1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности широко используется во всем мире, в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями.
Целью регулирования являются стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменяющимся условиям международного разделения труда, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решение национальных стратегических задач.
Функцией государственного управления, прежде всего, является разработка концепции ВЭД, то есть общего замысла развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающего определение целей развития, задач. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики, на данный период времени с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.
Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех форм и видов внешнеэкономической деятельности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства.
Одна из важнейших задач государства - поддержка экспорта, особенно экспорта готовой продукции. В настоящее время российские экспортеры такую поддержку практически не получают. Существенную роль здесь могут сыграть налоговые льготы, формирование системы кредитования экспорта и страхования ВЭД.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля, определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Ни в одной стране мира структура управления не является! застывшей, неизменной. Изменяются условия - изменяется! структура. Это тем более справедливо в отношении структур управления ВЭД. Их изменение в любой стране обусловлено не только национальными обстоятельствами, но и изменениями в странах-партнерах, на мировых рынках.
Россия унаследовала от бывшего СССР громоздкую струя туру государственного управления: до августа 1996 г. функционировало 24 федеральных министерства, 25 федеральных комитетов, 25 федеральных департаментов и агентств.
В августе 1996 г. была проведена реорганизация органов исполнительной власти, повышена роль министерств как структур. В августе 1998 г. было реорганизовано управление ВЭД. Это коснулось и Министерства внешнеэкономических связей и торговли, которое преобразовалось в Министерство торговли РФ.
Последняя крупная реорганизация осуществлялась с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17 мая 2000г. № 867, когда было образовано Министерство экономического развития и торговли.
Современная структура органов управления внешнеэкономической деятельностью определяется Конституцией РФ, Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
В соответствии с Конституцией РФ существуют следующие уровни управления: " - общегосударственный;
- функциональный;
- отраслевой;
- территориальный;
- уровень хозяйствующих субъектов.
Прежде всего, в ведении Центра находится формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей, обеспечение защиты национальных интересов, валютного и экспортного контроля, тарифное и нетарифное регулирование. По этим вопросам государство взаимодействует не только со странами-партнерами, но и с международными организациями (МВФ, МБРР, ЮНИДО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией), и задача государства - в рамках правил этих организаций отстаивать экономические интересы российских отраслей и предприятий в трудный для них период.
Особенно это положение относится к использованию мер нетарифного регулирования. Организационной структурой, которой принадлежит большая роль в подготовке и осуществлении мер нетарифных ограничений, является Комиссия Правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Россия постепенно переходит к системной, долговременной защите внутреннего рынка и отечественных производителей не только таможенно-тарифными мерами, но и мерами нетарифных ограничений.
Вторая группа вопросов, регулирование которых относится только к ведению центра - это определение порядка вывоза и ввоза вооружений, военной техники и тому подобной продукции.
Рассмотрим основные функции государственных органов управления ВЭД.
Федеральное собрание - Парламент РФ - законодательный орган, принимающий законы, относящиеся ко всем сферам социально-экономического развития, в том числе и в области ВЭД.
Президент РФ и Правительство РФ осуществляют руководство государственной внешнеэкономической политикой России и принимают меры по ее реализации, принимают меры по защите внутреннего рынка страны, об определении ставок таможенного тарифа, о введении количественных ограничений экспорта и импорта.
Большая роль принадлежит Центральному банку России: он представляет интересы страны в международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков. ЦБ РФ является органом валютного контроля.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации разрабатывает стратегию социально-экономического развития страны, включая программы реформ, формы и методы воздействия государства на поддержку новых экономических структур. Министерство экономики и торговли осуществляет руководство сферой внешнеэкономических связей. Одна из главных задач - координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
Государственный таможенный комитет (ГТК РФ) - центральный таможенный орган РФ, осуществляющий таможенное регулирование и контроль на федеральном уровне. Он несет ответственность за реализацию таможенной политики страны, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование всей его системы, как в центре, так и в субъектах Федерации.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) - центральный орган Федеральной исполнительной власти. Эта служба была образована в 1993 г. в соответствии с указом Президента и постановлением Правительства Российской Федерации. Главная задача Федеральной службы - проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
В пределах своей компетенции, ВЭК обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства участниками внешнеэкономической деятельности вне зависимости от форм собственности, осуществляющие валютные и другие операции. ВЭК, не подменяя таможенную службу, Центральный банк РФ, занимается отладкой на межведомственном уровне единой системы реализации правительственной политики во внешнеэкономической сфере. Служба проверяет, как используются по назначению полученные от государства льготы и квоты, вносит предложении о поправках в нормативную базу ВЭД.
Определенную роль в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства играют также другие органы Федеральной исполнительной власти (каждый применительно к своим функциям).
Общественные объединения имеют немаловажное значение в повышении эффективности и упорядочения экспорта и импорта, избежания недобросовестной конкуренции.
Торгово-промышленная палата (ТПП) независимо от уровня ее организации - федерального, субъекта РФ или города - является негосударственной, некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
Один из важнейших факторов, который привел к принципиальным изменениям в структуре управления ВЭД, - расширение прав субъектов РФ в области ВЭД.
Как уже отмечалось, законодательная база выделяет три уровня вопросов в области международных и внешнеэкономических связей:
относящиеся к. ведению РФ;
совместного ведения РФ и субъектов РФ;
относящиеся к ведению субъектов РФ.
К полномочиям Центра относится и координация деятельности субъектов РФ. Структура управления ВЭД в регионах складывалась с началом реформы экономики. В процессе развития реформы, ее различных этапов, изменения задач, стратегических и тактических целей, структура управления ВЭД в регионе изменялась и совершенствовалась, изменялись и уточнялись функции как региональных органов, так управлений и Центров федеральных органов, усиливалась координация их Деятельности. Система управления ВЭД в регионах включает четыре блока.
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий