logo search
СМО, ответы

22.Смо в Юго-Восточной Азии. Интеграционные процессы в асеан 2011-2011 гг.

В настоящее время восточноазиатская подсистема является второй по значению после европейской. Несколько слов о границах региона: наши местные официальные источники предполагают включение в него азиатских составляющих от Берингова пролива до Бирмы (АТР) + Индостан с прилегающими территориями.

МО в ЮВА подсистеме имеют свои исторические особенности. Прежде всего следует отметить своеобразное пространственное видение странами региона ситуации в своей подсистеме. Вместо иерархической, вертикальной структуры связей в АТР преобладает горизонтальный тип (Южная Азия – исключение) вследствие примерного равенства потенциалов стран. Второй важной чертой является акцент на национальные традиции в деле проведения реформ – будь то построение коммунизма в Китае и Индокитае или догоняющая модернизация в НИСах. Третья черта заключается в традиционном неприятии чрезмерной вовлеченности крупных держав – США и б.СССР в дела региона. Обособленный треугольник КНР – США – СССР разрушен, и в настоящий момент АТР является главным оплотом складывающейся во всем мире многополярной системы МО, причем КНР является региональным лидером. И, наконец, немаловажную роль играет замкнутость рынка стран АТР на своем регионе: таможенные пошлины для третьих стран достигают кое-где 40%.

Главной международной организацией этого региона является АСЕАН. Создана в 1967 г. в составе пяти государств – Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии - для содействия экономическому, социальному и культурному развитию стран участниц, а также для улаживания существующих и потенциальных локальных конфликтов в регионе. Неспособность США защитить Ю.Вьетнам, конфликт между КНР и Вьетнамом дали дополнительный толчок к автономизму внешней политики членов АСЕАН. Попытки США направить интеграцию на военно-политический путь не имели успеха; с 1971 г. страны АСЕАН на совещании в Куала-Лумпуре провозгласили своей целью создание Зоны мира, свободы и нейтралитета. В настоящий момент организация охватывает 9 стран АТР: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней (84), Вьетнам (95), Лаос и Мьянма (97) и Камбоджа (99). Папуа-Новая Гвинея имеет статус наблюдателя. Основным организационным звеном стали встречи министров иностранных дел; после их закрытия проводятся постминистерские конференции – встречи со странами-партнерами АСЕАН, в т.ч. Россия, США, Япония, КНР и др. Основные задачи АСЕАН на будущее: создание таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-производителей тех или иных видов товаров. Также стоит цель создать к 2008 г. зону свободной торговли в ЮВА. В торговых отношениях уже действует ряд преференциальных тарифов и т.п.

Страны АСЕАН из-за последствий азиатского финансового кризиса 1997 г. значительно отстали от передовых стран мира и экономических лидеров Азии (Японии, Китая, РК, Индии). В этой группировке ЮВА очень сильны различия между АСЕАН-5 (Сингапуром, Малайзией, Филиппинами, Таиландом, Индонезией) и АСЕАН – новыми членами, экономически менее развитыми Лаосом, Камбоджей, Мьянмой и Вьетнамом. Группировка АСЕАН-5 в начале XXI века вплотную подошла к переходу в постиндустриальный этап развития, а для менее развитых стран АСЕАН - это ещё долгий путь. Тем не менее, страны АСЕАН, преодолев послекризисную стагнацию в конце 90-х гг., вступили в XXI веке в фазу устойчивого экономического роста. В экон. сфере страны АСЕАН проводят тесное взаимодействие и либерализацию на базе Соглашения о создании ЗСТ АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о зоне инвестиций АСЕАН и схемы промышленного сотрудничества АСЕАН. На Балийском саммите 2003 г. принята Декларация о сообществе стран АСЕАН, одна из целей которой - переход к более тесной интеграции.

В 2001 году интеграция в АСЕАН вновь оказалась перед серьезными проблемами. Террористическая атака 11 сентября 2001 года вызвала сильную реакцию в ЮВА. Крупнейшие тер. акции на Бали и Филиппинах осенью 2002 года показали, что в данном регионе открылся один из фронтов войны с мировым сообществом. Всплеск террор. активности в ЮВА заставил асеановцев выдвинуть на первый план задачу совместной борьбы с терроризмом. В рамках Ассоциации создан Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ), ставящий задачу содействия укреплению мира и безопасности не только в ЮВА, но и во всем АТР. Летом 2002 года в Брунее страны АСЕАН и США подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.

Принятие Хартии (Устав АСЕАН) на саммите в Сингапуре в 2007 г.стало отправной точкой нового этапа АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Большие перспективы имеет проект Восточноазиатская зона свободной торговли. На саммите 2007 принято решение о создании единой энергосистемы и строительстве транс-асеановского газопровода. На 13 саммите (это тот же Сингапурский 2007 года) подписан план создания Экономического сообщества АСЕАН к 2015 г.

Большое значение приобретают взаимоотношения Ассоциации с Китаем. В условиях глобализации при дешевой китайской рабочей силе КНР представляет серьезного конкурента на рынках не только данного региона, но и на всем АТР. Ассоциации необходимо относиться к Китаю не как к конкуренту, а как к перспективному рынку, и ориентироваться на активное участие в развитии китайской экономики. На совещании в Пномпене в 2002 году было принято решение о создании Зоны свободной торговли, включающей страны АСЕАН и КНР, окончательная реализация которой должна произойти к 2012 году. Постепенное создание ЗСТ позволит подключить экономические ресурсы КНР к оздоровлению экономической ситуации в странах ЮВА.