logo search
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / АФАНАСЬЕВ / Основы внешнеэк

5.4. Международная техническая кооперация

Помимо перечисленных в последние годы получили распро­странение и другие интеграционные формы, пока не завершившие организационного оформления. К ним можно отнести объединение усилий развивающихся стран в различных сферах воздушного транспорта — это создание технических пулов, совместных стан­ций технического обслуживания, совместных баз по наземному обслуживанию авиакомпаний, объединенных предприятий бортпитания и т.д. Так, в рамках региональной Африканской Ассоциа­ции (АФРАА) было организовано 17 совместных станций техобслуживания со складами запчастей для самолетов «Боинг-727» и «Боинг-737» для авиакомпаний, входящих в технический пул. В дальнейшем к техническому пулу АФРАА присоединились авиакомпании «ТААГ-Ангола Эйрлайнз», «ЛАМ-Мозамбик Эйр­лайнз», «Эйр Алжери», «Эйр Гини» и «Эйр Джибути», и количе­ство станций совместного обслуживания увеличилось до 22, Потенциал технического пула АФРАА значительно расширился, когда были разработаны в рамках АФРАА общие спецификации на обслуживание самолетов «Боинг-737», «Боинг-747», «Боинг-767», ДС-10, А-310. Позже к пулу присоединилась «Эфиопиэн Эйрлайнз» и «Иджиптэйр», которые приобрели самолеты «Боинг-767». 14 авиа­компаний — членов АФРАА, летающие в Лондон, и 12 — в Па­риж, организовали в этих пунктах совместные станции наземного и технического обслуживания. Намечается дальнейшее расшире­ние международного сотрудничества между авиакомпаниями в рамках АФРАА по совместному использованию экипажей, выпол­няющих полеты на международных воздушных линиях.

В рамках Организации арабских авиаперевозчиков (ААКО) ус­тановлено международное сотрудничество в области совместной подготовки пилотов. ААКО разработала универсальные програм­мы подготовки и тренировки, решается вопрос о создании единого центра подготовки персонала для арабских авиакомпаний. Осуще­ствляется кооперация в сфере технического обслуживания и ре­монта самолетов. Так, ливанская авиакомпания МЕА осуществляет профилактический ремонт самолетов «Боинг-747» для всех авиа­компаний — членов ААКО, авиакомпания «Саудиа» концентриру­ет свои усилия на ремонте самолетов Л-1011, авиакомпания «Кувейт Эйруэйз» специализируется на ремонте аэробусов А-300 иА-310. Намечается и специализация в области профилактики и ремонта авиадвигателей. Так, «Саудиа» занимается всеми двигате­лями фирмы «Роллс-Ройс», «Кувейт Эйруэйз» — двигателями фирмы «Пратт-Уитни», иорданская «Алия» вместе с «Кувейт Эй­руэйз» специализируется на ремонте радиоэлектронного оборудо­вания самолетов авиакомпаний — членов ААКО. Авиакомпания «Галф Эйр» уже осуществила строительство технического центра в Абу Даби, включающего гигантский ангар, способный одновре­менно размещать два широкофюзеляжных и три узкофюзеляжных самолета. В этом центре обслуживаются самолеты на кооператив­ных началах.

Намечается дальнейшее углубление международного сотруд­ничества и в создании автоматизированной системы резервирова­ния и управления отправками пассажиров и грузов в рамках ААКО, с тем чтобы в дальнейшем ее члены не были зависимыми от иностранных компаний. Намечается также совместное строи­тельство пассажирских аэровокзалов, станций совместного назем­ного обслуживания в крупных иностранных аэропортах (например в Лондоне), в которых одна из авиакомпаний — членов ААКО бу­дет проводить наземное обслуживание самолетов всех членов ААКО, а в других городах — другая авиакомпания и т.д.

Таким образом, и среди развивающихся стран усиливают» процессы международного сотрудничества, направленные на по­вышение эффективности их авиатранспортной деятельности в обеспечение независимости от крупных мировых авиакомпаний.

Одним из новых направлений международного экономическо­го сотрудничества в форме технической кооперации между Вос­током и Западом является переоснащение самолетов российского производства авиадвигателями западных фирм. В качестве приме­ра можно рассмотреть три проекта, два из которых уже выполне­ны. Еще в середине 1990 года между КБ им. А. Н. Туполева и британской двигателестроительной фирмой «Роллс-Ройс» было достигнуто соглашение об оснащении нового самолета Ту-204 двигателями фирмы «Роллс-Ройс» РВ 211-535. Уже через два года, в августе 1992 года, после подписания соглашения первый самолет Ту-204 с двигателями РВ 211-535 был представлен на аэрокосми-ческом салоне в Фариборо. Самолет имел исключительный успех из-за его аэродинамических и экономических характеристик и вы­зывал значительный коммерческий интерес на Западном рынке, Для его маркетинга и продажи за свободноконвертируемую валю­ту было создано российско-британское совместное предприятие «БРАВИА». Его учредителями стали с российской стороны КБ им, А. Н. Туполева и акционерное общество по производству самоле­тов «Авиастар», а с британской стороны фирма «Роллс-Ройс» из­брала своего партнера — банковскую корпорацию «Роберт Флеминг энд Ко», которая в свою очередь образовала инвестици­онный фонд, известный как «Флеминг Раша Инвестмент Корпо-рэйшн» (ФРИК).

Ассоциация «Ильюшин» подписала соглашение с американ­ской фирмой «Пратт-Уитни» об установке их двигателей на само­леты Ил-96. После осуществления проекта новый самолет Ил-96М должен был бы иметь дальность полета свыше 12 тыс. км. Однако, к сожалению, этот проект не получил завершения.

Департаментом авиационной промышленности России и аме­риканской самолетостроительной корпорацией «Боинг» подписано соглашение о создании объединенного научно-исследовательского центра в России и о совместной разработке проекта сверхзвуково­го пассажирского самолета XXI века.

Обсуждались также проекты трехстороннего сотрудничества — Россия, США и Израиль по оснащению российских самолетов американскими двигателями и израильской авиаоникой (авиационным радиоэлектронным оборудованием). Однако этот проект в связи со смертью д-ра Арманда Хаммера остался незавершенным.

Другим примером авиационного сотрудничества является со­вместная разработка нового учебно-тренировочного самолета УТС-ЯК с двигателями «СНЕКМА», а также сверхзвукового пас­сажирского самолета для бизнесменов на 14 мест российской фирмой ОКБ им. П. О. Сухого и американской фирмой «Гольфстрим». Кроме того французская фирма «СНЕКМА» проявляет го­товность к сотрудничеству с двигателестроителями России, в частности, с пермским объединением «Авиадвигатель», где созда­на силовая установка ПС-90А2, по своим параметрам уже не усту­пающая лучшим мировым образцам. После совместной доработки в результате совместных усилий французской и российской фирм в области маркетинга, ремонта и обслуживания этот двигатель вполне сможет конкурировать с подобной продукцией западных фирм. Уже ведутся переговоры об установке доработанных двига­телей ПС-90А2, получающих международную сертификацию, на самолет А-340 европейского консорциума «Эрбас Индастри».

Следует отметить, что фирма «СНЕКМА» первой из иностран­ных фирм вступила в российскую Ассоциацию авиадвигателестроения. Вступили в нее, ставшую, таким образом международной, английская фирма «Роллс-Ройс» и канадская

мдс.

Помимо этих проектов уже действуют некоторые совместные авиационные проекты, например русско-немецкая разработка про­екта самолета с двигателями на водородном (экологически чистом и с неорганиченными запасами топлива на земле) топливе. В этом проекте участвуют пятнадцать фирм, в том числе КБ им. А. Н. Ту­полева, КБ им. Кузнецова, фирма «Дорнье» и другие, включая Ин­ститут физики Макса Планка.

Из этих примеров видно, что российские авиаторы сделали ве­сомую заявку на интеграцию в мировой, довольно плотно запол­ненный рынок авиационной продукции. Кроме финансовых выгод это является важным шагом на пути дальнейшего укрепления ме­ждународного экономического сотрудничества в этой сфере.