logo search
Документ Microsoft Office Word

3.3.1. Объемы поставок

По данным ФТС, экспорт нефтепродуктов в 2011 году снизился на

4.9% до 124.9 млн т. Однако ФТС не включает в этот объем торговлю в

пределах Таможенного союза. Поэтому более иллюстративными

являются данные Росстата по формированию и использованию

ресурсов моторного топлива. Совместный анализ данных Росстата и

ФТС позволяют утверждать, что в 2011 году суммарный экспорт

нефтепродуктов действительно снизился, но при этом экспорт бензина

вырос. К сожалению, ФТС не предоставляет данные по экспорту

нефтепродуктов низкого передела (прямогонного бензина).

Рост экспорта автомобильного бензина по сравнению с

2010 годом составил 12%. При этом, как видно из рисунка 25, такой

существенный прирост в немалой степени обусловлен низкой базой

2010 года. На фоне других лет, экспорт бензина в 2011 году был

сравнительно не высоким. Отметим, что экспорт бензина в страны

дальнего зарубежья, согласно данным ФТС, увеличился в 2011 году на

31.5%.

Увеличение экспорта бензина можно объяснить ужесточением

условий торговли этим видом топлива на внутреннем рынке в

I половине 2011 год, о чем говорилось выше.

Рисунок 25

Экспорт дизельного топлива в 2011 году снижался (см. рисунок

26). По сравнению с 2010 годом снижение составило 7%. В том числе

экспорт в дальнее зарубежье снизился на 14.2% (по данным ФТС).

Сокращение экспорта произошло впервые за последние пять лет.

Снижение экспорта дизельного топлива можно объяснить

увеличением внутреннего спроса, а также созданием резервов этого

вида топлива на российских НПЗ.

Рисунок 26

Экспорт жидкого топлива, в которое включены все виды мазутов

и тяжелые дистилляты, в 2011 году также снижался, но в меньшей

степени, чем экспорт дизельного топлива. Согласно данным ФТС, всего

экспорт этой продукции (без учета торговли в пределах ТС) снизился за

год на 0.4% до 71.7 млн т. В том числе экспорт в страны дальнего

зарубежья снизился на 1.1% до 70.4 млн. т. Как видно из рисунка 27,

снижение экспорта произошло впервые за несколько последних лет.

Снижение экспорта можно объяснить введением новой формулы

расчета экспортных пошлин («60-66»).

В 2012 году можно ожидать, что экспорт нефтепродуктов

останется на уровне 2011. Рост экспорта моторного топлива будет

ограничиваться необходимостью насыщать внутренний розничный

рынок (в том числе за счет создания резервов). В свою очередь, экспорт

темных нефтепродуктов будет сдерживать более высокая экспортная

пошлина.

Рисунок 27