logo search
История налогообложения2 / Эслен история внешней торговли

§ 22. Переход Германии к правительственным пошлинам и германская торговая политика, начиная с 1879 г.

Конец 70-х и начало 80-х годов являются важным поворотным пунктом не только в германской, но и во всей европейском торговой политике. Совершается почти всеобщий переход от свободной торговли к покровительственным пошлинам. Впоследствии покровительственные пошлины частью усиливались, частью снова смягчались, но во всяком случае к началу мировой войны покровительственные пошлины существовали в гораздо более резкой форме, чем прежде. Правда неверно, когда утверждают, что Германия дала толчок к этому повороту. В других странах протекционистские тенденции обнаружились гораздо раньше: например, не говоря уже о России и Соединенных Штатах, во Франции, в Австро-Венгрии и в британских самоуправляющихся колониях. Но то обстоятельство, что Германия тоже перешла к покровительственным пошлинам и все более их усиливала, – если не считать перерыва, имевшего места в 90-х годах, – это оказало огромное влияние на направление торговой политики других стран.

Переход к покровительственным пошлинам совершился в Германии с изумительной быстротой. Еще в 1873 г. по настоянию сельских хозяев было решено, что через 4 года пошлина на железо совершенно отменяется, а уже в 1879 г. вошел в силу новый тариф с покровительственными пошлинами, которые, правда, на первых порах были сравнительно невысоки.

Произошло это почему, что в середине 70-х годов изменились интересы северогерманских сельских хозяев, возделывавших хлеб. Цена пшеницы, которую северогерманские сельские хозяева отправляли на английский рынок, понизилась вследствие конкуренции Северной Америки; сбыт германской ржи внутри таможенного союза все более затруднялся вследствие конкуренции России. Земельная рента стала падать и сельские хозяева, особенно те, которые купили свои имения по слишком дорогим ценам, очутились в бедственном положении. «Союз германских плательщиков налогов и сторонников хозяйственной реформы» (название у этого союза было такое, что он мог высказываться за любую хозяйственную реформу) еще в 1876 г. высказался против покровительственных пошлин, – год спустя он с таким же жаром убеждения настаивал на введении пошлин.

В стремлении к введению покровительственных пошлин сошлись две группы интересов, между коими до 1875 г. была [182] резкая вражда: крупные землевладельцы восточной Германии и протекционистски настроенные фабриканты западной и южной Германии. Протекционисты и фабриканты в общем были солидарны до тех пор с экономической политикой либералов за исключением вопроса о таможенных пошлинах. Аграрии были до того времени противниками экономических и политических стремлений либералов, но разделяли их точку зрения в вопросе о свободной торговле.

Выборы в рейхстаг в 1878 г. создали протекционистское большинство, состоявшее из консерваторов, представителей партий центра и протекционистски настроенных либералов, которые впоследствии объединились в партию национал-либералов. Промышленники согласились предоставить сельским хозяевам аграрные пошлины, а те в свою очередь согласились на утверждение пошлин на промышленные изделия. Правительство оказывалось в выгоде, – его доходы повышались благодаря введению пошлин. В таких условиях был создан таможенный тариф 1879 г. Он означал повышение уже существовавшего таможенного покровительства для промышленных изделий, восстановление целого ряда пошлин, которые были отменены после 1865 г. (при чем некоторые из них вводились в более высоких размерах, чем раньше), и начало решительного аграрного протекционизма.

В чем заключалась сущность этих новых пошлин? С идеями Фридриха Листа они не имели ничего общего. Последний настаивал на воспитательных пошлинах для промышленности. Что же касается сельскохозяйственных пошлин, то он писал о них: «Было бы глупо пытаться при помощи покровительственных пошлин поднять сельское хозяйство внутри страны". И, действительно, воспитать при помощи хлебных пошлин у отечественных сельских хозяев способность конкурировать с заграницей не представляется возможным. Преимущество иностранного хлебопашества основалось в ту пору на его низких ценах на землю. Между тем, искусственное повышение цен на хлеб привело к тому, что удорожалось, как раз то средство производства, высокая цена которого лишила германское сельское хозяйство способности конкурировать на мироном рынке.

Новые промышленные пошлины тоже отнюдь не были воспитательными в том смысле, как их понимал Фридрих Лист, Они не должны были служить защитой против конкуренции иностранной промышленности на внутреннем рынке. Германская промышленность в важнейших своих отраслях уже была в состоянии победоносно выдерживать конкуренцию с иностранной промышленностью даже на мировом рынке. Новые покровительственные пошлины имели целью предоставить германской промышленности возможность требовать у отечественных потребителей более высокие цены. Покровительственные пошлины Фридриха Листа исходили из предположения, что внутри страны будет господствовать свободная конкуренция. Их целью являлось постепенное понижение [183] цен на внутреннем рынке до уровня мирового рынка. Новые промышленные пошлины в Германии создали совершенно иную обстановку: пользуясь таможенной оградой, промышленники организовали артели, которые стремились к монополии и ставили себе целью повышение цены на внутреннем рынке, сравнительно с ценою мирового рынка, на всю сумму пошлины. Товары, вывозившиеся ЗА границу, могли там продаваться дешевле, нежели внутри страны, так как общие издержки, падающие на товар, уже более чем покрывались высокими внутренними ценами. Таким образом, новые покровительственные промышленные пошлины делали возможным вывоз за границу за счет отечественного потребителя. Они были не воспитательными, а агрессивными пошлинами.

При создавшемся положении руководящие отрасли промышленности не терпели непосредственного ущерба от хлебных пошлин. Покровительственная политика налагала, таким образом, на потребителя двойное бремя. Он должен был уплачивать высокую цену как за сельскохозяйственные продукты, так и за промышленные изделия. В отношении влияния этой таможенном политики на германское народное хозяйство, следует проводить различие между двумя видами промышленности: в 1879 г. еще не был отменен беспошлинный ввоз сырья. Это шло на пользу тем отраслям промышленности, которые занимаются первичной обработкой сырья, т.е. промышленности, производящей так называемые полуфабрикаты. Но так как предприятия, производившие полуфабрикаты, – прядильни, чугунолитейные заводы и т. д. были защищены довольно высокими пошлинами, то они могли объединяться между собой и монополистски эксплуатировать отечественный рынок. В совершенно ином положении находились отрасли промышленности, занимавшиеся дальнейшей обработкой. Для них было безразлично, пользовались ли они покровительственными пошлинами или нет. Они и при условии свободной торговли были бы способны работать на мировой рынок, а на отечественном рынке они не могли устанавливать для себя исключительные цены, так как предприятия этого рода не могут объединяться в картели. Даже если бы эти отрасли промышленности не вынуждены были вследствие пошлин покупать сырье по дорогой цене, то и тогда они несли бы невозместимые убытки от того, что другие страны, в ответ на германскую покровительственную политику, стали затруднять ввоз германских изделий.

В первые годы после переворота, совершившегося в германской торговой поли гике, это еще наблюдалось, но когда в середине 80-х годов Германия повысила свои пошлины, то это вызвало возмущение и некоторых странах, в особенности во Франции. Австро-Венгрии, России и Соединенных Штатах. Франция объявила, что она с 1 января 1892 г. отказывается от возобновления всех торговых договоров. Ею руководило, в данном случае, главным образом, недовольство, что Германия, опираясь на условие наибольшего благоприятствования, в силу § 11 Франкфуртского мирного договора, [184] пользовалась – ничего не давая взамен – всеми уступками, которые содержались в договорах, заключенных Францией с другими странами.

Другие государства тоже стали повышать свои тарифы. Так, например, Россия с 1885 г. все более затрудняла ввоз к себе промышленных изделий. Вследствие этого она вместо товаров «ввозила» фабрикаты, необходимые на производство этих товаров.

Соединенные Штаты создали в 1890 г. высоко-протекционистский тариф Мак-Кинли. Австро-Венгрия и Румыния в свою очередь стали затруднять ввоз германских изделий. Таким образом, Германии угрожала опасность, что 1 февраля 1892 г. она столкнется в большинстве стран с высокими общими тарифами, и ввоз ее, КОТОРЫЙ и без того в 80-х годах развивался слабо, в значительной мере сократится. Помимо тех опасностей, которыми повышение пошлин за границей угрожало германскому экспорту, торговая политика, усвоенная в 1879 г., была поколеблена еще переменой настроения и самой Германии. После непродолжительного подъема, экономическое положение Германии стало снова неблагоприятным. Безработица росла; к этому присоединился плохой урожай, охвативший в 1891 г. всю Европу. Россия запретила вывоз хлеба, и германская пошлина, в размере 5 марок за двойной центнер, в тог год впервые полностью выявилась в цене на хлеб. Если бы даже Бисмарк и не получил отставки в 1890 г., то и тогда события 1891–1892 гг. чрезвычайно затруднили бы продолжение прежней торговой политики.

Преемником Бисмарка был граф Каприви. Он решился порвать с прежней автономной торговой политикой и добиться понижения иностранных таможенных ставок для германских промышленных изделий, взамен чего Германия в свою очередь должна была сделать уступки, главным образом, в отношении ввоза сельскохозяйственных продуктов. Было бы неправильно усматривать в этом поворот к свободной торговле. То была лишь попытка устранить уже – начавшиеся и угрожавшие таможенные войны. В 1891 г. Каприви заключил так называемые «декабрьские договоры» с Австро-Венгрией, Бельгией, Румынией и Швецией. По этим договорам Германия понижала пошлины на хлеб с 5 до 3-1/2 марок за 100 килограмм. Кроме того, был понижен ряд других таможенных ставок.

Положение Каприви на посту германского канцлера осложнялось чем, что политические партии, которые отстаивали фритредерскую таможенною политику, являлись в то же время противниками увеличения армии. Германское правительство, когда оно проводило свои законопроекты об усилении армии и флота, должно было опираться на одну партийную группировку, а когда проводило мероприятия, направленные на смягчение таможенной политики, то должно было обращаться к поддержке другой части парламента. В 1893 г. истекал срок закона о численности постоянной армии, и правительство предложило увеличить ее. Граф Каприви [185] надеялся, что буржуазные левые партии, поддерживавшие его торговую политику, одобрят увеличение армии, тем более, что он согласился на сокращение срока военной службы с 3 до 2 лет, на чем уже в течение десятилетий настаивали либералы. Однако, Каприви не встретил поддержки в парламенте. Рейхстаг был распущен. Новые выборы привели к усилению аграрных партий; в феврале 1893 г. в Берлине был учрежден союз сельских хозяев; принявший программу, предложенную бароном Ваненгеймом, Союз ставил себе задачей, не считаться с общеполитическими вопросами и отстаивать то, что он называл экономическими интересами сельского хозяйства.

В новом рейхстаге аграрии приложили нее старания для того, чтобы помешать принятию торгового договора с Россией. Это им не удалось, – договор был принят 10 мая 1894 г., но вместе с тем торговая политика Каприви достигла своего крайнею предела. Ее нельзя было назвать фритредерской, но все же она в течение некоторого времени с успехом стремилась приостановить рост протекционизма.

Последующие годы были годами безудержной аграрной агитации. Первоначально эта агитация находила себе оправдание в том, что с 1894 по 1896 гг. хлебные цены стояли на таком низком уровне, как никогда. Но причиною этому являлись не мероприятия торговой политики, а временное положение мирового рынка. Это не помешало, однако, аграриям с успехом нападать на правительство. Осенью 1894 г. Каприви подал в отставку и был заменен князем Гогенлое. По этому поводу профессор Лоц остроумно заметил: «Подобно тому, как варварские народы убивали своих королей из-за плохого урожая и недостатка дождей, так теперь на том же основании свергают министров».

Торговые договоры, заключенные Каприви, были действительны до 1902 г. До этого времени аграрии были бессильны что-либо предпринять против них и должны были довольствоваться для своей агитации другими объектами. Так называемое «предложение Каница» (Antrag Kanitz) требовало, чтобы имперское правительство монополизировало ввоз хлеба. Кроме того аграрии настаивали на введении двойного денежного обращения (биметаллизма) и требовали изменения закона о биржевых операциях. Правительство уступило им только в последнем пункте и кроме того согласилось на дальнейшее затруднение ввоза иностранного скота.

Главное внимание аграрной агитации сосредоточилось на подготовке нового таможенного тарифа, который должен был вступить в силу по истечении срока торговых договоров. При министерстве внутренних дел была создана «Хозяйственная комиссия для совещания по вопросам о мероприятиях торговой политики». Членами комиссии были лидеры аграрного движения и представители Центрального союза германских промышленников. Потребители, рабочий класс, мелкое крестьянство, ремесленники и мелкая промышленность не были представлены в этой комиссии.

[186] При содействии комиссии германское правительство разработало новый таможенный тариф, который по целому ряду статей вводил значительное повышение пошлин. Правительство пыталось ослабить впечатление, вызванное повышением пошлин, ссылкой на то, что эго только «вооружение» для того, чтобы успешнее вести переговоры с другими государствами. Однако, в отношении хлебных пошлин это было неверно, так как здесь новый таможенный тариф предусматривал по французскому образцу максимальные и минимальные пошлины. Ниже уровня минимальных пошлин нельзя было понизить таможенные ставки. Даже при заключении торгового договора эти пошлины на хлеб составляли для пшеницы 5 1/2 марок, для ржи и овса – 5 марок, а для солодового ячменя – 4 марки. Осуждение тарифа в рейхстаге являло собой, но выражению Шмоллера, «печальное зрелище». Целый год проект обсуждался в так называемой «комиссии болтунов» и вышел оттуда еще и более худшей редакции. Для того, чтобы сломить сопротивление социал-демократов, которые прибегли к обструкция и вносили в пленуме поправки к каждой из более чем тысячи статей тарифа, рейхстаг допустил нарушение своего устава и в ночь на 14 декабря 1902 г. принял таможенный законопроект, оборвав дальнейшие прения.

Этим была разрешена только более легкая часть задачи: теперь предстояло, на основании повышенных ставок, заключить новые торговые договоры. Другие государства последовали дурному примеру Германии и в свою очередь выработали новые автономные таможенные тарифы с повышенными ставками. Хотя германское правительство с самого начала понимало, что со стороны иностранных государств не приходится ожидал, большей предупредительности, тем не менее оно не торопилось заключать торговые договоры. Германское народное хозяйство пребывало в состояния неизвестности, с какого момента начнут действовать повышенные ставки других государств. Как и другие государства, Германия не заявляла о своем отказе от торговых договоров, заключенных Каприви. Они оставались в силе до тех пор, пока не были заключены новые соглашения.

Раньше всего было достигнуто о соглашение с Россией. Это имело место летом 1904 г. По-видимому, русские уполномоченные, под впечатлением неудачной войны с Японией, сочли необходимым подписать новые договоры, несмотря на невыгодное для России повышение сельскохозяйственных пошлин. Им удалось добиться только понижение пошлин на кормовой ячмень до 1,60 марок, т.е. ниже той минимальной ставки, которую принял рейхстаг. После торгового договора с Россией были заключены торговые договоры с Бельгией, Италией, Румынией, Швецией и Сербией и только под конец удалось придти к соглашению с Австро-Венгрией. Из этих договоров наиболее удачным был договор с Бельгией и Италией. так как эти государства были в слабой степени затронуты повышением германских сельскохозяйственных пошлин. Новые договоры [187] были одобрены рейхстагом с феврале 1905 г. и вступили в силу одновременно с новым таможенным тарифом 1 мая 1906 г. Они именовались дополнительными договорами к торговым договорам, которые были заключены соответствующими государствами и 1891–1894 гг. Но это относилось только к внешней форме, потому что по существу содержание их было совершенно иное.

Если сравнить ставки новых автономных тарифов иностранных государств с договорными ставками, ч о может получиться впечатление, что германским уполномоченным удалось добиться значительного понижения ставок, но если эти новые договорные ставки сопоставить с прежними, то окажется, что повсюду имею место повышение ставок, иногда даже весьма значительное и притом не только и договорах с Россией, Австро-Венгрией и Румынией, но также в соглашениях с другими государствами, в частности со Швейцарией.

При оценке действия новых торговых договоров нельзя руководствоваться статистическими данными германского вывоза, а необходимо исследовать, на каких условиях и, в частности, по каким ценам продолжался вывоз товаров и не вызывалось ли повышение вывоза тем, что объединенная в картели экспортирующая промышленность брала с отечественных потребителей более высокие цены, нежели с иностранных.

Следует также учесть то обстоятельство, что некоторые отрасли германской промышленности оказались вынужденными, вследствие предпринятого иностранными государствами повышения промышленных пошлин, открыть за границей свои филиалы. чтобы таким образом обойти пошлины. Эта уловка могла быть, конечно, применена только крупными капиталистическими предприятиями. Мелким предприятиям пришлось частично отказаться от вывоза.

Среди прочих явлений таможенной политики за период 1906–1914 гг. заслуживают внимание, главным образом, отношения с Соединенными Штатами и с Великобританией и ее колониями.

Торговля с Соединенными Штатами страдала от безумно высоких пошлин, которые в Америке доходили до 50 и даже до 80% стоимости товаров. Особенно жаловались химическая, текстильная, конфекционная, кожевенная, керамическая и другие промышленности. К этим высоким пошлинам присоединялась неуверенность в будущем. Экспортер никогда не мог рассчитывать на устойчивость определенных таможенных ставок. В американском таможенном тарифе изменения возможны во всякое время: в конгрессе беспрерывно обсуждаются поправки к таможенному тарифу. Это возможно потому, что Соединенные Штаты ведут так называемую автономную торговую политику и не заключают торговых договоров, которые связывали бы их определенным таможенным тарифом. Еще большее значение, имеет то обстоятельство, что Америка избегает предоставления/я права наибольшего благоприятствования». [188] На ряду с этим для многих отраслей промышленности являлись еще более существенным неудобством та система оплати пошлины, которую применяла Америка.

Соединенные Штаты взимают, главным образом, пошлины со стоимости товаров, при чем в основу берется рыночная цена ввозимого товара. Это понятие рыночной цены ставне импортера в полную зависимость от таможенных чиновников. Для большинства товаров не существует официально установленной рыночной цены. Промышленные изделия большею частью расцениваются применительно к каждому отдельному случаю. Здесь решающим моментом является размер заказа, платежеспособность заказчика, срок платежа и т. д. Многие товары к тому же изготовляются по специальному заказу американских покупателей и в Германии для них вообще не существует определенной цены. Так называемая рыночная цена, из которой исходят при определении размера пошлины, нередко устанавливается американскими таможенными чиновниками совершенно произвольно, причем они предпочитают брать себе высокую цену, не считаясь с ценой, указанной в счете. Процедура, применяемая при проверке счетов на товары, чрезвычайно тягостна для экспортеров. Экспортер должен дать точные указания, из чего слагается стоимость товара, сколько стоит сырье, во что обходится самое изготовление и каков размер прибыли. Американские консульские чиновники, на обязанности которых лежит удостоверение счетов, пользуются этим для того, чтобы таким образом изучить способ производства и особенности сбыта германских промышленных изделии.

В 1900 г. Германия заключила соглашение с Соединенными Штатами, причем гарантировала им таможенные ставки, предоставленные другим государствам по торговым договорам, заключенным ею и 1891–1894 г.г. Когда с 1 мая 1900 г. эти ставки утратили силу, германское правительство заявило Соединенным Штатам о своем отказе or прежнего соглашения. Переговоры относительно заключения нового торгового договора первоначально не дали результата. Применение общего германского тарифа вызывало бы таможенную войну с Соединенными Штатами, которая была бы на руку аграриям, но несомненно больше повредила бы германской внешней торговле, нежели американской, так как Германия получает из Соединенных Штатов необходимое сырье, а вывозит промышленные изделия. Поэтому германское правительство решилось предоставить Соединенным Штатам ставки договорного тарифа в порядке автономного законодательства. Был издан специальный закон, имевший силу до 30 июня 1907 г. Но к этому сроку не сумели придти к полному соглашению, а удалось лишь заключить соглашение временною характера, по которому Германия добилась незначительного уменьшения американских пошлин, и кроме того согласия Соединенных Штатов признавать в качестве рыночной – цену, фактически уплаченную за товары в тех случаях, когда данные товары были выработаны [189] специально для экспорта или для продажи на внутреннем рынке только в ограниченном количестве. Со споен стороны Германия предоставила Соединенным Штатам понижение целого ряда таможенных ставок, хотя и не и полном объеме германского договорного тарифа.

В 1909 г. Соединенные Штаты приняли новин таможенный тариф, который устранял пошлины на сырье и уменьшал пошлины на соответствующие полуфабрикаты и готовые изделия. Но зато попытались пошлины на те отрасли промышленности и, которые признавались еще нуждающимися и покровительстве, а также пошлины на предметы роскоши. Кроме того предусматривалась надбавка в 25% стоимости товара но отношению к странам, которые относились к американскому импорту менее благоприятно, чем к импорту других стран. С введением нового таможенного тарифа Соединенные Штаты объявили 7 февраля 1910 г., что они отказываются от существовавшего в то время торгового соглашения с Германией. Чтобы снова предупредить таможенную войну, Германия предоставила Соединенным Штатам ставки своего договорного тарифа: Соединенные Штаты, с своей стороны, предоставили Германии минимальные ставки нового таможенного тарифа.

Для торговых отношений Германии с Соединенными Штатами открылись более благоприятные перспективы, когда в 1913 г. Соединенными Штатами был принят новый, таможенный тариф, значительно понизивший пошлины. Но вследствие мировой войны он имел для Германии лишь кратковременное значение.

Торговые о сношения Германии с Англией тоже страдали за последние годы перед войной от того, что не удавалось создать твердые договорные соглашения. Причиною этому являлись льготные пошлины которые самоуправляющиеся колонии предоставляют британской метрополии, начиная с конца 90-х годов. С Канадой из-за этого возникла затяжная таможенная война. Канада предоставила весною 1897 г. Англии понижение ставок на 12-1/2% и не потребовала ничего взамен. Вместе с тем она отказалась предоставить такое же понижение другим странам, которые не допускали ее товары к беспошлинному ввозу. Это противоречило англо-германскому торговому договору 1905 г., по которому Англия обязала свои колонии предоставлять Германии право наибольшего благоприятствования. Чтобы выйти из затруднения Англия, не желавшая побудить Канаду изменить ее торговую поли тку, объявила о своем отказе от вышеупомянутого торгового договора. С 30 июля 1898 г. между Англией и Германией не существовало торгового договора, а Германия предоставляла британской метрополии право наибольшего благоприятствования актом автономного законодательства. Сначала это делалось лишь на короткий срок, а с 1909 г. – впредь до отмены. С Канадой Германия до 1910 г. вела таможенную войну, от которой сильно страдал германский экспорт и Канаду. Впрочем, по размерам своим он не [190] был никогда очень значительным. По соглашению, заключенному в 1910 г., Германия предоставила Канаде по целому ряду продуктов ставки своего договорного тарифа. Этим она окончательно признала самостоятельность торговой политики английских колоний.

Германская торговая политика заканчивается в июле 1914 г. Явления торговой политики во время войны и после Версальскою договора еще не относятся к области истории. Мы дадим лишь краткий обзор мероприятий торговой политики Германии с 1914 г. Они не носили систематического характера, а часто принимались под давлением необходимости, без достаточного уяснения того действия, которое они способны были оказать.

Уже 4 августа 1914 г. был объявлен беспошлинный ввоз для зерна, скота, мяса, сала, масла, сыра, яиц, муки, стручковых плодов и т.д. Одновременно с этим были отменены все постановления, затруднявшие ввоз скота и мяса. Впоследствии, во время войны, был издан ряд сначала частичных, а потом и полных запрети ввоза и вывоза для всякого рода товаров.

3акон 21 июня 1921 г. разрешил имперскому правительству временно понижать и отменять пошлины простыми правительственными распоряжениями, т.е. не испрашивая согласия рейхстага. Закон был действителен до 30 июня 1924 г., и правительство широко им пользовалось. На ряду с этим два закона, изданные в 1922 г., допускали в таком же порядке повышение пошлин и установление новых пошлин. Здесь преследовалась цель – затруднить ввоз предметов роскоши.

Облегчение ввоза продовольственных продуктов первоначально предполагалось только на время войны. Ужасное действие, которое оказала британская блокада на продовольствие и состояние здоровья германского населения, заставило сохранить эти льготы и после воины, тем более, что блокада продолжалась некоторое время и по заключении перемирия. Специальный закон 5 апреля 1923 г. постановлял, что отмена таможенных льгот для ввоза зерновых хлебов, скота, мяса и свиного caлa может быть произведена только в законодательном порядке.

К этому присоединилось постановление Версальского договора, согласно которому Германия должна была предоставить державам, подписавшим с нею мирный договор, одностороннее право наибольшего благоприятствования на неограниченный срок, в ч о время как эти страны большей частью затрудняли германский вывоз специальными надбавками к своим пошлинам. Из нейтральных стран многие тоже значительно увеличили свои пошлины. Другие установили в период падения германской валюты дифференциальные пошлины, чтобы парализовать действие инфляции, которая вначале действительно способствовала усилению экспорта из Германии. Когда эти пошлины вступили в силу, обличение экспорта, вызванное падением валюты, уже улетучилось.

Только в августе 1924 г. было отменено постановление Версальского мирного договора об одностороннем благоприятствовании, [191] и тем самым Германия получила возможность, начиная с 1925 г., заключать торговый договоры.

В развитии промышленного импорта за это время наблюдалось следующее: сначала после военной катастрофы продолжался усиленный ввоз с Запада, где таможенные границы и таможенная охрана были устранены революцией и наступавшими вражескими армиями. Эта так называемая «щель на Западе», сквозь которую проникали не только папиросы и шоколад, но и массовые товары. С усилившимся обесценением германских денег к этому еще присоединилось то обстоятельство, что пошлины уплачивавшиеся D обесцененных бумажках все более теряли значение. Возобновление уплаты пошлины в золотой валюте запоздало. Кроме тогo распоряжение последовало без согласования с междусоюзной комиссией. Последняя воспользовалась этим упущением и потребовала отмены пошлин в золотой валюте. К тому же между оккупированной и неоккупированной зоной существовал, созданный французами, внутренний таможенный кордон. Наконец, на западной границе действовал так называемый междусоюзный тариф, в котором 210 ставок были ниже ставок договорного германского тарифа и только 16 ставок предоставляли незначительное повышение. Тариф этот затруднял конкуренцию германских промышленных изделий с иностранными. Вся система торговых лицензий, разрешений для ввоза и вывоза, выдача которых в оккупированной области зависела от контрольного бюро, находившеюся в Эмсе, оказывала такое же действие. Междусоюзный тариф и эта система лицензий были отменены осенью 1924 г.