3. Торгуемые и неторгуемые товары
Предметом приложения сил совокупного спроса и совокупного предложения в международной экономике является товар, который трактуется широко, как вся совокупность материальных и нематериальных предметов, предлагаемых для продажи. В более узком смысле, как известно из общей экономической теории,товар является исходной категорией товарного производства, которое пришло на смену натуральному хозяйству и характеризуется производством товара не только и не столько для собственного потребления, сколько на продажу. Товар — предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, то есть обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары. В теории международной экономики товар важен не как продукт производства, а как объект спроса и предложения. Поскольку основным предметом изучения являются сфера международного общения и ее обратное влияние на процесс производства, товар рассматривается, прежде всего, с точки зрения обращения и частично потребления. Товар является таковым только тогда, когда он кому-то нужен и когда на него направлены две основные силы рыночной экономики — спрос и предложение, то есть его хотят обменять на другой товар, более того, хотя бы одна из этих сил действует из-за рубежа. Если хотя бы один из этих компонентов отсутствует, то товар становится простой вещью и не является предметом теории международной экономики. Международная экономика наряду с общей теорией макроэкономики изучает закономерности формирования совокупного и индивидуального спроса и предложения на товары, образования их равновесной цены, отклонения от нее и возникающие рациональные ожидания. Разница в подходах заключается, прежде всего, в предложении о степени мобильности факторов производства (труда, капитала, земли и технологии), с помощью которых эти товары были произведены. Макроэкономическая теория обычно предполагает как данность абсолютную мобильность факторов производства, их полную свободу передвижения между регионами и отраслями деятельности. Теория международной экономики исходит из более реальной предпосылки, что такая мобильность сильно ограничена межстрановыми барьерами. Разумеется, различия нельзя воспринимать прямолинейно. Например, такой важнейший для России фактор производства, как рабочая сила, даже внутри страны, несмотря на отсутствие межстрановых барьеров, обладает очень низкой мобильностью в силу многочисленных административных (прописка) и экономических (отсутствие работы по специальности) преград. Семье шахтера из Воркуты очень непросто перебраться в Москву. С другой стороны, свобода перелива капитала между большинством западноевропейских стран, стимулируемая интеграционными процессами придает этому фактору производства большую межстрановую мобильность. Правильное для национальной экономики предположение о том, что все товары продаются и покупаются на рынке, оказывается неверным для международной экономики. Способность произвести продукт еще не означает, что он станет товаром, то есть что его кто-то купит. Способность произвести товар для внутреннего рынка не означает, что он будет признан товаром на мировом рынке, то есть что его купят за рубежом.
Товары могут не продаваться за рубежом либо по причине их неконкурентоспособности, что в принципе поправимо, либо по причине изначальной невозможности поставить их на внешний рынок, их принципиальной «неторгуемости». Поэтому с точки зрения международной мобильности все товарыделятся на торгуемые и неторгуемые. Торгуемые товары — товары, которые могут передвигаться между различными странами. Неторгуемые товары — товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами. Допустим, что некоторая страна несколько лет подряд брала зарубежные займы, срок оплаты которых наступил. Чтобы платить по долгам, правительство увеличивает налоги, в результате чего падает потребление. Но если производитель выпускает торгуемый товар, то, уловив падение внутреннего спроса, он может переориентировать часть своего производства для продажи за рубеж. Однако если производится неторгуемый товар, то такой альтернативы у производителя нет. Он несет убытки, разоряется и в итоге переходит в другую отрасль, спрос на продукцию которой выше. Наличие в экономике неторгуемых товаров приводит к тому, что любое изменение экономической политики, любая сколь-нибудь существенная реформа приводят к серьезным социальным проблемам и значительно осложняют процесс развития. Тем самым главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем: • Цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом. Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке. Колебания цен на такие товары в других странах значения не имеют. • Поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения — увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно. При его нарушении возникают серьезные социально-экономические диспропорции. • Динамика и зачастую уровень внутренних цен на торгуемые товары следуют за динамикой и уровнем цен в других странах. Внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а изменение может не приводить к изменению зарубежных цен на такие же товары. Разделение между торгуемыми и неторгуемыми товарами проводили еще представители классического направления экономической мысли, полагая, что все готовые продукты являются торгуемыми товарами, тогда как то, что использовано для их производства, — неторгуемым товаром. Однако в современные классические модели концепция торгуемых/неторгуемых товаров была привнесена лишь в конце 50-х годов. Является ли товар торгуемым или неторгуемым, зависит также от транспортных издержек на его перемещение за рубеж и торговых барьеров, существующих на этом пути.
Если цена товара на единицу веса высока, то практически всегда этот товар является торгуемым. Наиболее яркий пример — золото. Вне зависимости от транспортных издержек цена на золото практически одинакова во всех мировых центрах торговли им. Однако транспортные издержки становятся непреодолимой преградой для парикмахера, несмотря на то, что стоимость стрижки в Москве гораздо ниже, чем в Вашингтоне, цена билета Москва — Вашингтон — на два порядка выше цены стрижки. Поэтому московский парикмахер не бросает все и не едет в Вашингтон, а продолжает работать в Москве. Сокращение транспортных издержек в связи с развитием технологии ведет к увеличению количества торгуемых товаров, а рост межгосударственного протекционизма — напротив, к их сокращению. Разумеется, любые границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами будут весьма условны. Чаще всего используется деление, основанное на Стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней все существующие товары и услуги (которые тоже считаются товаром) делятся на девять больших групп (табл. 1.1). Очевидно, что из приведенной классификации существуют многочисленные и весьма существенные исключения. Транспорт также сильно вовлечен в международную торговлю, и неторгуемыми являются только те услуги, которые оказываются транспортом внутри страны — городскими автобусами, такси и пр. Торгуемые товары делятся на экспортируемые и импортируемые товары. Экспортируемые товары, в свою очередь, состоят из товаров реального экспорта и субститутов экспорта — тех отечественных товаров, которые в данный момент продаются только на внутреннем рынке, но при желании могут быть проданы и за рубеж. Импортируемые товары состоят из товаров реального импорта и субститутов импорта — тех национальных товаров, которыми при желании можно заменить иностранные товары. Итак, теории международной экономики свойствен прагматический подход, в соответствии с которым, исходя из наивысших достижений ведущих школ экономической мысли, она изучает те теории, модели и инструменты экономической политики, которые позволяют наиболее быстро, точно и полно ответить на практические вопросы, возникающие в сложнейшей сфере международного экономического общения. Товар как предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, представляется предметом изучения теории международной экономики не как продукт производства, а как объект процесса обращения, на который направлены векторы совокупного спроса и совокупного предложения. Спрос и предложение при этом предъявляются как в национальных рамках, так и из-за рубежа. С позиций международной экономики все товары делятся наторгуемые (в их числе экспортируемые и импортируемые), цена на которые определяется соотношением спроса и предложения как внутри страны, так и за рубежом, и неторгуемые, цена которых устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках
- 1. Научные подходы к изучению мировой экономики.
- 3. Торгуемые и неторгуемые товары
- 4. Факторы производства и их классификация
- 5. Международное разделение факторов производства
- 6. Структура международной экономики
- 7. Особенности современного этапа развития международной экономики
- 8. Меркантилизм
- 9. Теория абсолютных преимуществ
- 10. Теория относительных преимуществ: основные идеи
- 12. Выигрыш от торговли в теории сравнительных преимуществ
- 13. Теория соотношения факторов производства и парадокс Леонтьева
- 14. Виды торговой политики
- 15. Общая характеристика инструментов торговой политики
- 16. Таможенный тариф и таможенная пошлина
- 17. Виды таможенных пошлин
- 18. Воздействие тарифов на экономику страны
- 19. Перераспределительные эффекты при введении тарифа
- 20. Эффекты потери при введении тарифа
- 21. Отрицательные последствия применения тарифов
- 22. Преимущества тарифного регулирования внешней торговли
- 23. Измерение нетарифных методов внешнеторговой политики
- 24. Виды внешнеторговых квот
- 25. Влияние импортной квоты на экономику страны
- 26. Лицензирование как инструмент внешнеторговой политики
- 27. Скрытые методы регулирования внешней торговли
- 28. Субсидии как метод торговой политики
- 29. Кредитование экспорта
- 30. Демпинг
- 31. Услуги как объект международной торговли. Отличия товаров и услуг
- 32. Классификация услуг
- 33. Международный транспорт и международные поездки
- 34. Государственное регулирование международной торговли услугами
- 35. Правило Вальраса
- 36. Классификация видов и форм международного движения капитала
- 37. Причины экспорта и импорта капитала
- 38. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны
- 39. Инструменты международного кредитования
- 40. Мвф и его роль в мировой экономике
- 41. Группа всемирного банка
- 42. Международная миграция населения и ее виды
- 43. Показатели трудовой миграции
- 44. Положительные и отрицательные последствия трудовой миграции
- 45. Виды технического прогресса
- 46. Цикл жизни товара в международной торговле
- 47. Формы передачи технологий