logo search
миповая

12. Роль нац.Гос-ва в междунар.Эк. Отнош-ях.

МЭО хар-ют формы  общения и способы воздействия  всех стран мира в сфере эк-ого сотрудничества в системе мир-го хоз-ва.В структуру междунар.эк-их отнош. входят след.процессы:-М/унар.торговля товарами и услугами;-М/унар.движ-е капиталов,технологий,зарубеж.инвестиций.;-М/унар.миграция раб.силы;-М/нар.торговля финансовыми инструментами(валюта,ценные бум.,кредиты)и м/нар.рассчеты;-М/нар. отнош. в сфере инфо(НИОКР);-Эк-ая потит.гос-ва.На фоне устойчивого роста безработицы, спада эк-ки, прав-ва ряда высокоразвитых стран(США, Великобритания,Германия и др.)вынуждены по-новому ставить задачи макроэк-ой стабилизации, используя традиционные для кейнсианских моделей регулирования методы (банковский %, кредит, зар.плату, гос.инвестиции и др.) и модернизировать их применительно к современным условиям. Совр.мир.эк., явл.смешено-рыночной, где гос. должно быть регулятором рыночной эк-ки. Гос.регулирование эк-ки возникло в ответ на то, что многие хоз-ые и соц. проблемы не могли быть решены автоматически в рамках свободной конкуренции. В наст.время гос-во активно влияет на воспроизводственный процесс в рыночных странах. Совершенствуются организационные формы воздействия гос-ва на хоз-ые процессы:-Стимулирование эк.роста;

     -Увеличение занятости;

-Оздоровление платежного баланса;

-Улучшение хоз-ой структуры;

-Борьба с инфляцией;

-Стимулирование экспорта;

-Укрепление национальной валюты.

Выполнение этих условий стало оправданием растущей роли гос-ва в эк-ке, которое стало вторгаться буквально во все сферы хоз-ой деят-ти – цены, трудовые отношен.,валютно-финансовые рынки, инфраструктуру, внешнеэк-ие связи, пром-сть и др. отрасли материального произв-ва. Начало глубокому и системат-му вмешательству гос-ва в эк-ку развитых стран в мир.вр.было положено антикризисным регулированием в усл-ях эк-го кризиса 1929-1933 гг. Осн-ми инструментами антикризис. пол-ки стали налоговая,кредитная,ценовая пол-ка. Большое влияние на развитие эк-ки гос-ва оказывает путем разработки и проведении научно-техн.пол-ки, глав. инсрументом кот. явл-ся срества гос-го бюджета.В послевоенный период в раз-х странах стали складываться ф-мы долгов-го регулирования эк-ки, пол. назв. политики экон-го роста. Одной из форм такого регул-я яв-ся экон-ое программирование и прогнозирование. Индикативное планирование позволяет:обосновать приоритетные цели макроэк-ой и соц. пол-ки.; определить комплекс количеств-х показателей соц-но-эк-го развития; разработать целевые программы соц-но-эк-го развития;согласовать меры по регулированию эк-ки со стороны гос-х и негос-х орг. управ-я. В соврем. усл-ях получ. распространение стратегическая форма индикативного планирования, целью кторой яв-ся выбор глав. приоритетов развития нац. эк-ки.Одним из важн. инструментов гос-го воздействия на эк-ку раз-х стран яв-ся денежно-кредит. пол-ка. Ее проводят центр. банки гос-в,которые уменьшают %-е ставки с помощью дисконтной пол-ки. Ден-кредит. пол-ка испол. для ослабления циклических колебаний в развитии эк-ки и борьбы с инфляц-ми процессами. Налоговая пол-ка служит рычагом стимулирования деловой активности предприн-го сектора, структурной перестройки эк-ки и тер-го размещения произ-ва. Разновид-ю налоговой пол-ки яв-ся ускор-я амортизация. Фирмам разреш-ся списывать в амортизационныйй фонд прибытие до пол. стоимости оборуд-я в теч. 3-х-4-х лет его эксплуатации.Это ускоряет накопление капитала.