logo search
f19

9. Экономические проблемы России в системе мирохозяйственных связей

Чтобы четко сформулировать задачи, стоящие сегодня перед российской экономикой, необходимо разобраться в причинах ошибок теоретиков и практиков, ответственных за реформирование экономики в минувшее десятилетие. Основная задача, которую они ставили перед собой, - формирование эффективного собственника, чтобы передать ему бразды хозяйственного управления, вырванные из рук тоталитарного государства. Эффективным с точки зрения общества является собственник, регулярно и сполна платящий налоги, создающий рабочие места.

Однако при практическом решении этой нужной задачи реформаторы совершили две ошибки. Они не оградили громадную госсобственность от расхищения и, проводя приватизацию акционированием в неподготовленной стране, передали неэффективному собственнику практически весь производственный потенциал страны. Иными словами, попытались внедрить ры­ночные отношения при отсутствии реальных субъектов рынка. Проанализируем причины неудач экономической реформы.

Во-первых, социалистический менталитет глубоко въелся в сознание политиков и ученых, искренне считающих себя либе­ралами и рыночниками. А он диктует только один путь реформы - «отнять и разделить». На этот раз отнять не у богатых, а у государства. Считалось, что, разрушив производственную монополию государства, мы построим новое общество с конкурирующими между собой предприятиями разных форм собственности. Безусловно, комплекс социалистических идей подсознательно царил в головах наших «либералов». Отнять у государства собственность! Отдать предприятия в управление трудовым коллективам! Госресурсы распределить между госпредприятиями и (тогда еще) кооперативами! Позднее и акции госпредприятий разделить между членами трудового коллектива. Бюджетные средства распределить в виде льготных кредитов между государственными и приватизированными предприятиями. Процесс «распределения» государственной собственности начался задолго до приватизации. Вначале это был развал экономической вертикали (Госплан, Госснаб, министерства) и наделение экономической самостоятельностью госпредприятий. Коммерциализация госсектора зашла так далеко, что затронула даже Министерство обороны, вплоть до войсковых частей. Наделение чиновников правом коммерческой деятельности позволило им в короткий срок разграбить громадную, богатейшую страну, не нарушая при этом законов. В самом деле, если чиновник (директор госпредприятия или руководитель ведомства) продает за бесценок ценнейшее сырье или покупает втридорога совершенно ненужную продукцию, то формально нарушений закона нет (факт взятки доказать практически невозможно). Обогащение отдельных лиц за счет государства воспринималась как нечто неизбежное. Более того, еще недавно считалось, что только так можно осуществить первоначальное накопление, что так мы возродим коммерческую инициативу, создадим частный сектор экономики, способный конкурировать с государственным. Надежды реформаторов, как и следовало ожидать, оказались напрасными. Из-за неблагоприятного инвестиционного климата внутри страны приобретенный капитал вывозится за границу. Наши теоретики не поняли главного - для расцвета экономики, основанной на частной собственности, нужен не столько капитал, сколько условия, при которых имеет смысл его вкладывать (т.е. благоприятный инвестиционный климат). Будут условия - капитал всегда найдется. И зарубежный бизнес захочет прийти в среду, в которой капитал можно эффективно использовать, и отечественные предприниматели смогут развивать производство, получая неразорительные кредиты. Единственное, что было необходимо в годы перестройки, - это не мешать поэтапному переходу гос­предприятий в руки инициативных людей путем продажи предприятий с аукциона с возможностью рассрочки платежей.

Во-вторых, движимые желанием внедрить все «самое передовое», наши «либералы» приватизировали акционированиембольшую часть госпредприятий, несмотря на то что условия не позволяют акционерным компаниям успешно функционировать. Как известно, для эффективного функционирования корпораций необходимы три главных фактора:

Отсутствие этих факторов делает корпорации - государственные, частные и смешанные — заведомо неэффективными. Деятельность их руководства практически всегда будет носить полукриминальный характер. Поэтому они станут постоянно гниющими язвами экономики. На первых порах акционирование ничего не изменило в статусе руководителей теперь уже акционированных предприятий. И если прежде эти руководители совершали сделки с коммерческими структурами в инте­ресах последних (за соответствующую мзду) в ущерб интересам собственника-государства, то теперь они продолжают эту деятельность уже в ущерб акционерам. Сегодня ситуация резко меняется. Новые хозяева скупают контрольные пакеты акций приватизированных предприятий. На данном этапе это можно было бы считать движением вперед, ибо предприятия обретают хозяев. Однако новые хозяева - яркий пример неэффективных собственников. При грабительском налогообложении и высокой инфляции можно понять желание хозяев предприятий (как тех, кто владеет предприятием безраздельно, так и тех, кому принадлежат контрольные пакеты акций) уйти от налогов, не показывая в балансе прибылей. В существующих условиях и новые хозяева приватизированных предприятий (обладатели контрольных пакетов акций), и владельцы частных предприятий ищут высокую прибыль в направлениях, весьма далеких от нормальных производственных процессов, для которых создавались предприятия. И методы извлечения этой прибыли, как правило, также далеки от законных (уход от налогов и пр.). Но рано или поздно будут уменьшены налоги, потеплеет инвестиционный климат. Придет время, когда станет выгоднее выйти из тени, платить налоги сполна, проводить все операции законно. И тогда проявятся последствия установившейся традиции невыплат дивидендов, привычки владельцев контрольных пакетов акций считать себя безраздельными собственниками предприятий.

Более того, придет время, когда экономическое развитие страны поставит на повестку дня необходимость проводить не жульнические, а настоящие эмиссии акций. Владелец контрольного пакета акций процветающего предприятия созреет для того, чтобы поделиться своим доходом с новыми инвесто­рами. Однако он не захочет поставить прежних акционеров, которых на протяжении ряда лет лишал нормальных дивидендов, вровень с новыми.

Этот психологический барьер вряд ли будет преодолен. И часть хозяев будет, вопреки назревшей необходимости, по-прежнему оставаться в тени, противозаконно присваивать доход. А когда это станет очень затруднительно, владельцы контрольных пакетов большинства предприятий скорее пойдут на разрушение предприятия путем его продажи по частям (с получением личного теневого дохода), чем согласятся выплачивать дивиденды рядовым акционерам.

Можно предвидеть неизбежную гибель большинства акционерных обществ с переходом их имущества в частные руки. Только крупные (но далеко не все) акционерные общества смогут войти в число корпораций, акции которых будут котироваться на мировом рынке.

Возникает вопрос: какой должна быть экономическая программа в условиях, когда все собственники неэффективны? Ведь даже когда условия станут благоприятными, значительная часть экономики будет оставаться в руках неэффективных собственников, порожденных усилиями наших реформаторов. В этом основная проблема политики реформ.

Сформулируем главные условия экономического развития:

Создание работоспособной властной вертикали под силу сегодня только Президенту, пользующемуся широкой под­держкой населения. Формирование эффективного собственника будет происходить в условиях, когда инвестиционный климат благоприятен, а властная вертикаль последовательными ограничениями противозаконных операций сделает проблемой само существование неэффективного собственника.

Инвестиции - единственный способ развития экономики на базе передовых технологий. И речь идет не только о финансовых инвестициях. Не менее важно для экономического развития, чтобы широкие слои населения инвестировали в экономику свою предпринимательскую инициативу, творческий дух, усердие, добропорядочность, трудолюбие. Рынок не может создать инвестиционный климат, это забота государства.

Формирование благоприятного инвестиционного климата сводится к выполнению следующих условий:

Анализ доказывает, что для создания этих условий необходимы коренные изменения бюджетной политики государства. Для реконструкции инфраструктуры и оздоровления социальной атмосферы (путем глобальной социальной поддержки нетрудоспособной части населения, безработных и бюджетников) нужны очень большие финансовые ресурсы.

Требования к устойчивости национальной валюты не позволяют формировать эти средства путем печатания денег (т.е. облагая население инфляционным налогом). А оптимизированная налоговая система (система с переносом тяжести налогового бремени на рентные платежи) не даст, по крайней мере на первых порах, резкого роста доходной части бюджета. Ведь она предусматривает снижение уровня налогового бремени на каждого отдельного субъекта рынка и рассчитана на расширение производства, а следовательно, на расширение налогооблагаемой базы по мере улучшения инвестиционного климата.

Изыскать средства для формирования благоприятного инвестиционного климата можно, лишь приняв меры по охране казны. Деятельность государственных служащих, приносящая убытки государству и прибыль коммерческим структурам, стала уже не отдельным негативным явлением, а приобрела настолько массовый характер, что превратилась в существенный фактор протекающих у нас макроэкономических процессов.

Проблема охраны казны решается универсальным образом, если законодательно принимается акт, запрещающий чиновникам всех рангов принимать самостоятельные решения при сделках с частным сектором. Все сделки, где государство является продавцом, необходимо проводить через открытый аукцион. Все сделки, где государство выступает как покупа­тель, - через конкурсный тендер.

Аукцион увеличит доходы казны, так как все национальное богатство, лицензии, квоты, права аренды и пр., приносящие доход, будут не распределяться за взятки, а продаваться по максимальной цене, расходы казны уменьшит конкурсный тендер, который (в тех случаях, когда государство выступает заказчиком) выявит подрядчика, могущего обеспечить надле­жащее качество по наименьшей цене. Все это пополнит бюджет и прекратит расхищение казны, что крайне необходимо для формирования благоприятного инвестиционного климата.

