3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
Общие итоги экспортно-импортных операций, осуществленных участниками ВОД региона с партнерами из стран Содружества.
При анализе данных таблицы можно проследить очевидную тенденцию нарастающего сокращения товарооборота Южного Федерального округа со странами СНГ в течение всего периода. Темпы ежегодного сокращения товарооборота составили в среднем 27,3%. Наиболее быстрыми темпами уменьшения товарооборота отмечены 1997 и 1998 гг. (27 и 23,4%, соответственно). Это связано с переориентацией внешнеторговых отношений региона в сторону стран дальнего зарубежья, доля которых в объеме внешнеторгового оборота региона увеличились с 83% в 1998 г. до 91,2% в 1999г.
Необходимо также отметить резкий скачок показателя покрытия импорта экспортом, возросшего в 1999 г. сразу на 30,9% и составившего 90,8%. Между тем, общий коэффициент покрытия импорта экспортом по региону составил в 1999 г. только 74,06%.
Коэффициент несбалансированности товарооборота в течение рассматриваемого периода был отрицательным и варьировался от 19,2 до 25,1%. Лишь в 1999 г. он значительно снизился, составив по абсолютной величине 4,8%, что в 5,2 раза меньше, чем в 1998 г. Эта положительная тенденция объясняется наименьшим за весь рассматриваемый период отрицательным внешнеторговым сальдо в размере 36,7 млн. долл. США или максимальным приближением показателей стоимостных объемов экспорта и импорта.
После несложных преобразований данные таблицы 3.3.2. можно представить в виде, позволяющем наглядно проследить тенденции изменения объемов экспорта и импорта в регионе.
Отметим, что если ежегодные изменения (в сторону снижения) стоимостных объемов импорта происходили достаточно равномерно, то этого нельзя в полной мере сказать об экспорте, объем которого сокращался с 1995 по 1998 гг., и затем возрос в 1999 г. на 4,8%. Причинами перечисленных явлений послужил нарастающий экономический спад в государствах СНГ, кризис неплатежей, следствием чего явилась переориентация Российских участников ВЭД на страны Запада. Это вполне объясняется гарантированностью платежей по экспортным поставкам. Одновременно в 1999 году произошло наибольшее за весь период сокращение объема импорта - на 30,9%, составив в отчетном году лишь 69,1% стоимостного объема импорта 1998 г.
Это можно объяснить все нарастающей импортозависимостью региона от стран дальнего зарубежья, поставляющих более качественные товары по аналогичной или гораздо более низкой цене.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в области внешней торговли Северо-Кавказского региона со странами Содружества является отражением общероссийской тенденции сокращения товарооборота с этими странами.
Рассматривая динамику экспортно-импортных операций Северо-Кавказского региона с СНГ, видим, что в 1996-1998 гг. экспорт снижался более быстрыми темпами, нежели импорт. В 1999 г., как уже упоминалось, ситуация кардинально изменилась - на фоне резкого падения импорта произошло небольшое возрастание экспортных поставок в страны СНГ.
Экспортные и импортные поставки по ближнему зарубежью снижались на 19% и 16,4% в 1996 г., на 29% и 25,8% в 1997 г., на 25,6% и 22% в 1998 г. соответственно. Таким образом, наибольшее сокращение объемов экспортно-импортных операций наблюдалось в 1997 году. При этом темпы снижения общего объема экспорта превысили темпы снижения общего объема импорта в 2,75 раза, следствием чего явилось изменение структуры внешней торговли в сторону увеличения доли импорта. Если в 1996 г, в общем объеме внешней торговли доли экспорта и импорта составляли, соответственно, 40% и 60%, то в 1999 году доля экспорта составила 38%, а доля импорта - 62%. Такие изменения в первую очередь были связаны со снижением мировых цен на минеральные ресурсы, остающиеся основной статьей экспорта региона, неплатежеспособностью предприятий стран СНГ и низким качеством продукции этих стран.
Снижение объемов импорта в 1997 и 1998 гг. в первую очередь связано с введением в середине 1997 г. 25-процентной пошлины на ввозимый в Россию сахар из Украины, составляющий значительную часть импорта группы продовольственных товаров из СНГ.
