4. Факторы производства и их классификация
Факторы производства — ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар. Такими факторами производства являются труд и технология (человеческие ресурсы), земля и капитал (имущественные ресурсы). Приняты следующие определения факторов производства: • труд — физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата; • технология — научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности; • земля — все, что предоставила природа в распоряжение человека для его производственной деятельности (земля, полезные ископаемые, вода, воздух, леса и пр.); • капитал — накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ. Каждый из факторов производства имеет цену. Ценой труда является заработная плата, технологии — лицензионный или патентный платеж, земли — земельная рента, капитала — банковский процент. Цена фактора производства отражает баланс спроса и предложения на него как в рамках отдельного государства, так и во взаимоотношениях государств друг с другом. Поскольку государства современного мира в разной мере наделены отдельными факторами производства, то цены на них будут различны.
Не требует особого доказательства положение о том, что цена земли в России будет относительно низкой, а в Голландии — относительно высокой, цена труда в Китае — относительно низкой, а в Германии — относительно высокой, цена капитала в США — относительно низкой, а в Польше — относительно высокой, цена технологии в Японии — относительно низкой, а на Тайване — относительно высокой. Если представить себе, что факторы производства, используемые для создания конкретного товара, располагаются как в своей стране, так и за рубежом, то простейшая схема экономики будет выглядеть следующим образом (рис. 1.2). Юридические лица (предприятия, бизнес) производят товар и продают его физическим лицам (людям, домашним хозяйствам). Люди оплачивают предприятиям их товары и несут расходы. В то же время люди продают предприятиям имеющиеся у них факторы производства — свой труд, землю, капитал, технологию, которые оплачиваются предприятиями и образуют доход продавцов этихфакторов. Такова примитивная схема национальной экономики, не учитывающая многие важнейшие параметры, такие как экономическая роль государства и взаимодействие национальной ЭКОНОМИКИ с внешним миром. Если ЭТОТ последний аспект принять ВО внимание, то в схему надо добавить еще несколько весьма существенных обратных связей, и простейшая схема экономики, включающая международный элемент, будет следующей.
С одной стороны, предприятия могут продать свою продукцию не только внутри страны, но и за рубеж, за что получат оплату от своего иностранного покупателя. В то же время предприниматель может нанять иностранных рабочих, арендовать землю за рубежом и построить предприятие там. В этом случае ему придется платить за использование иностранных факторов производства. С другой стороны, люди имеют выбор, где покупать товар: внутри ли страны или за рубежом, импортируя его и неся расходы на импорт. Но в то же время они могут продать принадлежащие им факторы производства за рубеж — сдать землю в аренду иностранцу, устроиться работать за рубежом или допустить иностранные капиталовложения в свое предприятие — и получать от этого доходы. Данная схема, справедливая практически для каждого государства мира, наглядно подтверждает, что современная экономика является по сути международной и основывается на разделениифакторов производства между странами.
- 1. Научные подходы к изучению мировой экономики.
- 3. Торгуемые и неторгуемые товары
- 4. Факторы производства и их классификация
- 5. Международное разделение факторов производства
- 6. Структура международной экономики
- 7. Особенности современного этапа развития международной экономики
- 8. Меркантилизм
- 9. Теория абсолютных преимуществ
- 10. Теория относительных преимуществ: основные идеи
- 12. Выигрыш от торговли в теории сравнительных преимуществ
- 13. Теория соотношения факторов производства и парадокс Леонтьева
- 14. Виды торговой политики
- 15. Общая характеристика инструментов торговой политики
- 16. Таможенный тариф и таможенная пошлина
- 17. Виды таможенных пошлин
- 18. Воздействие тарифов на экономику страны
- 19. Перераспределительные эффекты при введении тарифа
- 20. Эффекты потери при введении тарифа
- 21. Отрицательные последствия применения тарифов
- 22. Преимущества тарифного регулирования внешней торговли
- 23. Измерение нетарифных методов внешнеторговой политики
- 24. Виды внешнеторговых квот
- 25. Влияние импортной квоты на экономику страны
- 26. Лицензирование как инструмент внешнеторговой политики
- 27. Скрытые методы регулирования внешней торговли
- 28. Субсидии как метод торговой политики
- 29. Кредитование экспорта
- 30. Демпинг
- 31. Услуги как объект международной торговли. Отличия товаров и услуг
- 32. Классификация услуг
- 33. Международный транспорт и международные поездки
- 34. Государственное регулирование международной торговли услугами
- 35. Правило Вальраса
- 36. Классификация видов и форм международного движения капитала
- 37. Причины экспорта и импорта капитала
- 38. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику страны
- 39. Инструменты международного кредитования
- 40. Мвф и его роль в мировой экономике
- 41. Группа всемирного банка
- 42. Международная миграция населения и ее виды
- 43. Показатели трудовой миграции
- 44. Положительные и отрицательные последствия трудовой миграции
- 45. Виды технического прогресса
- 46. Цикл жизни товара в международной торговле
- 47. Формы передачи технологий