2. Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает в себя многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения , выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.
К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран.
Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).
Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
Ø Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
Ø Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
Ø Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерства по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.
- 2. Понятие валюты и валютного резерва
- 3. Понятие международных счетных единиц
- 4. Валютная система России
- 2. Парижская валютная система и ее характеристика.
- 3. Генуэзская валютная система и ее характеристика.
- 4. Бреттон-Вудская валютная система и ее характеристика.
- 5. Ямайская валютная система т ее характеристика.
- Лекция 3. Роль золота в мировой валютной системе
- 2. Рынки золота.
- 3. Операции с золотом.
- 4. Золотые аукционы.
- Лекция 4. Валютный рынок
- 2. Рынки евровалют и еврокапитала
- 3. Региональные валютные рынки.
- 4. Валютные биржи.
- 5. Понятие эффективности валютного рынка.
- 2. Валютный рынок России и его особенности.
- 3. Роль государства на валютном рынке
- 4. Свободный флоатинг
- 5. Фиксированные валютные курсы
- 6. Переход к управляемому флоатингу
- 7. Вмешательство государства в систему валютных курсов
- 1. Понятие и классификация валютных операций.
- 2. Валютная позиция. Понятие короткой и длинной валютной позиции.
- 3. Наличные сделки. Валютные операции с немедленной поставкой (спот).
- 4 Срочные сделки с иностранной валютой.
- 5. Фьючерсные сделки Сходство между форвардными и фьючерсными сделками и различия между ними. Рынок фьючерсов
- 6. Опционные сделки
- Лекция 7. Валютные риски и защитные оговорки
- 2. Управление валютным риском
- 3. Проблемы управления валютным риском
- 4. Защитные оговорки.
- Лекция 8. Валютные орграничения
- Понятие валютного регулирования. Валютные ограничения.
- 2. Валютное законодательство России.
- Понятие валютного регулирования. Валютные ограничения.
- 2. Валютное законодательство России.
- Лекция 9. Международные расчеты
- 2. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых сделок.
- 3. Формы международных расчетов.
- Лекция 10. Валютная политика
- 1. Рыночное и государственное валютное регулирование. Понятие валютной политики.
- 2. Формы валютной политики.
- Рыночное и государственное валютное регулирование. Понятие валютной политики.
- Формы валютной политики.
- Лекция 11. Международный кредит
- 2. Функции международного кредита.
- 3. Роль международного кредита в развитии производства.
- Лекция 12. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
- 2. Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
- 3. Важнейшие организации в международных валютно-кредитных отношениях и характеристика их деятельности.
- Группа Всемирного банка
- Мбрр — Всемирный банк
- Список использованных источников