Классификация контрагентов на мировом рынке
Одним из основных условий успешного осуществления международных торговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента) Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
В зависимости от целей и характера деятельности контрагентов на мировом рынке можно разделить на 4 категории:
Фирмы.
Государственные органы и организации (министерства и ведомства).
Союзы предпринимателей.
Международные экономические организации системы ООН.
Большая часть международных торговых операций осуществляется фирмами. Рассмотрим подробнее эту категорию.
Термин "фирма" (в переводе с итальянского означает подпись на деловом документе) применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента, преследующего коммерческие цели. Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли.
В странах с рыночной экономикой отработана четкая система классификации фирм. Они классифицируются по ряду критериев:
по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций;
по правовому положению;
по характеру собственности;
по принадлежности капитала и контролю;
по объему операций;
по характеру хозяйственных отношений и целям объединения.
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций фирмы могут быть промышленными (если более 50% оборота составляет собственная продукция), сельскохозяйственными и агропромышленными (осуществляют переработку и сбыт основных видов продукции фермерских хозяйств), торговыми (осуществляют внешнеторговые операции по купле-продаже товаров и услуг), транспортными (обеспечивают перевозку товаров по внешнеторговым сделкам), страховыми (выполняют операции страхования), инжиниринговыми (предоставляют комплекс услуг инженерно-технического характера), туристическими (предметом торговли являются туристические услуги) и т.д.
Что касается правового положения, то надо отметить следующее. Каждая фирма, которая участвует в хозяйственной деятельности, относится к определенной правовой форме и действует в соответствии с нормами гражданского и торгового права своего государства. Знание правового положения фирмы дает ответы на следующие вопросы:
кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы?
кто оплачивает долги фирмы в случае ее банкротства?
кто имеет право заключать контракты от имени фирмы (т.к., если ее представитель превысил свои полномочия, то фирма имеет право отказаться от выполнения своих обязательств по данной сделке)?
Правовая форма определяет ответственность и правомочность пайщиков фирмы, формы отчетности, порядок налогообложения полученной прибыли, порядок ликвидации фирмы и ряд других аспектов, которые необходимо знать при установлении деловых отношений с фирмой.
По правовому положению фирмы подразделяются на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, разные формы товариществ, индивидуальные предприниматели или коммерсанты. Главные отличия между основными юридическими формами состоят:
в праве собственности на капитал;
в присвоении дивидендов;
ответственности по обязательствам.
Хотелось бы отметить, что в соответствии с нормами гражданского и торгового права отдельных государств, правовые формы отличаются и имеют свои специфические особенности.
Наименование фирмы обязательно должно содержать указание на ее правовое положение. Фирма, по правовому положению аналогичная обществу с ограниченной ответственностью Республики Беларусь и зарегистрированная в Германии, в своем названии содержит аббревиатуру GmBH, в Великобритании – Ltd., в Нидерландах – BV, во Франции – SARL или SaRL, в Италии – SRL или S.r.l., в Венгрии – Kft., в Польше – Spzo.o., в Чехии и Словакии – S.R.O. Для акционерных обществ приняты следующие указания на правовое положение фирмы: в Германии, Австрии -AG, во Франции – S.A., в Великобритании, США – Co., Inc.
В международной торговле достаточно часто встречаются фирмы с указанием на правовое положение LLC (Limited Liability Company). Такие фирмы, как правило, зарегистрированы в оффшорных зонах, и, в частности, в штате Делавер (США). Они представляют собой товарищества, доходы которых облагаются налогами только после перераспределения между действующими владельцами и декларируются как их личные доходы. Привлекательность фирм LLC состоит в том, что их владельцы получают доход без вычета федеральных налогов США (т.е., нет высоких корпоративных налогов, есть только личные).
По характеру собственности фирмы подразделяются на частные, государственные и кооперативные.
По принадлежности капитала и контролю различают национальные, иностранные и смешанные.
По объему операций фирмы делятся на крупные, средние и мелкие (малые), в зависимости от количества работающих и оборота, причем в разных странах эти критерии неодинаковы. Так, например, в Германии к малым фирмам – до 49 человек работающих, средние – от 49 до 500 человек. В США к малым относятся фирмы с количеством работающих до 499 человек, к средним – свыше 500 человек. В странах Европейского Союза: малые фирмы – до 49 человек, средние – от 50 до 249 человек работающих.
По характеру хозяйственных отношений и целям объединения – это могут быть картели, тресты, концерны, холдинги. На международных рынках действуют крупные ТНК, которые создают в различных странах сбытовые, производственные, экспортные дочерние компании (юридически самостоятельные, но под строгим контролем материнской компании), которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов.
Государственные органы и организации. Они обычно не преследуют коммерческих целей в отличие от государственных фирм. В коммерческих операциях могут принимать участие лишь те министерства и ведомства, которые имеют специальное разрешение правительства. Например, в США – это Управление государственным имуществом, которое производит закупки и распродажи стратегических материалов, а также осуществляет продажу на внешнем рынке серебра из запасов правительства США. В Англии – это Министерство торговли и промышленности, в Индии – Министерство обороны и Министерство сельского хозяйства, через которое осуществляется 90% импорта сельскохозяйственной продукции.
Союзы или объединения предпринимателей. От фирм они отличаются тем, что целью их деятельности является не получение прибыли, а представление групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. Например, в Южной Корее существует Корейская международная торговая ассоциация. В ведении союзов предпринимателей находятся вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и т.д. Могут быть отраслевые, территориальные союзы и союзы по роду деятельности (торговые, промышленные, туристические и т.д.).
В ряде стран (Япония, Швеция, Франция) отраслевые союзы предпринимателей выступают как представители отрасли. Большая часть союзов не осуществляет торговых операций, но, например, в Финляндии существуют 4 союза, имеющие монопольное право на экспорт продукции лесобумажной промышленности от имени своих участников.
В Республике Беларусь создан Белорусский союз предпринимателей и ряд других.
Международные экономические организации системы ООН выступают на мировом рынке как крупные покупатели товаров и услуг. Среди них крупнейшими организациями по купле-продаже товаров и услуг на мировом рынке являются ПРООН (Программа развития ООН) и ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию).
За счет целевых добровольных взносов государств – участников системы технического сотрудничества в рамках ООН образуются (формируются) фонды финансирования ПРООН. Государства могут производить поставки оборудования и материалов в качестве взносов. ПРООН регулирует объем и направление средств по оказанию многосторонней экономической и технической помощи. В основном за счет финансирования ПРООН осуществляется строительство инвестиционных объектов (на суммы более 10 млн долларов США). ПРООН в этом случае берет на себя выполнение "проектов техпомощи" на условиях контракта субподряда с государственными органами или частными фирмами развивающихся стран. Непосредственными исполнителями проектов выступают другие специализированные организации системы ООН: ЮНИДО, ЮНЭП (Программа по охране окружающей среды), МОТ (Международная организация труда), ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН).
- Внешнеэкономическая деятельность
- Содержание
- Тема 1. Внешнеэкономические связи республики беларусь 6
- Тема 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике беларусь 20
- Тема 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000 125
- Тема 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле 138
- Тема 1. Внешнеэкономические связи республики беларусь Лекция 1. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- Понятие и сущность «внешнеэкономических связей» и «внешнеэкономической деятельности»
- Формы внешнеэкономических связей
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Товарная структура экспорта в 2007 году
- Товарная структура импорта в 2007 году.
- Контрольные вопросы к теме №1:
- Тема 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике беларусь Лекция 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
- Формы и методы государственного регулирования в контексте мирового опыта
- Система органов регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
- Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
- Тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь
- Нетарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №2:
- Тема 3. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия Лекция 3. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- Организация внешнеэкономических служб предприятия
- 2. По товарно-отраслевому принципу.
- 3. По географическому принципу.
- 4. По группам потребителей или рыночным сегментам.
- Контрольные вопросы к теме №3:
- Тема 4: международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация Лекция 4. Международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация
- Сущность и основные виды международных коммерческих операций
- Международная торговая сделка
- Унификация правил и условий международной торговли
- Контрольные вопросы к теме №4:
- Тема 5. Торговые партнеры на зарубежных рынках Лекция 5. Торговые партнеры на зарубежных рынках
- Классификация контрагентов на мировом рынке
- Критерии и принципы выбора страны и фирмы контрагента
- Источники информации о фирмах – контрагентах
- 1. Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.
- 2. Информация, публикуемая самими фирмами.
- 3. Информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями.
- 5. Сеть Интернет.
- Досье и информационная карта фирмы
- Контрольные вопросы к теме №5:
- Тема 6. Процедуры и техника внешнеторговых операций Лекция 6. Процедуры и техника внешнеторговых операций
- Основные этапы внешнеторговых сделок и особенности подготовительного этапа
- Коммерческие предложения (оферты) и виды оферт
- Запросы (заказы) и выставки-ярмарки как инструмент заключения внешнеторговых сделок
- Внешнеторговый договор купли-продажи
- Источники правового регулирования договора купли-продажи
- Контрольные вопросы к теме №7:
- Тема 8. Структура и содержание внешнеторгового договора купли-продажи Лекция 8. Структура и содержание внешнеторгового договора купли-продажи
- Факторы, влияющие на структуру и содержание договора
- Содержание статей договора Вводная часть (преамбула)
- Предмет договора
- Количество
- Срок и дата поставки
- Цена и общая сумма договора
- Базисные условия поставки
- Качество товара
- Условия платежа
- Упаковка и маркировка
- Сдача-приемка
- Страхование
- Претензии (рекламации)
- Санкции
- «Форс-мажор» или обстоятельства непреодолимой силы
- Решение споров или арбитраж
- Другие условия договора
- Контрольные вопросы к теме №8:
- Тема 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000 Лекция 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000
- Сущность базисных условий поставки, цель и задачи incoterms
- Структура incoterms-2000
- Краткое содержание базисных условий поставки по incoterms-2000
- Контрольные вопросы к теме №9:
- Тема 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле Лекция 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле
- Сущность, преимущества и эффективность торгово-посреднических операций
- Виды торгово-посреднических операций и торговых посредников
- Условия работы посредников на рынках
- Контрольные вопросы к теме №10:
- Приложение 1 Конвенция оон о договорах международной купли-продажи
- Часть I. Сфера применения и общие положения
- Глава I. Сфера применения
- Глава II. Общие положения
- Часть III. Купля-продажа товаров
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Обязательства продавца
- Раздел I. Поставка товара и передача документов
- Раздел II. Соответствие товара и права третьих лиц
- Раздел III. Средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом
- Глава III. Обязательства покупателя
- Раздел I. Уплата цены
- Раздел III. Средства правовой защиты в случае нарушения договора покупателем
- Глава IV. Переход риска
- Глава V. Положения, общие для обязательств продавца и покупателя
- Раздел I. Предвидимое нарушение договора и договоры на поставку товаров отдельными партиями
- Раздел II. Убытки
- Раздел III. Проценты
- Раздел IV. Освобождение от ответственности
- Раздел V. Последствия расторжения договора
- Раздел VI. Сохранение товара
- Часть IV. Заключительные положения
- Приложение 2 Вариант контракта международной купли-продажи на русском и английском языках
- Приложение 3
- I. Общая характеристика фирмы
- II. Финансово-экономические показатели
- III. Руководящий состав фирмы
- IV. Деловая характеристика фирмы
- V. Характеристика представителя фирмы
- Деловая характеристика
- Личные качества
- Литература
- Основная литература:
- Дополнительная литература: