logo search
TSibulnik_L

По объектам ти

По форме представления ТИ

По виду собственности владельца

фир-

менные

ассорти-ментные

словесные

индивидуальные

буквенные

обыкновенные

видовые

Комбини-рованные

коллективные

цифровые

мароч-ные

престижные

объемные

изобразительные

Рис.6. Классификация товарных знаков

Престижные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

В ряде зарубежных стран такие престижные знаки (эмблемы) присуждаются государственными или общественными органами в качестве специального утвержденного приза – премии. Фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих рекламных и деловых документах и материалах.

Основанием для присуждения премий-наград и престижных знаков являются значительные успехи в экспорте товаров и услуг или содействие экспорту национальных товаров в течение определенного срока. Развивая экспорт своей продукции, фирма поднимает национальный престиж страны, способствует стабильности ее экономики и обеспечению занятости населения, улучшает торговый баланс. В свою очередь, государственные и общественные органы, отмечая это, морально стимулируют деятельность фирмы.

К престижных знакам можно отнести и медали, используемые как элементы производственной маркировки на этикетках марочных и коллекционных виноградных вин, водки и другой продукции, полученные изготовителем на международных выставках. Престижные знаки присваиваются и не подлежат регистрации в патентных органах.

Ассортиментные ТЗзнаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые – по виду товара, а марочные – по торговой марке или наименованию.

Примером видового ТЗ могут служить словесная информация о назначении товара или его изображение, а также условные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще – в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

Торговая маркаимя, знак, присуще конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

Марочные знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы. Например, марочный знак шоколадных батончиков – SNIKERS, MARS, BOUNTY и пр. – имеет словесную форму, причем идентифицирующие функции выполняют и цветовая гамма, и графическое исполнение надписи. Цифровые марочные знаки распространены в России для ординарных вин (портвейн 33, портвейн 777 и др.), чая (№36, №72 и др.).

Примером изобразительного марочного знака может служить изображение гетьмана Украины на водке «Гетьман», ячменного колоса на пиве того же наименования и др. Самым распространенными являются комбинированные марочные знаки. Многие марочные товары неизбежно ассоциируются у потребителя с марочными знаками: шоколад «Корона», обувь фирмы Adidas и др.

Коллективные ТЗ является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другими лицами. Эти нормы применения коллективных знаков регламентируются Законом Украины «О товарных знаках».

Индивидуальные товарные знаки не указываются в действующем законодательстве и нормы их применения не установлены.

Знаки наименования мест происхождения товара.

Наименование мест происхождения товара – эта название страны. Населенного пункта, местного или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характеристиками для данного географического объединения природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами или одновременно.

К знакам наименования мест происхождения товара относятся: знаки происхождения товара, населенного пункта, местности, исторического назначения географического объекта.

В Законе Украины «О товарных знаках» указывается, что «не признается наименованием места происхождения товара обозначения, хотя и представляющие собой или содержащее название географического объекта, но не вошедшее в Украине во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления». Например, колбасы Полтавская, Московская, масло Вологодское (до революции – парижское), сыры Ярославский, Костромской, Пошехонский производятся не только в областях, название которых совпадает с наименованием товара, а во многих регионах, поэтому их наименование свидетельствует не о месте происхождения, а об ассортиментной принадлежности.

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Украине возникает на основании его регистрации в установленном порядке. Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно.

Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется патентным ведомством в Государственном Реестре наименований мест происхождения товаров и выдается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, которое действует в течение десяти лет. Срок действия свидетельства продлевается на основании заявки, поданной в течение последнего года его действия, каждый раз на десять лет.

Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные. Во внешнеторговой деятельности принято применять международные знаки, включающие одну или несколько букв и цифровой код. Знаки страны происхождения могут включаться в состав других информационных знаков (например, знаков соответствия) или в товаросопроводительные документы (сертификаты, эксплуатационные и другие документы).

Наряду или взамен могут применяться национальные знаки страны происхождения товара. Например, в СССР был национальный знак « Made in USSR» (сделано в СССР), а сейчас в России – «Made in Russian» (Сделано в России); в США - «Made in USA» (Сделано в США). Национальный знак может иметь символику с изображением национального флага.

Другие знаки мест происхождения товаранаселенного пункта, местности, исторического назначения географического объекта – не имеют общепринятой символики, но они довольно часто служат одновременно и марочным знаком. Например, в марочном знаке вина Букет Кубани используется наименование местности происхождения товара.

Знаки соответствия или качества. «Знак соответствия» (в области сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (МС ИСО/МЭК 2, п.14.8).

В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

Национальный знак соответствия знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по стандартизации и сертификации.

Знак соответствия разрешается использовать для маркирования только сертифицированной продукции. Заявители (изготовители, продавцы) любой страны могут маркировать свою продукцию национальным знаком соответствия при наличии сертификата, выданного одним из национальных органов по сертификации, или при наличии соглашения о взаимном признании результатов сертификации (сертификатов), а также после получения лицензии на применение знака соответствия. Национальные знаки соответствия могут быть общими для всех видов продукции или групповыми, подтверждающими соответствие определенной группы или групп однородной продукции.