logo search
mirovaya_ekonomika_gotovoe

73. Внешнеэкономические связи России со странами снг.

Учредителями СНГ стали: РФ, Азербайджанская Р., Р. Армения, Республика Белоруссия, Р. Грузия, Р.Казахстан, Киргизская Р., Р. Таджикистан, Туркменистан, Р. Таджикистан, Украина, Р. Молдова.

Приоритетным направлением данного Содружества является, конечно же, экономическая интеграция.

На пути к более выгодному экономическому сообщению между странами основополагающим документом стало «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» (оно было подписано 5 января 1995 года). Это соглашение стало основным документом на пути создания Таможенного союза. Следом к Таможенному союзу присоединились Р. Казахстан, Киргизская Р. и Р. Таджикистан.

Цель Таможенного Союза: выгодные, благоприятных условия для участников Таможенного союза в сфере экономического взаимодействия, стимулирование взаимной торговли путем отмены различных ограничений - количественных ограничений, таможенных пошлин, налогов, сборов, установление в отношениях с третьими странами одинакового режима, создание единой таможенной территории, а также, что очень актуально на данный момент, - введение однотипного механизма регулирования экономики.

РФ и Республика Белоруссия уже отменили таможенный контроль на межгосударственной границе, которая проходит по их территории (в отличие от Республики Казахстан и Республики Таджикистан, которые пока не собираются этого делать).

В рамках таможенного союза в 2000 году был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Оно(ЕврАзЭС) создано для:

1.Более эффективного продвижения формирования Таможенного союза.

2.Реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

Однако, несмотря на то, что страны входят в один и тот же Союз, все равно, при анализе их внешнеторговых связей надо учитывать субъективную сторону - степень интеграции между странами, их заинтересованности друг другом и тд. То есть правила как бы писаны, но не для всех. Так, например, между Российской Федерацией и республикой Белоруссия эти вопросы уже проработаны в связи с намерением перехода к высшей степени интеграции - созданию Союзного государства.

То есть можно сказать, что сотрудничество между двумя странами порождает новый уровень таможенного контроля и таможенного оформления, который сам в свою очередь приводит к более сильной интеграции союзных стран (яркий пример — Евросоюз, где почти все барьеры, преграждающие свободную торговлю между государствами - сняты).

В соответствии с соглашениями о свободной торговле, которые заключены между РФ и, соответственно, Азербайджанской Р., Р. Армения, Р. Беларусь, Р. Казахстан, Кыргызской Р., Р. Молдова, Р. Таджикистан, Туркменистаном, Р. Узбекистан, Украиной и Р.Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика»)

2. Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.

Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на таких основах как равноправие, уважение и учет интересов друг друга. Естественно, что с государствами, кот которые «готовы» к таким правилам Россия строит свои экономические отношения. Мы придерживаемся рыночных принципов как основополагающих принципов, создающих благоприятные условия для действительно равноправных отношений между государствами. Все вышеизложенные принципы создают определенную базу для дальнейшей еще более глубокой интеграции между Россией, членом СНГ, и остальными странами.

Не так давно был принят документ - Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами - участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения СНГ в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле - объём и динамика внешнеторгового оборота. По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в том числе экспорт - на 32,7%, импорт - на 22,5%.

Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

Проведение согласованной миграционной политики - один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Экономика ряда стран СНГ в существенной степени зависит от денежных переводов мигрантов из России.

В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа , важными экспортными позициями являются поставки машинно-технической продукции в страны СНГ - по стоимости они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.

Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

- предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

- активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

- эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.