Процесс реформ при грамотном подходе должен носить кумулятивный характер. Попадающие в руки государства средства от продажи госимущества, направляемые на улучшение социальной атмосферы, улучшают и инвестиционный климат. Это способствует росту цен на госимущество, лицензии, концессии. Увеличение доходов государства, в свою оче­редь, улучшает инвестиционный климат. Став более благоприятным, он будет способствовать расширению налоговой базы, что в конце переходного периода обеспечит без дефицитность бюджета при умеренном налогообложении. Сегодня конкурирующие, борющиеся между собой партии и блоки исходя из их экономических взглядов можно свести к трем идеологическим направлениям:

Автор - сторонник государственного управления экономикой применительно к госсектору, сторонник либералов-рыночников применительно к частному сектору экономики и непримиримый противник корпоративистов, так как считает, что условия для корпоративной экономики у нас еще не созрели. Но самое главное, на чем настаивает автор, - это абсолютная бесперспективность надежд и корпоративистов, и либералов-монетаристов на то, что их методами можно поднять экономику, заставить работать хозяйственный механизм страны.

Трудно сказать, чего здесь больше: искренних заблуждений или беспардонной лжи. Не так важно, заблуждаются ли эти идеологи или обманывают нас, но факт остается фактом. Их методами ничего сделать нельзя, ибо практически весь производственный потенциал страны находится в руках неэф­фективных собственников.

Заставить предприятия работать приверженцы государственного управления экономикой могли бы, только вернув тоталитарный режим, а режиму - приватизированную собственность. Но этого сегодня не хочет почти никто. Люди устали от революций. Единственно разумное решение — смириться с потерями, с развалом нашего местами уникального, но в целом неэффективного производства и, сформировав благоприятный инвестиционный климат и эффективного собственника, начать экономическое развитие страны практически с нуля.

Можно сколь угодно долго возмущаться последствиями ошибок наших либеральных идеологов. Конечно, в руках государства большинство предприятий хоть плохо, но работало. А затем, проданные с аукциона, они при благоприятном инвестиционном климате достаточно быстро могли быть модернизированы новыми хозяевами. Но этого не произошло и необходимо считаться с фактами.

Однако есть все основания предполагать, что целенаправленными, энергичными действиями правительство еще может отчасти спасти положение. Необходим поиск демократических (не тоталитарных) альтернатив спасения отечественного хозяйственного потенциала. Задача состоит в том, чтобы «вырвать» производственный потенциал страны из рук неэффективного собственника, заменив его путем демократической, либеральной процедуры собственником эффективным. Слово «вырвать» недаром взято в кавычки, ибо имеется в виду замена не только (и не столько) физическая. Речь идет о смене ролевой функции, которая превратила бы неэффективных с государственной точки зрения экономически активных персонажей в эффективные. Необходимо, чтобы этот процесс прошел по возможности в кратчайшие сроки и безболезненно.

Наверное, наиболее адекватными были бы мероприятия, не только не препятствующие, но даже понуждающие собственников контрольных пакетов акций становиться полными владельцами предприятий. Поскольку мы доказали гибельность в наших условиях корпоративной собственности, то наверное единственно правильным решением будет помочь подлинным владельцам корпораций превратить корпоративную собственность в частную.

На первом этапе это, естественно, ничего не даст. Предприятия, превращенные из корпоративных в частные, по-прежнему будут оставаться в тени, принося своим собственникам «левый» доход. Но зато при изменении инвестиционного климата в стране (уменьшении налогового бремени, ослаблении инфляции и пр.) ничто не помешает новым собственникам выйти из тени, стать эффективными собственниками, нормальными законопослушными гражданами в нормальной стране.

Если государство поставит владельцев контрольных пакетов акций корпораций, образованных из госпредприятий, в достаточно жесткие условия, препятствующие теневой деятельности (а сегодня почти любая эффективная с точки зрения личной выгоды деятельность поневоле является теневой), и одновременно оговорит, что оно не будет препятствовать скупке всех акций АО одним лицом (или группой лиц), и, более того, позволит изменить статус предприятия, превратив его в частное или товарищество, сняв с него после смены статуса все специфические ограничения, накладываемые на корпорацию, то в этом случае удастся довольно быстро избавиться от деструктивных в наших условиях корпораций, склонных превращаться в криминальные. Все это касается, конечно, только предприятий, которые могут быть полноценными субъектами рынка, и не затрагивает естественные монополии, объекты инфраструктуры, государственный контроль и регулирование которых не должны уменьшаться ни при каких обстоятельствах.

В дальнейшем частному предприятию (или товариществу) будет позволено (если оно, конечно, сумеет завоевать доверие рядовых инвесторов) вновь поменять статус, снова стать кор­порацией и эмитировать свои акции для широкой продажи населению. В этом случае ограничения и регулирование новой корпоративной деятельности должны быть уже существенно другими, чем теперь, и не жестче, чем это принято в развитых странах.

Если предлагаемые меры не будут приняты или приняты без должной решительности, то подавляющее большинство акционерных обществ, преобразованных из госпредприятий, вскоре будут окончательно разграблены, разорены владельцами контрольных пакетов акций. Проданное с молотка имущество предприятий попадет в частные руки, но не в виде функционирующих производств, а в виде разрозненных частей предприятий, некогда все же дававших продукцию. Волей-неволей придется начинать сначала. Но и в этом случае не следует унывать. Старинная пословица учит: если у вас украли лошадь - вы обнищаете, если у вас сгорел дом — разбогатеете. Действительно, в первом случае вы, вместо того чтобы работать, будете искать потерянное, а во втором - соберете друзей и начнете отстраивать свое жилище. ФРГ в свое время это удалось.

Россия — страна хронически исключительно сильного, доминирующего государственного начала. Государство у нас -веками все или почти все, если говорить о жизнедеятельности страны. Да и о ее развитии, преобразованиях тоже. Под такую роль государства сложился и соответствующий аппарат -чрезвычайно разветвленный, вторгающийся во все и вся в жизни общества. Обязательной особенностью такого аппарата была, конечно, строжайшая послушность «верху» - он ведь сам-то появился как результат всемогущества высшей власти. До революции - самодержавной, после революции - «диктатуры пролетариата», означавшей привычную для России дик­татуру высшей власти.

Такая невероятно мощная власть и традиция особой значимости власти вызывали в ее адрес две понятные и противопо­ложные общественные эмоции: огромное на нее упование и громкую же ненависть к ней. Упование — потому что сама ее невероятная сила и гигантские полномочия внушали мысль, что ей посильно все, в том числе и сотворение лучшего будущего. Ненависть - поскольку в силу тех же ее качеств естественно возлагать на нее стопроцентную ответственность за все, что «не так» в стране. А этого «не так» было столько, что сама ответственность автоматически влекла за собой чувство ненависти.

Понятно, надежды на радикальное изменение жизни к луч­шему, попытки реализации таких надежд - весь бесконечный революционный порыв, существовавший в обществе, — всегда имели своей обязательной составной частью идею полной ликвидации существовавшей на тот момент власти. Мало того, что она выглядела абсолютно повинной, едва ли не первопричиной всех бед, она вызывала такую жгучую неприязнь к себе, что в ным,, трудным, некомфортным работам на производстве). Уходить с государственной службы было некуда, все осталь­ное выглядело для массы чиновников хуже. Поэтому за нее следовало держаться изо всех сил, не гневя начальство никакой строптивостью. Если говорить о социализме, то мертвая привязанность чиновника к службе усугублялась, с одной стороны, привилегиями - скрытыми, негласными, особенно «наверху», и, с другой - отсутствием частной собственности. Да­же высокопоставленный, великолепно живущий за счет громадных привилегий чиновник сразу превращался в бедняка, лишаясь поста. Наконец, следует упомянуть, что власть за неповиновение могла не только запросто изгнать со службы «в никуда», но еще и наказать. В российской системе от власти было некуда спрятаться. Так всегда было в истории. Когда террором, когда преследованиями и разными придирками -она всегда могла достать. И не колеблясь это делала. Причем защиты искать было абсолютно негде, в стране не было независимых от власти институтов, способных заступиться.

И вот тут-то, возвращаясь к сегодняшнему дню, хочется задаться вопросом: таков ли госаппарат, вся эта громоздкая «исполнительная вертикаль» ныне? По-прежнему ли напоминает колоссальное шагающее единым строем военизированное подразделение? Где одной команды достаточно, чтобы подтянуться, ускорить шаг, изменить направление и т.д. - как всегда бывало в России?

Страна, как часто говорят, может быть, и не изменилась всерьез, но вот чиновничество изменилось. И это закономерно, ибо нет больше того государственного, экономического, социального контекста, который делал госаппарат столь абсо­лютно послушным, заставлял стоять всегда навытяжку перед «верхом». Возник контекст, который, наоборот, делает его непослушным, своевольным, своенравным.

Прежде всего, государственная служба теперь далеко не самая лакомая и престижная. Занятия бизнесом сплошь и рядом куда интереснее. Недаром огромное число чиновников ушли в бизнес и возвращаться на гос службу не собираются. Кроме того, образовалась еще одна притягательная сфера - политическая. Там тоже для многих ушедших из чиновничьей сферы жизнь складывается благополучнее, ярче, увлекательнее (поли­тическая деятельность - дело, помимо прочего, весьма азартное, и притягательность этого качества нельзя недооценивать; многие стали буквально наркоманами политики, рабами ее особой захватывающей, хотя нередко пустой суеты).

Далее. Государство, власть - стоит ли об этом говорить, настолько очевидно? - уже не могут наказать непокорного, «непослушного», неисполнительного чиновника так жестоко, как некогда. Собственно, чаще всего в силу множества причин сейчас они вообще не могут никак наказать. Чиновничий ап­парат, конечно, много меньше ныне страшится «верха», чем прежде. Сказать, что страха нет вообще, будет, разумеется, преувеличением. Потерять место массе чиновников совер­шенно не хочется. Но это вовсе не тот сковывающий страх, как когда-то. Его можно и перешагнуть.

У тьмы чиновников - что «вверху», что «внизу» - появился, наряду с властью, вышестоящими инстанциями, еще один начальник. Имя ему - взятка. И те, кто взятку способен дать. И прежде чиновничий аппарат России - что социалистической, что досоциалистической - брал взятки в разных формах. Но ныне изменился масштаб: взятки стали большими, иногда огромными, а напор взяткодателей возрос невероятно - и потому, что взятка стала почти легитимной, и потому, что за взятку можно иметь такую «отдачу», о какой прежде и помыслить нельзя было. Не распределение тех или иных благ, привилегий покупаются взяткой, а громадные доходы, фантастические состояния. Сейчас много рассуждают, сколько у насреально ветвей власти - одна (президентская, исполнительная), три, четыре (добавляются средства массовой информации). Идут споры и о том, какая важнее, влиятельнее. Наверное, можно включить сюда и пятую ветвь власти - взятку. И, возможно, по влиянию она не уступит самым сильным ветвям. В известной мере правит какими-то частями чиновного аппарата и криминальный мир, либо проникая в аппарат, обзаводясь там своими людьми, внедряя своих людей, либо угрожая расправой тем, кто не выполняет его требований. Власть криминального мира становится самой сильной над чиновником. И более чем понятно почему. Он перед криминалом беззащитен, государство помочь ему не в состоянии.

Следует упомянуть и новую атмосферу в чиновном аппа­рате, перетекающую в него из общества. Это становящаяся хронической и острой неуверенность даже за ближайшее будущее страны, не говоря об отдаленном. Мы все живем сейчас, ожидая от будущего чего угодно. Никто не возьмется предсказать продолжение нынешней ситуации, сохранение какой-либо стабильности хотя бы на год - два вперед. Ощущение зыбкости, взрывоопасное нынешней ситуации - фактор колоссальной влиятельности. Без него почти ничего из происходящего не может быть уяснено полностью - идет ли речь об экономике, инвестициях, политике, демографической ситуации. И на бюрократическую среду атмосфера оказывает сильнейшее воздействие. Аппарат не может уважать и опасаться по-настоящему власти, которая до такой степени внушает неуверенность в своей прочности.

И, наконец, послушность чиновничьего мира подрывается регионализацией. Значительные отряды «вертикали» защищены от «центра» региональной властью, становящейся день ото дня если не сильнее, то непокорнее в отношении «центра». По мере его неудач, провалов этот процесс идет, ускоряется, а с ним — и выход громадной массы регионального чиновничества из-под управления общероссийским «верхом». Сейчас уже отчетливо видно, как «верх» проигрывает множество столкновений с региональной властью по тем или иным поводам, даже если все правовые основания на его стороне. Когда, например, дело доходит до открытого решения региональных властей не платить налоги в федеральную казну, то это, помимо прочего, означает своего рода суверенизацию части общегосударственного чиновного аппарата. Здесь именно чиновный, аппаратный бунт против собственных иерархов. Причем, судя по тому, как центральная власть в общем и целом глотает пилюли таких диковинных для любого государства провозглашений, она действительно теряет нити управления бюрократическим слоем. Добавим еще очевидное: выборность региональных властей дополнительно выводит провинциальную бюрократию из-под контроля «центра».

Если свести все сказанное воедино, возникает картина именно революционного преобразования традиционного российского управленческого аппарата - никак не меньше. От былой беспрекословной послушности госаппарата не остается и следа, как и от факторов, ее жестко предопределявших.

Поэтому ошибочными являются столь распространенные ныне мнения - их невероятно тиражируют средства массовой информации, но самое тревожное, что их высказывают и «на­верху» - аппарат «разболтался», «занялся самим собой», «потерял чувство ответственности», «распустился» и т.д. и т.п.

Такие объяснения просто наивны. Свидетельствуют об инертности мышления. Они применимы именно к прежнему, традиционному аппарату, рождены прежними устоявшимися стереотипами. Да, «тот» аппарат, «та» бюрократия, если бы стали себя вести, как нынешние, то это действительно означало бы: элементарно разболтались. Иной причины быть не могло.

Но поведение теперешней бюрократии - это вовсе не разболтанность. Это то, что теперь ей присуще органично, имманентно. Это ее новая суть. Отражение, преломление в ней новых общих условий ее существования.

И непонимание этого чревато для власти и для ее усилий дисциплинировать, сделать более послушным, исполнитель­ным звеном управления российскую бюрократию. Она очень легко может потерпеть крушение во всей политике, споткнувшись на этой детали - неспособности взять в руки управленческую вертикаль. Ведь взять в руки нужно для того, чтобы обрести надежный инструмент политики. Без инструмента нет политики. И если не удастся добиться надежности, то о каких мероприятиях, реформах тогда идет речь? Самый простенький пример - тяжелейшая проблема несобираемости налогов. По масс-медиа гуляет странное объясне­ние: налоги, мол, не платят, потому что их не хотят платить. Но как возможно при нормально функционирующей, ответственной государственной бюрократии столь массовое уклонение от выплаты налогов? Да этого просто не получится при всем желании. Неплательщики будут тут же выявлены и наказаны. Дело, стало быть, не только в нежелании - оно, конечно, имеется, — но и нефункционировании должным образом соответствующих звеньев госаппарата. В том, что столь часто и ложно понимается как «разболтанность». Но если с нефункционированием станут бороться именно как с разболтанностью, то мало что выйдет. И соответственно ма­ло удастся достигнуть в борьбе с неплатежами налогов со всеми вытекающими последствиями. А они, конечно, таковы, что можно ставить крест и на всех остальных преобразова­тельных намерениях власти.

Каков же практический вывод из сказанного? Он в том, что прежде чем рьяно браться за дело - наводить ту самую «диктатуру» в чиновничьем мире - властным структурам следует серьезно осмыслить новую ситуацию. Чтобы найти, наметить действенные, а не пустые способы дисциплинирования. Сразу следует предостеречь: это чрезвычайно сложная задача. Будет очень плохо, если осмысление пойдет по хорошо проторенной бюрократической дорожке, а именно: дается команда представить соображения, устанавливается «оперативный» (быстрый) срок; в этот срок сдаются наспех набросанные, сыро продуманные, часто просто бессодержательные «предложения» (иных и быть не может, если учитывать, что каждое предложение проходит иерархическую лестницу рассмотрения при подготовке - от нижних звеньев к контролирующим, отбирающим, редактирующим высшим: из-за этого каждая отдельная голова работает над предложениями буквально ничтожный срок, все делается не то что на ходу — на бегу). «Верх» получает эти предложения, видит, конечно, что про­дукция не высшего качества, но иной нет, принимается та, что есть. Либо — как вариант — спускается обратно на доработку, но теперь уже сверхскоростную, в самый сжатый и нелепый срок. В итоге кое-что улучшается, но всегда незначительно, и на этом процедура «обдумывания» проблемы кончается. С вполне предвидимым - нулевым - результатом для дела. В общем, если действительно важнейшая задача дисциплини-рования госаппарата будет решаться традиционно или с таким «осмыслением», то ее ждет неминуемый провал, последствия которого, учитывая и без того тяжелейшее состояние страны, станут едва ли не фатальными.

Одной из серьезных проблем российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому, на мой взгляд, не следует так уж драма­тически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, как это делают некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов в том, что они «продали Родину за кредиты МВФ, выданные на проведение преступных реформ антинародного режима» (справедливости ради, полагаю, необходимым отметить, что большая часть внешнего долга России — это наследство СССР, а именно бездарной экономической политики правительств Н. Рыжкова - В. Павлова в 1985 — 1990 гг. Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д.). Возвращаясь к проблеме государственного долга, хотелось бы осветить только два ее аспекта: в рамках анализа внешней задолженности -вступление России в Лондонский клуб и механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после их реструктуризации. Говоря о внутреннем долге, небезынтересно сделать краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства финансов на 1998 г. на основе анализа соответствующих документов вышеупомянутого министерства.

Как нам известно, внешний долг СССР зарубежным банкам на сумму более 30 млрд долл. реструктурирован. Это произошло после того, как Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. Долговое бремя (30 с лишним миллиардов долларов) после пяти лет переговоров и тщательной работы наконец ослаблено. Тем не менее ситуация с внешним долгом страны ос­тается весьма тревожной.

В 1991 г. после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 млрд долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.

Однако получилось так, что только Россия смогла обслужи­вать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 г. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 г. во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд долл., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.

После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 г. объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 млрд долл., или более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую.

Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 г. Сумма основного долга составляет 24 млрд долл., процентные платежи -8,3 млрд долл.. Сумма долга будет разбита на две части. Основной долг (Principal Loan) планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они будут зарегистрирова­ны на Люксембургской фондовой бирже. Предусмотрено обра­щение этих облигаций в России и за ее пределами (в Европейской клиринговой системе Euroclear). Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 г. будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства.

Новые финансовые инструменты могут оказаться весьма интересными для российских и иностранных банков. По словам начальника управления ресурсов Внешэкономбанка А. Акинь-шина, если в начале мая нынешнего года котировки Principal Loans (в тот период они уже торговались на предварительной основе - when and if issued basis) составляли около 58 - 60% номинала, то сегодня они стоят уже 76%. Таким образом, на стандартном лоте в 10 млн долл. промежуточный участник сделки мог заработать 1,6 млн живых денег. Что касается неспекулятивного уровня доходности новых бумаг, то они проигрывают по привлекательности ГКО и евробондам. Однако если в будущем будет достигнут обещанный уровень доходности в 10 - 12% годовых по рублевым госбумагам и 6 - 7% по валютным, новые бумаги окажутся вполне привлекательными.

Внешэкономбанку предоставляется отсрочка в погашении долгов на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты, причем по достаточно льготной ставке LIBOR + 13/16. Только часть каждого платежа будет осуществлена деньгами, но с течением времени эта часть будет увеличиваться. Другая часть выплачивается процентными облигациями (IANs). Агентом по обслуживанию основного долга стал Bank of America, агентом по обслуживанию процентных облигаций - Chase Manhattan Bank, агентом по завершению сделки и осуществлению первоначальных пла­тежей по Лондонскому клубу - Deutshe Bank.

Даже после льготной реструктуризации долга Лондонскому клубу кредиторов положение России с точки зрения обслуживания внешнего долга остается непростым. По расчетам ведущего эксперта исследований и прогнозирования ГУ ЦБ по Москве Ольги Кононовой, если в течение ближайших лет внешние заимствования будут составлять хотя бы немногим более 10 млрд долл. ежегодно (как это ожидается согласно официальным документам), то к 2002 году сумма внешней задолженности России возрастет с нынешних 120 (на начало 1996 г.) до 220 млрд долл. Расходы по погашению внешнего долга будут постепенно расти, и начиная с 1999 г. финансирование дефицита федерального бюджета за счет внешних источников станет отрицательным, т.е. вновь привлеченных внешних займов уже не будет хватать для обслуживания старых долгов.

Однако кризис на мировом финансовом рынке, да и последние пертурбации в российском руководстве отодвигают воплощение в жизнь этих оптимистичных прогнозов на неоп­ределенный срок.

Лондонский клуб - это международное объединение частных коммерческих банков — сформирован в конце 70-х гг. для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Первое заседание Лондонского клуба созвано в 1976 г. в связи с проблемами Заира. Всего в 1981 - 1983 гг. за­ключено 14 соглашений на 10 млрд долл.; последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 г. - 47 соглашений на 130 млрд долл. В 1994 - 1996 гг. Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона). В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира. В составе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком, 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом (список банков - членов БКК приводится ниже), который является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности ВЭБ перед коммерческими банками - кредиторами СССР. Членами Лондонского клуба являются следующие банки:

Специфика современной ситуации для России в том, что, во-первых, наша страна столкнулась с новой для себя расста­новкой сил на так называемом постсоветском пространстве. Во-вторых, ее определяющая роль в топливно-энергетической сфере заметно модифицируется.

Распад СССР расколол нефтяную отрасль на отдельные, прежде тесно взаимосвязанные сегменты. В России осталась основная добывающая база, а почти вся транспортная инфраструктура экспорта нефти (порты, нефтепроводы) оказалась на территории ныне независимых от нее соседей. Здесь же сосре­доточена и значительная часть нефтепереработки. Поэтому в своей энергетической политике государствам, возникшим на руинах СССР, приходится исходить из новых экономических и политических реалий, хотя их взаимозависимость в нефтяной сфере сохранится еще на многие годы.

С точки зрения российских интересов можно выделить две основные модели взаимодействия с бывшими союзными республиками. Для западного фланга (Украина, Белоруссия, страны Балтики) характерен приоритет таких вопросов, как транзит российских энергоносителей при их экспорте на Запад (актуальный для российской стороны) и энергообеспечение этих стран, загрузка их производственных мощностей в нефтепереработке и нефтехимии (актуальный для самих этих стран). В межгосударственных экономических отношениях оба эти комплекса вопросов тесно взаимосвязаны.

На восточном фланге ситуация иная: страны Прикаспия и Центральной Азии ощущают свою транзитную зависимость от России при наличии собственной довольно значительной топ­ливно-энергетической базы. Для России же реальной становится проблема появления конкурентов, тоже добывающих нефть и газ на постсоветском пространстве. При этом в период становления государственности чисто экономические проблемы сильно осложняются наличием политических противоречий между Россией и ее соседями. Именно ситуация в богатых энергоресурсами государствах Прикаспия будет иметь особое значение для стратегических интересов России. Этот регион, по оценкам, может стать второй после Ближнего Востока мировой кладовой нефти и газа. Запасы нефти здесь оцениваются в 30 млрд т, газа - в десятки триллионов кубических метров. Естественно, для России жизненно важно укрепить свои позиции в этом регионе.

Назовем только наиболее очевидные причины:

К сожалению, пока российская политика по отношению к прикаспийским государствам СНГ не отличается последовательностью и целенаправленностью. В ней часто превалируют конъюнктурные, групповые интересы, а отнюдь не стратегические государственные цели и задачи. Существует упрощенное мнение, что в этой политике борются два течения: имперское и прагматическое. На деле же, на наш взгляд, налицо противостояние групповых интересов, далеких от национальных.

Изменчивость и хаотичность действий России в отношении нефтегазовых ресурсов Прикаспия можно проиллюстрировать тремя примерами.

Первый - это позиция России по поводу самого статуса Каспийского моря, которую неоднократно отстаивал МИД РФ, формально состоит в том, что Каспийское море по своим природным особенностям является озером и на него не распространяются юридические нормы Конвенции ООН (1982 г.) по морскому праву. В то же время реально существует молчаливое согласие с нынешним статус-кво, вытекающим из позиций Азербайджана и Казахстана о секторальном делении Каспия, -согласие, лоббируемое российскими нефтяными компаниями и негласно поддерживаемое правительством. Более твердая и определенная позиция России по статусу Каспия могла бы дать ей дополнительные козыри для участия в каспийских проектах, так как западные инвесторы (а именно на них рассчитывают наши соседи) избегают вкладывать капиталы в разработку месторождений с неопределенным правовым статусом.

Второй - инцидент с российским участием в освоении месторождения Кяназ (Сердар). В ходе визита президента Азер­байджана Г. Алиева в Москву (1997 г.) подписано соглашение о совместном с Россией освоении этого месторождения. Но после визита президента Туркменистана С. Ниязова Россия практически денонсировала соглашение, возложив ответственность за его подписание на компании «ЛУКойл» и «Роснефть». В результате первая приостановила свое участие в соглашении, вторая - вышла из него. Исполнительная же власть сделала вид, что ничего об этом соглашении не знала. Естественно, подобная практика не повышает авторитет России у ее прикаспийских соседей.

После 1991 г. в России произошли глубокие изменения. Была принята новая Конституция страны, что способствовало развитию процессов демократизации нашего общества. Российская экономика приобрела новый облик, произошли перемены в сознании рабочих, крестьян, директоров.

За два с половиной года реформ удалось добиться некото­рых положительных результатов:

На фоне относительно невысокого уровня безработицы возникают серьезные социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных категорий населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые контингенты молодежи).

Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как показал опыт, предсказуема: дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, т.е. необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике; либерализовав внешнеэкономическую деятельность, удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - предотвратить «примитивизацию» нашего экспорта и облагородить импорт; после денационализации в ре­зультате чековой приватизациии страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг; прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенденция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвестиционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопления предприятий и населения.

Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилизация, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику.

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и эко­номической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры. Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала — освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление - расширение и диверсификация экспортного потенциала России.

Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.

Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры.

Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-Западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского правительства требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлече­нию иностранных инвестиций.

Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России- до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, правительство России приняло решение о возложении функций по координации дея­тельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство экономики России должно обеспечить:

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

Спад производства, инфляция, растаскивание национального богатства и утрата управляемости процессом социально-экономического развития общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный кризис. Объем капитальных вложений в 1992 г. в сопоставимых ценах по сравнению с 1991 г. снизился в 2 раза, а в 1993 г. - еще на 16%. Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля накопления в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 г. и 8% в 1993 г.

В течение 1993 г. стоимость строительства возросла в 10,9 раза, т.е. была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 г. доля производственных капитальных вложений как источника расширенного воспроизводства снизилась с 70 до 60%, а коэффициент капиталоотдачи (ввод основных фондов — тыс. руб. на 1 млн руб. затраченных капитальных вложений) упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0,28.

Это связано с тем, что большая часть капитальных вложе­ний бесконтрольно «проедается» строителями, иными словами, направляется на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое монтируемое, т.е. производственное, оборудование (без компьютеров и автомашин) за 1992 -1993 гг. снизились в 8 - 9 раз. В связи с этим в 1993 г. объем незавершенного (законсервированного и просто заброшенного) строительства возрос на 20 - 25% по отношению к 1992 г. Как показала инвентаризация незавершенного строительства, на 1 ноября 1992 г. оно составило 40 трлн руб. При этом более 2/3 «незавершенки» представлено объектами произ­водственного строительства. Абсолютная эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая в дореформенный период медленно снижалась, но была положительной величиной, оказалась отрицательной.

Публикации Госкомстата, Министерства финансов, Мини­стерства экономики и различных экспертов - отечественных и зарубежных - дают совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций в России.

Назовем лишь наиболее существенные факторы, обусловливающие столь значительные расхождения в статистике (факторы, увеличивающие исследуемую величину, обозначены знаком «+», а уменьшающие ее - знаком «-»):

По данным Госкомстата, прямые иностранные инвестиции в покупку акций действующих промышленных предприятий в 1993 г. достигли примерно 900 млн долл., а победите­ли инвестиционных конкурсов взяли на себя обязательства вложить еще 1 млрд долл. Таким образом, общая сумма фактически инвестированного капитала на 1 января 1994 г. составляла 4 - 4,5 млрд долл., т.е. 0,2% от накопленных прямых иностранных инвестиций мирового сообщества. Эта цифра, сама по себе столь мизерная по сравнению с масштабами внутреннего рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресурсах, производственном и научно-техническом потенциале мирового сообщества, говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинстве ;воем это не серьезные капитальные вложения, а маркетинговые затраты с целью изучения российского рынка и перво­начального закрепления в нем. Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов вкладывать свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется нестабильной политической обстановкой в стране (разногласиями между исполнительной и законодательными властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах), социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и др. Эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогру­женный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих тойили иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регу­лярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными, а возможно и ангажированными.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является важным средством устранения инвестицион­ного «голода» в стране. По оценке российских экспертов в Давосе, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд долл. в год. Однако, для того чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. При этом следует отметить, что, по данным официальной статистики, ежедневно из страны вывозится капитала на сумму около 20 млрд долл.

Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера первоочередными являются: