22.Смо в Юго-Восточной Азии. Интеграционные процессы в асеан 2011-2011 гг.
В настоящее время восточноазиатская подсистема является второй по значению после европейской. Несколько слов о границах региона: наши местные официальные источники предполагают включение в него азиатских составляющих от Берингова пролива до Бирмы (АТР) + Индостан с прилегающими территориями.
МО в ЮВА подсистеме имеют свои исторические особенности. Прежде всего следует отметить своеобразное пространственное видение странами региона ситуации в своей подсистеме. Вместо иерархической, вертикальной структуры связей в АТР преобладает горизонтальный тип (Южная Азия – исключение) вследствие примерного равенства потенциалов стран. Второй важной чертой является акцент на национальные традиции в деле проведения реформ – будь то построение коммунизма в Китае и Индокитае или догоняющая модернизация в НИСах. Третья черта заключается в традиционном неприятии чрезмерной вовлеченности крупных держав – США и б.СССР в дела региона. Обособленный треугольник КНР – США – СССР разрушен, и в настоящий момент АТР является главным оплотом складывающейся во всем мире многополярной системы МО, причем КНР является региональным лидером. И, наконец, немаловажную роль играет замкнутость рынка стран АТР на своем регионе: таможенные пошлины для третьих стран достигают кое-где 40%.
Главной международной организацией этого региона является АСЕАН. Создана в 1967 г. в составе пяти государств – Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии - для содействия экономическому, социальному и культурному развитию стран участниц, а также для улаживания существующих и потенциальных локальных конфликтов в регионе. Неспособность США защитить Ю.Вьетнам, конфликт между КНР и Вьетнамом дали дополнительный толчок к автономизму внешней политики членов АСЕАН. Попытки США направить интеграцию на военно-политический путь не имели успеха; с 1971 г. страны АСЕАН на совещании в Куала-Лумпуре провозгласили своей целью создание Зоны мира, свободы и нейтралитета. В настоящий момент организация охватывает 9 стран АТР: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней (84), Вьетнам (95), Лаос и Мьянма (97) и Камбоджа (99). Папуа-Новая Гвинея имеет статус наблюдателя. Основным организационным звеном стали встречи министров иностранных дел; после их закрытия проводятся постминистерские конференции – встречи со странами-партнерами АСЕАН, в т.ч. Россия, США, Япония, КНР и др. Основные задачи АСЕАН на будущее: создание таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-производителей тех или иных видов товаров. Также стоит цель создать к 2008 г. зону свободной торговли в ЮВА. В торговых отношениях уже действует ряд преференциальных тарифов и т.п.
Страны АСЕАН из-за последствий азиатского финансового кризиса 1997 г. значительно отстали от передовых стран мира и экономических лидеров Азии (Японии, Китая, РК, Индии). В этой группировке ЮВА очень сильны различия между АСЕАН-5 (Сингапуром, Малайзией, Филиппинами, Таиландом, Индонезией) и АСЕАН – новыми членами, экономически менее развитыми Лаосом, Камбоджей, Мьянмой и Вьетнамом. Группировка АСЕАН-5 в начале XXI века вплотную подошла к переходу в постиндустриальный этап развития, а для менее развитых стран АСЕАН - это ещё долгий путь. Тем не менее, страны АСЕАН, преодолев послекризисную стагнацию в конце 90-х гг., вступили в XXI веке в фазу устойчивого экономического роста. В экон. сфере страны АСЕАН проводят тесное взаимодействие и либерализацию на базе Соглашения о создании ЗСТ АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о зоне инвестиций АСЕАН и схемы промышленного сотрудничества АСЕАН. На Балийском саммите 2003 г. принята Декларация о сообществе стран АСЕАН, одна из целей которой - переход к более тесной интеграции.
В 2001 году интеграция в АСЕАН вновь оказалась перед серьезными проблемами. Террористическая атака 11 сентября 2001 года вызвала сильную реакцию в ЮВА. Крупнейшие тер. акции на Бали и Филиппинах осенью 2002 года показали, что в данном регионе открылся один из фронтов войны с мировым сообществом. Всплеск террор. активности в ЮВА заставил асеановцев выдвинуть на первый план задачу совместной борьбы с терроризмом. В рамках Ассоциации создан Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ), ставящий задачу содействия укреплению мира и безопасности не только в ЮВА, но и во всем АТР. Летом 2002 года в Брунее страны АСЕАН и США подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.
