3. Особенности и основные инструменты современной внешнеторговой политики развитых стран. Влияние мирового финансового кризиса на торговую политику развитых стран.
Внешнеторговая политика – комплекс мер, направленных на эффективное участие страны в МРТ, оформленный национальным законодательством с учётом международных норм. Она определяет, с одной стороны, основные направления взаимодействия национальной экономики с мировой экономикой в целом, а с другой стороны гасит неблагоприятные внешние воздействия на национальную экономику. Торговая политика страны – политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки. Основные направления ВТП: протекционизм и политика свободы торговли (фритредерства). Протекционизм – политика использования ограничений, направленных на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нём иностранных конкурентов. Инструменты протекционизма носят, в основном, ограничительный характер и выражаются в создании торговых барьеров, которые препятствуют доступу иностранных товаров на внутренний рынок в целом. Такие барьеры рассматриваются как препятствие для МТ. Цель их использования – создание благоприятных условий для конкуренции отечественных предприятий с иностранными при равном наборе конкурентных преимуществ. Региональный характер протекционизма ведёт к размыванию принципа равенства всех участников, воплощённого в принципе наибольшего благоприятствования; создаёт предпосылки для либерализации внутрирегионального обмена; к усилению дискриминационного режима по отношению к странам вне регионального объединения. Политика свободы торговли – политика устранения ограничений в МТ, а также в международном обмене факторами производства с целью активизации МЭО. Неопротекционизм предполагает использование «развязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные пошлины в случае нанесения ущерба национальной экономике и промышленности, которые пострадали от импорта иностранных товаров. Под влиянием глобализации экономики сосуществование протекционизма и либерализации ВТП в области импорта дополняется программами государственного стимулирования экспорта; на смену прямому экспортному кредитованию приходят гибкие формы стимулирования экспорта – страхование экспортных поставок (Гермес, КАФАС). В основу ВТП положен режим наибольшего благоприятствования: одна из двух договаривающихся стран предоставляет третьей стороне определённый объём льгот, привилегий и изъятий во внешней торговле, который безусловно и немедленно распространяется на вторую договаривающуюся сторону. Национальный режим: зарубежным товарам, услугам, юридическим и физическим лицам, ведущим внешнеторговые операции, предоставляется режим не менее благоприятный, чем национальным. Инструменты ВТП – экономические, административные, правовые и политические средства, которые используются для осуществления торговой политики. Инструменты ТП применяются в форме мер регулирования – это законодательство, практика его применения, а также любые другие действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний или зарубежный рынок. ТП реализуется в торговом режиме – это совокупность мер, которые применяются в данный момент времени в данной стране для регулирования доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки. Инструменты регулирования торговли чаще применяются к импорту, реже к экспорту. Таможенно-тарифная система включает таможенные пошлины и таможенные тарифы. Таможенная пошлина – денежный сбор, взимаемый государственными таможенными органами при провозе товара через таможенную границу. Её функции: 1)фискальная (пополнение национального бюджета); 2)торгово-политическая (ограничение доступа товаров на рынок и защита национального производителя). Пошлины в зависимости от объекта взимания: импортные; экспортные; транзитные. Импортные: взимаются с товаров, ввозимых на национальную таможенную территорию. Цель: ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экономические последствия: повышение цены импортных товаров при их реализации на внутреннем рынке. Экспортные: ими облагаются товары, вывозимые за рубеж. Предназначены: для регулирования вывоза стратегически важных товаров из страны; для решения фискальных задач. Экономические последствия: удорожают стоимость товаров, вывозимых за рубеж, и ограничивают возможность увеличения валютной выручки. Транзитные: взимаются с товаров, перевозимых через национальную таможенную территорию страны. Пошлины в зависимости от способа взимания: специфические, адвалорные, комбинированные. Специфическая пошлина определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма). Адвалорная пошлина устанавливает размер платежа в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Комбинированная пошлина применяет два ставки пошлин – адвалорную и специфическую, а взимается большая из них. Например, в России пошлина на сахар равна 40%, но не менее 0,12 евро за 1 кг. Пошлины в зависимости от торгово-политического режима: преференциальные (особо льготные); договорные (минимальные); генеральные (автономные, т.е. максимальные). В мировой практике также различают особые пошлины. Антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене ниже, чем их нормальная цена в экспортирующей стране и при условии, что ввоз этих товаров наносит ущерб национальным производителям. Компенсационные: вводятся в случае, когда при производстве экспортируемых товаров в стране-экспортёре используются запрещённые формы субсидирования производства. Запретительные – особо высокие, которые фактически запрещают ввоз товара. Таможенный тариф – систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Структура таможенных тарифов: одноколонный (величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара); многоколонный (для каждой группы товаров устанавливается 2 или большее количество ставок, в этом тарифе наибольшей является генеральная, или автономная пошлина). Основной принцип построения тарифа – принцип тарифной эскалации: ставка пошлины повышается с ростом степени обработки товара. Цель: оставить добавленную стоимость в стране. Нетарифные барьеры. Включают прямые и скрытые инструменты регулирования, инструменты импортной и экспортной политики; инструменты, ограничивающие импорт и экспорт товаров, и инструменты, содействующие экспорту товаров. По сравнению с таможенными пошлинами имеют более высокий протекционистский эффект благодаря неопределённости понятия, низкому уровню прозрачности, возможности многократного применения, сложности урегулирования на межгосударственном уровне. Нетарифные ограничения ‑ 5 групп инструментов в соответствии с классификацией ВТО: 1)участие государства в торговле; 2)таможенные и административные формальности; 3)национальные промышленные стандарты, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы, требования, связанные с нормами здравоохранения, требования к упаковке и маркировке товара; 4)количественные и прочие специфические ограничения импорта и экспорта; 5)ограничения, заложенные в механизме платежей. Развитые страны характеризуются относительно высокой степенью открытости внешнеторговых режимов. Средние ставки пошлин варьируются от 0% в Швейцарии до 5,6% в Израиле (в среднем 3,38 в 2001 г.). Таможенная практика развитых стран значительно отличается друг от друга. Так, максимальные ставки пошлин составляют 350% в США, 74,9% в ЕС, 50% в Японии. Различна и практика применения специфических пошлин: они распространяются на 84,2% тарифных позиций Швейцарии, 6,5% Японии, 5,9% ЕС и 0,2% США. Развитые страны связали большинство ставок таможенных пошлин. Уровень связывания таможенных пошлин достигает 70-80%, а доля беспошлинных тарифных позиций составляет 45,5% в Норвегии, 41,1% в Новой Зеландии, 38,5% в США, 29,4% в Канаде, 23,4% в ЕС. Доля тарифных пиков невысока и составляет 4,5% в США, 2,2% в Японии, 1,9% в ЕС. Среди стран данной группы выделяются Австралия и Новая Зеландия, интенсивно проводящие одностороннюю либерализацию. Определённые шаги по либерализации доступа на внутренний рынок зарубежной с/х продукции и услуг были предприняты Канадой. Швейцария устранила многие нетарифные барьеры для конкурентоспособности национальных производителей в условиях роста конкуренции со стороны компаний из ЕС. Торговые реформы в развитых странах стимулировались региональной интеграцией и многосторонними договорённостями в сферах телекоммуникаций и ИТ. Но сохраняется высокий уровень дискриминации в торговле с/х товарами и текстилем.
- 1. Международная торговля: факторы и основные тенденции развития на современном этапе. Влияние мирового финансового кризиса на состояние мировой торговли.
- 2. Внешняя торговля развивающихся государств: динамика, товарная и географическая структура в 1980-е‑2000-е годы.
- 3. Особенности и основные инструменты современной внешнеторговой политики развитых стран. Влияние мирового финансового кризиса на торговую политику развитых стран.
- 4. Гатт/вто: цели создания, сферы и результаты деятельности, роль в регулировании системы мэо. Дохийский раунд переговоров.
- 5. Сравнительный анализ внешнеэкономической политики сша, ес и Японии.
- 6. Особенности современной внешнеторговой политики развивающихся стран.
- 7. Международное движение капитала: сущность, формы и особенности на современном этапе развития.
- 9. Свободные экономические зоны и их значение в современной мировой экономике.
- 10. Тнк в современных мэо: роль, масштабы и сферы деятельности.
- 11. Конкурентные преимущества тнк.
- 12. Движущие силы и особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. Формы интеграционных объединений.
- 13. Европейская модель интеграции и особенности её современного этапа.
- 14. Региональная интеграция в Северной Америке: основные направления, особенности и результаты. Перспективы расширения нафта.
- 15. Особенности интеграционных процессов в Латинской Америке.