logo search
миповая

54) Экономическая безопасность россии

Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.

Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. В текущем году Президент РФ Дмитрий Медведев собственным примером показывает и предлагает всем чиновникам обнародовать налоговые декларации.

Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз — Японии и в 17,5 — 100 раз — США.

К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.

Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $130 млрд.

Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.

В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей.

Потребность в безопасности — устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества — государства.

Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию — защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

55) Россия и ВТО.

Немалые надежды питает Россия по отношению вступления в ВТО (в 1992 году Россия унаследовала статус наблюдателя от СССР), хотя здесь выделяется ряд трудностей и сомнений относительно вступления.

Присоединение к ВТО вытекает из задач современной ВТП России, которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя:

·        получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки;

·        развитие экспортных возможностей страны и облагораживание структуры российского экспорта;

·        обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО.

Основные преимущества участия России в ВТО заключаются в следующем:

v      создание более благоприятных, недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм ВЭД (например, во избежание атидемпинговых конфликтов необходимой представляется взаимная координация практики демпинговых поставок сельскохозяйственной продукции из стран Западной Ев­ропы и минерального сырья, в частности алюминия и урановой руды, из России);

v      возмож­ность включаться в новые формы ми­ровых внешнеторговых связей, а также участвовать в их развитии с учетом национальных интересов;

v      доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления (необходимость в таком механизме для страны ощутимо выросла, например, в 1992— 1994 гг., когда в ответ на открытие своего рынка Россия не только не получила ответных льгот, но, наоборот, столк­нулась с избирательно действующими торговыми барь­ерами за рубежом как раз по тем товарам, где она об­ладает сравнительными преимуществами);

v      внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику ВЭД и соответствующее законодательство международного опыта в области регулирования торговли;

v      резкое ослабление негатив­ного воздействия на российский экспорт тариф­ных и нетарифных барьеров в торговле с зару­бежными партнерами. ВТО дает возможность использовать при этом «пакетный метод» пере­говоров.

v      появление благоприятных пред­посылок включения России в международную производственную кооперацию и в другие наиболее продвинутые формы международного де­ловогосотрудничества. Здесь имеется богатый набор методов взаимодействия, включая учреж­дение совместных предприятий и заключение соглашений о совместных исследованиях, про­изводстве и сбыте, обмене интеллектуальной собственностью;

v      расширение возможностей импор­та современных технологий производства и управления, усиление притока в Россию иност­ранного капитала в форме прямого инвестиро­вания, частного кредитования инвестиционных проектов, приобретения акций отечественных промышленных предприятий;

 

Однако на пути России в ВТО стоит ряд препятствий:

·        признание России как государства с полноценной рыночной экономикой, причем не только на политическом уровне, но и на научном, основующимся на серьезном экономическом анализе;

·        требование ВТО о снижении российских импортных тарифов  до среднего уровня в 5-7%;

·        необходимость принятия Россией обязательств по объявлению конкурса (тендера) на каждую госзакупку стоимостью свыше 300 тыс. долл.;

·        прекращение практики государственных экспортных субсидий отечественным производителям (например, по авиотехнике).