Принятие Хартии (Устав АСЕАН) на саммите в Сингапуре в 2007 г.стало отправной точкой нового этапа АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Большие перспективы имеет проект Восточноазиатская зона свободной торговли. На саммите 2007 принято решение о создании единой энергосистемы и строительстве транс-асеановского газопровода. На 13 саммите (это тот же Сингапурский 2007 года) подписан план создания Экономического сообщества АСЕАН к 2015 г.
Большое значение приобретают взаимоотношения Ассоциации с Китаем. В условиях глобализации при дешевой китайской рабочей силе КНР представляет серьезного конкурента на рынках не только данного региона, но и на всем АТР. Ассоциации необходимо относиться к Китаю не как к конкуренту, а как к перспективному рынку, и ориентироваться на активное участие в развитии китайской экономики. На совещании в Пномпене в 2002 году было принято решение о создании Зоны свободной торговли, включающей страны АСЕАН и КНР, окончательная реализация которой должна произойти к 2012 году. Постепенное создание ЗСТ позволит подключить экономические ресурсы КНР к оздоровлению экономической ситуации в странах ЮВА.
- 4. Новая повестка дня администрации б.Обамы. Выступления Обамы в Праге и Каире (2009 г.)
- Подходы администрации б.Обамы к американским войнам в Ираке и Афг-не
- 7.Европейская подсистема мо (2000-2010): основные характеристики и особенности.
- 8. Общеевропейский процесс после Стамбульского саммита 1999 года. Проблема
- 9. Проблема ограничения обычных вооружённых сил в Европе, включая ратификацию адаптированного Договора по обычным вооруженным силам в Европе (довсе).
- 10.Миссии нато 2001-2011. Текущие операции: нато в Афганистане
- Нато в Косово
- Нато и Ливия
- Наблюдение за обстановкой на Средиземном море
- Борьба с пиратством у берегов Африканского Рога
- Нато и Ирак
- Предоставление поддержки Африканскому союзу
- Борьба с пиратством в Аденском заливе и у берегов Африакнского Рога
- Операция по ликвидации последствий землетрясения в Пакистане
- Нато в Боснии и Герцеговине
- Нато в бывшей Югославской Республике Македонии
- Вопрос 11. Трансформация нато 2001-2011. Новая стратегическая концепция нато 2010г.
- 12. Расширение Евросоюза. Проблемы с принятием новых членов.
- 13. Разработка Конституции ес, проблема ратификации. Лиссабонский договор.
- 14. Внешняя политика ес: становление овпб/епбо.
- 15. Программа ес «Восточное Партнёрство»
- 16. Проблема признания независимости Косова с точки зрения европейской безопасности.
- 17. Интеграционные процессы в атр: деятельность атэс 2001-2011 гг.
- 18. Кнр в смо. Китайско-американские отн-ия 2001-2011 гг.: достижения и проблемы. Кнр и тайваньский вопрос.
- 19. Региональная политика Китая : асеан, шос.
- Вопрос 21. Мо на Корейском п-ове. Проблемы ядерных ракетных вооружений и попытки их решения. Межкорейские отношения 2001-2011г.
- 22.Смо в Юго-Восточной Азии. Интеграционные процессы в асеан 2011-2011 гг.
- 23.Асеан как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в атр.
- Вопрос 24. Индия в мо. Кнр,сша,Пакистан.
- 25. Иран в современных международных отношениях. Ядерная программа Ирана – международный аспект.
- 27. Операция 'коалиции желающих' в Ираке. Реакция международного сообщества. Перспективы развития ситуации в Ираке
- Вопрос 28. Ближневосточное урегулирование. Интифада Аль-Акса, дорожная карта. Политика Буша и Обамы, «международный квартет».
- 29. Перспектива одностороннего провозглашения независимого Палестинского государства
- 30. Обострение израильско-ливанского конфликта в 2006 г. И его последствия
- Вопрос 31. Волнения на бв и Северной Африке 2011 г.
- 33. Левый поворот в странах ла и его последствия для мо в регионе.