Товарооборот со странами СНГ в январе-марте 1999 года составил 148 млн. долл. и уменьшился по сравнению с 1998 годом в 2 раза. Несмотря на снижение объемов экспорта, сальдо торгового баланса осталось положительным (10,2 млн. долл.). Экспорт в страны СНГ составил 79,096 млн. долл. против 97,67 млн. долл. в 1998 году. Главным фактором снижения стоимостных объемов российского экспорта явилось снижение экспортных пен для стран СНГ более, чем на 13%, что, в первую очередь было связано с падением пен на нефть. При этом физические объемы экспорта отдельных видов товаров, напротив, имели положительную динамику. В 1-м квартале 1999 года в страны СНГ было экспортировано 46,9 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, (в 1998 году - 36 тыс. тонн). Дополнительным фактором снижения экспорта Южного Федерального округа явилось введение в 1999 г. торговых ограничений на импорт из России продовольственных товаров со стороны Казахстана. Такое решение властям Казахстана было продиктовано ухудшением платежного баланса государства вследствие увеличения возможностей российского экспорта после финансового кризиса и девальвации рубля.
В январе-марте 1999 года объемы импорта из стран СНГ составили 68,9 млн. долл. и уменьшились на 72,7% но сравнению с 1998 годом. Более существенное снижение импорта из стран СНГ (импортные поставки из стран дальнего зарубежья сократились на 7,5%) во многом связано с низким качеством поставляемых товаров, их упаковки и малыми сроками хранения. Сказались и более высокие по сравнению с дальним зарубежьем импортные цены. При этом в первую очередь снизились поставки тех товаров, потребности в которых в основном обеспечивались за счет ввоза из соседних стран, например, импорт сахара белого. Вследствие этого в основном и сократилась доля Украины в общем объеме внешней торговли.
Все тенденции в изменении внешнеторговых отношений Южного Федерального округа с партнерами из стран СНГ объясняются изменением общей экономической ситуации в государстве. Период 1992-1995 гг. ознаменован политикой либерализации внешнеэкономических связей, формированием системы государственного регулирования ВЭС, использующей методы и инструменты стран с рыночной экономикой.
Была отменена обязательная регистрация российских предприятий и фирм в качестве участников ВЭД; отменены налоги на импорт, ставки которых по многим позициям были необоснованно высоки; сокращен перечень товаров, экспорт которых лицензировался и квотировался (1995 г. – полная ликвидация квот и лицензий); часть валютной выручки, оставшейся в распоряжении экспортера, увеличивалась до 50%. В соответствии с либерализацией цен на все продукты и ресурсы с 1 января 1992 г. правительство девальвировало рубль почти в 60 раз. Широкий спектр мер по либерализации внешней торговли, а также девальвация рубля, с одной стороны, создавали предпосылки для последующего роста экспорта и конкурентного давления импорта на производство, а с другой - дали сильный толчок развертыванию инфляционных процессов.
В связи с изменением внутренних и мировых цен изменялись и экспортные пошлины. Последнее по времени снижение экспортных пошлин произошло в конце 1995 г. в целях повышения эффективности экспорта в условиях введенного валютного коридора. С 1 апреля 1996 г. ликвидировано подавляющее число экспортных пошлин. С 1 июля 1996 г. Россия отменила все экспортные пошлины. Влияние такого шага мгновенно отразилось на структуре экспортно-импортных операций: 1996 отмечен наибольшим за весь исследуемый период положительным сальдо торгового баланса в размере 226,07 млн. долл.
Однако же в отношении торгового оборота Южного Федерального округа со странами СНГ наблюдается несколько иное положение - наибольший объем внешнеторгового оборота отмечен в 1995 г. и составил 1989,18 млн. долл. США. Начиная с 1996 г. наметилась тенденция к постепенному свертыванию объемов оборота до 757,02 млн. долл. в 1999 г. Это также явилось следствием переориентации участников ВЭД региона на торговлю со странами дальнего зарубежья.
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий