3. Процессы глобализации и проблемы открытости национальных экономик.
Глобализация в ее исторической динамике представляет собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству обуславливающих преодоление гос барьеров на пути движения капитала, услуг и товаров рост роли наднациональных институтов регулирования экономики. На первый план вышли проблемы "открытости" нац. экономики, так как к новой системе открытого, глобализующегося мира различные народы и гос-ва подошли неодинаково подготовленными, значительно отличающимися по своему экономическому, военно-стратегическому и информационному потенциалу. Встреча более и менее развитых, более и менее защищенных народов в складывающемся открытом мировом пространстве чревата новыми потрясениями и коллизиями. Не случайно наиболее последовательными адептами глобализма, пропагандирующими идею единого открытого общества без барьеров и границ, сегодня выступают индустриально развитые страны, усматривающие в ослаблении былых суверенитетов новые возможности для своей экономической, геополитической и социокультурной экспансии. В ответ на это менее развитые страны проявляют подозрительное отношение к процессу глобализации и либеральной концепции мирового открытого общества, противопоставляют им разного рода защитно-протекционистские механизмы. В этом проявляются реальные противоречия процесса глобализации. Противоречия глобализации касаются не только информационных и культурных отношений, а также связаны и с появлением новых финансово- экономических, политич. и военных технологий, способных подрывать национальный суверенитет в вопросах, затрагивающих основы существования людей, их повседневную обеспеченность и безопасность. Значительно увеличилась экономическая мощь ТНК, чьи финансовые возможности часто превышают потенциал многих стран. Открытая национальная экономика имеет следующие свойства: Открытая экономика основывается на кооперативной деятельности экономических субъектов - обмене, кооперации и конкуренции; экономика динамична, постоянно изменяется, не равновесна; открытой экономике присущ самоорганизованный характер; в открытой экономике преобладают рыночный и этический типы связи компонентов; компоненты открытой экономики также носят открытый характер.
- 1. Структура и основные группы стран в мировой экономике.
- 2. Институциональное устройство мировой экономики.
- 3. Процессы глобализации и проблемы открытости национальных экономик.
- 4. Интеграционные процессы в мировой экономике.
- 5. Региональная экономическая интеграция.
- 6. Транснационализация в мировой экономике.
- 7. Государственное регулирование экономики
- 8.Международная торговля: формы, направления, либерализация.
- 9. Влияние торговли на распределение доходов.
- 11. Инструменты торговой политики.
- 12.Международная торговля и Экономический рост.
- 13. Мировая цена. Условия торговли
- 14. Демпинг
- 16.Современные формы стимулирования экспорта.
- 17. Нетарифные ограничения торговли, их виды и цели.
- 18. Современная модель экономики сша.
- 19. Международная миграция рабочей силы: формы, направления.
- 20. Мировые финансовые рынки.
- 21.Международное движение капитала
- 24.Цели и последствия зарубежного инвестирования.
- 23. Иностранные инвестиции в мировой экономике.
- 25. Международный кредит и его формы.
- 26. Особенности социального рыночного хозяйства в Германии.
- 27. Мировой рынок услуг.
- 28. Модель экономики Франции.
- 29. Модель экономического развития Великобритании.
- 30.Опыт латиноамериканских стран.
- 31. Нис (новые индустриальные страны) в мировой экономике.
- 33. Модель национальной экономики Японии.
- 34.Проблемы внешней задолженности.
- 35. Структура платёжного баланса, его влияние на экономику страны.
- 36. Закон одной цены и ппс (паритет покупательной способности)
- 38. Модель экономического развития Южной Кореи.
- 39.Факторы развития и дифференциации развивающихся стран
- 40.Формирование экономической модели Китая.
- 41. Страны цве (Центральной и Восточной Европы) в мировой экономике.
- 42. Тнк и Трансфертное ценообразование.
- 43. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
- 44. Стратегии международного маркетинга.
- 45. Внешнеэкономическая политика государства.
- 46. Валютная политика государства
- 47. Регулирование вэд в России и зарубежных странах.
- 48.Свободные экономические зоны (сэз) и оффшоры.
- 49. Место России в международном разделении труда.
- 50.Международная конкуренция и конкурентоспособность. Теория Портера.
- 51. Деятельность международных экономических организаций в мировой экономике.
- 52.Роль гатт и вто в либерализации международной торговли.