причем большинство из них является диверсифицированными компаниями,
Наибольшую известность получили такие западноевропейские авиатехнические концерны, как КССЮ и АТЛАС.
Международный концерн КССЮ имеет свою историю, восходящую к зарождению производственной кооперации между скандинавской авиакомпанией САС и швейцарской «Свиссэйр». В 1958 году после нескольких лет успешной кооперации между авиакомпаниями было заключено новое соглашение о более широкой кооперации в области организации технического обслуживания и переоборудования парка самолетов. В соответствии с этим соглашением авиакомпании стали проводить согласованную политику в области координации использования самолетов и совместного использования мастерских и технических предприятий по обслуживанию и ремонту самолетов. Так, САС, закупив 17 новых самолетов «Каравелла», 4 из них передала в аренду авиакомпании «Свиссэйр». Та, в свою очередь, из 7 новых самолетов «Конвэйр-990» 2 передала в аренду САС. Обе авиакомпании имели также самолеты ДС-8. В силу того, что указанные типы самолетов имели идентичное оборудование и приборы, они могли составить базу для совместного обслуживания. В своих мастерских САС проводила обслуживание и ремонт самолетов ДС-8 и «Каравелла», принадлежащих ей или арендуемых ею у «Свиссэйр», а последняя, в свою очередь, обеспечивала обслуживание самолетов «Конвэйр-990» обеих компаний.
С внедрением широкофюзеляжных самолетов кооперация между двумя компаниями еще больше расширилась. В 1967 году к ним присоединилась голландская авиакомпания КЛМ, и корпорация стала называться «Группа КСС». В 1989 году к ней присоединилась французская авиакомпания ЮТА, и концерн получил современное название КССЮ. Авиакомпания КЛМ стала обеспечивать профилактическое обслуживание и ремонт фюзеляжей самолетов «Боинг-747», а авиакомпания САС — двигателей этих самолетов. «Свиссэйр» стала специализироваться на обслуживании и ремонте фюзеляжей самолетов ДС-9, ЮТА — на обслуживании самолетов ДС-10.
Кроме техобслуживания и ремонта в соглашение о создании КССЮ включены положения о возможности обмена экипажами, а также о совместном приобретении тренажера для обучения экипажей самолета «Боинг-747».
Во главе КССЮ стоит Высший Совет, состоящий из восьми членов — по два представителя от каждой авиакомпании. В его подчинении находится шесть исполнительных комитетов, основным из которых является Комитет по технической политике, осуществляющий программу работ по ремонту авиатехники. Комитет имеет в своем составе шесть подкомитетов, которые координируют деятельность авиакомпаний по осуществлению принимаемых Комитетом решений.
Другими исполнительными комитетами КССЮ являются комитеты по долговременному планированию, финансированию, координации сотрудничества, разработке технических норм эксплуатации. Названия указанных комитетов говорят об осуществляемых ими функциях под руководством Высшего Совета. Исполком по координации сотрудничества действует в качестве секретариата Высшего Совета.
Многонациональное объединение типа КССЮ позволяет входящим в него авиакомпаниям экономить как на капиталовложениях, так и на сокращении расходов при ремонте авиатехники за исключения дублирования закупок оборудования и оснастки, сокращения общего количества персонала, занятого на техническое обслуживании и ремонте авиатехники. Вместе с тем объединение имеет ряд нерешенных проблем, таких как пропорциональная загрузка производственных мощностей и одинаковая занятость персонала авиакомпаний-партнеров. Другой важной проблемой является отсутствие единых требований к нормам технического обслуживания у государств, чьи авиакомпании входят в объединение, а также отсутствие руководящих документов международных организаций гражданской авиации, регламентирующих международные нормы по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
Международный концерн АТЛАС был создан в 1968 году авиакомпаниями «Алиталиа», «Эр Франс», «Люфтганза», «Сабена». Позже, в 1972 году, к нему присоединилась испанская авиакомпания «Иберия». Назначение концерна — организация совместного технического обслуживания и ремонта широкофюзеляжных самолетов. Это достигается путем объединения усилий и технических ресурсов авиакомпаний, а также стандартизацией эксплуатируемого оборудования и техники. В результате авиакомпаниям — членам консорциума удается достичь экономии капиталовложений, рационализации технического обслуживания и ремонта, улучшения снабжения материалами и запасными частями, что приводит к общему сокращению эксплуатационных расходов партнеров.
Совместная ремонтная база концерна включает один завод (Центральное предприятие) и пять технических баз. Весь объем работ по технической эксплуатации разделен на две части: ремонт планера, двигателей и наиболее важных систем — осуществляется централизованно силами концерна; текущее обслуживание, ремонт остальных компонентов — осуществляется индивидуально. Централизованные работы по ремонту планера и основных систем выполняются в цехах Центрального предприятия. Значительная часть работ по ремонту двигателей выполняется на пяти основных технических базах, которые контролируются Центральным предприятием. Остальные более мелкие работы выполняются в собственных цехах партнеров. Материально-техническое снабжение и закупка запасных частей осуществляются централизованно. Фонд запчастей образуется на основе пула. Качество ремонта контролируется единым органом, который называется «Надзор за летной годностью группы АТЛАС», основанным национальными органами контроля за летной годностью пяти партнеров. Инспектирование осуществляется на основе общих стандартов, инструкций и требований к летной годности.
Высшим органом концерна является Комитет управления, состоящий из технических директоров авиакомпаний-участниц. Комитет управления определяет общую политику концерна. Он образует четыре подкомитета: по техническим проектам, производственной деятельности, технической эксплуатации, наземному обслуживанию. Членами подкомитетов являются руководители соответствующих служб авиакомпаний-партнеров. Административные функции выполняет Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем. Каждый партнер имеет назначенного для него координатора. Генеральный секретарь и координаторы обеспечивают координацию взаимодействия между авиакомпаниями—участниками консорциума. Существуют также специальные органы, выполняющие подготовительную работу для подкомитетов, которые занимаются планированием, управлением и координацией финансовой деятельности.
Финансовая деятельность концерна АТЛАС осуществляется на основе системы открытых расчетов по принципу «нет прибыли — нет потерь». Данный принцип дает возможность делить между партнерами и расходы, и доходы, т.е. по существу в концерне применяются принципы пула расходов и доходов. Экономическое планирование включает в себя определение бюджета на новый год и составление прогноза на два года, а также подведение итогов прошедшего года. Эти задачи решаются каждым партнером в сотрудничестве с бюджетной и материальной рабочими группами, а также техническими базами и затем утверждаются Комитетом управления. Годовой бюджет концерна по централизованным расходам составляет свыше 500 млн долларов, а капиталовложения в пул запасных частей и технических средств достигают 400 млн долларов.
Кроме технического обслуживания и ремонта самолетов АТЛАС диверсифицирует свою совместную деятельность. Так, участники концерна заключили соглашение о сотрудничестве в использовании тренажеров для подготовки экипажей. В соответствии с этим соглашением обучение экипажей самолетов «Боинг-747» осуществляется на тренажерах авиакомпаний «Люфтганза» и «Эр Франс», для самолетов ДС-10 — на тренажерах авиакомпаний «Алиталиа» и «Сабена», а для самолетов А-310 — на тренажерах «Люфтганза». В рамках концерна АТЛАС создано центральное агентство по вопросам обучения, которое координирует вопросы использования тренажеров и их обеспечения всеми необходимыми средствами.
В рамках концерна осуществляется также и сотрудничество в области наземного обслуживания, которое включает в себя обслуживание пассажиров и обработку грузов, организацию бортпитания, техобслуживание самолетов на перроне, а также координацию использования оборудования аэропортов. Эти формы сотрудничества контролируются подкомитетом по наземному обслуживанию. Организационно сотрудничество осуществляется по одной из схем: в форме пула на обслуживание (интеграционная модель) или путем назначения одного из партнеров для обслуживания всех самолетов концерна (делегационная модель).
Целью всех форм сотрудничества в рамках концерна АТЛАС является экономия средств на техническое и наземное обслуживание. Несмотря на имеющиеся трудности и нерешенные проблемы сотрудничества, эта цель в основном достигается, и интеграция дает свои положительные результаты.
- 3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (иата)
- 4.1. Особенности продажи международных авиаперевозок
- 4.3.2. Особенности лизинга (аренды) самолетов
- 4.4. Концессионная деятельность международных аэропортов
- 5.1. Создание межнациональных авиакомпаний
- 5.2. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм
- 5.3. Создание диверсифицированных транснациональных корпораций
- 5.4. Международная техническая кооперация
- 5.5. Коммерческое сотрудничество и стратегические альянсы
- 5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)
- 5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов