logo search
миповая

49. Интеграционные группировки в Азии.

Азиатско-Тихоокеанский экономический союз (АТЭС) опережает другие регионы мира по темпам роста, в том числе технологически в передовых отраслях. Если руководствоваться географическим подходом, то можно сказать, что в АТЭС вошел «азиатский четырехугольник»: Япония — Китай — НИС — АСЕАН. АТЭС был создан в 1993 г. В этой организации представлены все страны с весомым и растущим экономическим присутствием в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в том числе и Россия. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой по условиям и уровням хозяйственного развития, структурам экономик, традициям, психологии. Но развитые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры. При рассмотрении азиатской проблематики интеграции необходимо иметь в виду присущие данному региону особенности. В концептуальном плане были разработаны три главных направления региональной интеграции на базе и в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже – Бруней и Вьетнам. Значительным фактором развития экономических связей в АТР становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Рассмотрение внутрирегионального взаимодействия и в особенности связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне.

Были разработаны три наиболее важных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН. Первое из них – рыночное. Выбор отдается зоне свободной торговли происходит поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле для того, чтобы в итоге наряду с теорией сравнительных преимуществ и для более эффективного использования ресурсов снабдить полную свободу размещения производства в одной из стран АСЕАН.

Рыночно-институциональное – второе направление региональной интеграции. Отличительной особенностью его является сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования.

Этот путь использовался сторонниками целенаправленно регулируемой индустриализации. Такая стратегияопирается на общерегиональное промышленное сотрудничество, также координирование планов развития стран АСЕАН на международном уровне, осуществление совместных проектов и подкрепляется административными и политическими мерами.

Третье направление намеревает реализовать отдельные проекты регионального масштаба и. выступить против комплексных схем хозяйствования. Направляющей силой региональной интеграции является частный сектор, предусматривавшей создание условий для благоприятного роста крупных многонациональных компаний, которые бы были способны позаимствовать главное место в региональном бизнесе.

В январе 1991 г. на Сингапурском совещании в верхах стран АСЕАН стороны еще раз высказались за развитие сотрудничества. Поставлена задача организовать до 2007 г. зону свободной торговли, снижая постепенно внугриасеановские тарифы.

В настоящее время в АТР прикладываются достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданной в 1989 г.

В 1998 г. в эту организацию вступила Россия. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Такое экономическое объединение основано государствами, весьма различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, психологией. Но развитые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры. Из этого следует, что АТЭС – это организация, находящаяся в начале пути. Пока приняты меры лишь декларативного характера, необязательные. В настоящее время эта экономическая группировка не связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлиянием. Чтобы данное объединение стало интеграционным с экономической точки зрения, необходимо время.

В рамках АТЭС действует десять рабочих групп: по торговле; инвестициям и промышленным технологиям; развитию человеческих ресурсов; энергетике; ресурсам моря; телекоммуникации; транспорту; туризму; рыболовству; информации и статистике.

50) Интеграционные объединения Латинской Америки. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) — торго-во-экономическая организация, созданная в 1981 г. по «Договору Монтевидео-80» вместо Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ) , действовавшей с 1961 г. Участниками ЛАИ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. В рамках ЛАИ сохраняется деление на три субрегиональные группировки: договор бассейна Ла-Платы; Андский пакт; Амазонский пакт. Некоторые страны являются одновременно и членами других региональных группировок. Система управления ЛАИ представлена высшим органом — Советом министров (штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай) . Внутризональная торговля и региональная интеграция ЛАИ осуществляются путем заключения региональных и субрегиональных, а также функциональных (двусторонних и многосторонних) соглашений, предусматривающих конкретные меры по торговле и таможенным вопросам. Договорные отношения могут распространяться не только на вопросы торговли, но и на сотрудничество в сфере промышленности и сельскохозяйственного производства, транспорта, валютно-финансовых отношений и т. п. «Меркосур» — зона свободной торговли, возникшая в 1995 г. как союз четырех стран Латинской Америки — Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая. Летом 1996 г. в состав блока вошла Боливия. На страны «Меркосур» приходится примерно 68,6% территории Латинской Америки, 51% населения региона, 60% общего ВВП. По совокупному объему ВВП «Меркосур» занимает 4-е место в мире после ЕС, НАФТА, АТЭС. Соглашением о создании «Меркосур» были ликвидированы таможенные пошлины на 90% товаров, перемещающихся в границах группировки, а на оставшиеся 10% товаров пошлины будут сохраняться до 2001 г. По системе общих внешних тарифов членам «Меркосур» удалось согласовать тарифы по 85% товаров, а на оставшиеся 15% товаров тарифы должны быть согласованы не позднее 2006 г. Конечная цель создания «Меркосур» участниками определена как образование в регионе «общего рынка» и для достижения этого необходимо: унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства; создание механизма регулирования обменных курсов валют; введение приоритетности решений и правил «Меркосур» над национальным законодательством. В рамках «Меркосур» разработан и действует механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, соцобеспечения. В декабре 1995 г. «Меркосур» и ЕС подписали соглашение о создании первой в истории Южной Америки трансконтинентальной зоны свободной торговли.