logo search
УМК - Торгово-экономические отношения

Раздел V. Определение страны происхождения товара

Статья 25. Цель определения страны происхождения товара

Страна происхождения товара определяется с целью осу­ществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Указанные в настоящем Законе принципы определения стра­ны происхождения товара основываются на существующей международной практике.

Порядок определения страны происхождении товара уста­навливается Правительством Российской Федерации па осно­вании положений настоящего Закона.

Статья 26. Страна происхождения товара

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим Законом.

При этом под страной происхождения товара может пони­маться группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

Статья 27. Товар, полностью произведенный в данной стране

Товарами полностью произведенными в данной стране, считаются:

а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

д) произведенная и ней проекция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

е) продукция морского промысла, добытая и (или) произве­денная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом произ­водственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пунктах "а " - "з" настоящей статьи.

Статья 28. Критерии достаточной переработки товара

1. Если в производстве товара участвуют две и более стра­ны, происхождение товара определяется в соответствии с кри­териями достаточной переработки.

2. Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из пер­вых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

- операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

- операции по подготовке товаров к продаже и транспорти­ровке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

- простые сборочные операции;

- смешивание товаров (компонентов) без придания полу­ченной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

2. В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны происхождение товара особо не оговаривается, приме­няется общее правило, в соответствии с которым товар счита­ется подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков.

3. Критерии достаточной переработки для конкретных то­варов и стран устанавливаются и применяются на основании настоящего Закона в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Определение страны происхождения товаров при их поставке партиями

Товары в разобранном или несобранном виде, поставляе­мые несколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной парти­ей, а также в случаях, если партия товара разбита на несколь­ко партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желаниию декларанта как единый товар при определении стра­ны происхождения.

Условием применения этого правила является:

- предварительное уведомление таможенного органа Российской Федерации о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификацией каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;

- документальное подтверждение ошибочности разбивки то­вара на несколько партий;

- поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;

- ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост);

- поставка всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее подачу в отношении первой партии.

Статья 30. Подтверждение происхождения товара

1. В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.

2. При вывозе товаров с таможенной территории Россий­ской Федерации сертификат о происхождении товара в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано в соответст­вующих контрактах в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами Россий­ской Федерации, выдается уполномоченным на это органом.

3. При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:

- на товары, происходящие из стран, которым Российская Федерация предоставляет преференции по таможенному тарифу;

- на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности:

- если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, а также законодательством Российской Федерации и области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации;

- в случаях, когда и представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа Российской Федерации есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Статья 31. Сертификат о происхождении товара

1. Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и должен содержать:

а) письменное заявление отправителя о том, что товар удов­летворяет соответствующему критерию происхождения;

б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

2. Сертификат о происхождении товара представляется вме­сте с таможенной декларацией и другими документами, пред­ставляемыми при таможенном оформлении. При утрате серти­фиката принимается его официально заверенный дубликат.

3. В случае возникновения сомнений относительно безупреч­ности сертификата или содержащихся в нем сведений, вклю­чая сведения о стране происхождения товара, таможенный ор­ган Российской Федерации может обратиться к органам, вы­давшим сертификат, или к компетентным организациям стра­ны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

4. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены в случаях, установлен­ных настоящим Законом, надлежащим образом оформленный сертификат происхождения или запрошенные сведения.

Статья 32. Основание для отказа в выпуске товара

1. Таможенный орган Российской Федерации может отка­зать в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных оснований пола­гать, что он происходит из страны, товары которой не подле­жат выпуску в соответствии с международными соглашения­ми, участником которых является Российская федерация, и (или) законодательством Российской Федерации.

2. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу.

3. Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа Российской Федерации.

Статья 33. Дополнительные положения, относящиеся к оп­ределению страны происхождения товара

1. К товарам может применяться (восстанавливаться) ре­жим наиболее благоприятствуемой нации или преференциаль­ный режим при условии получении надлежащего удостовере­ния об их происхождении не позднее чем через год с даты осу­ществления таможенного оформления.

2. При определении страны происхождения товаров проис­хождение используемых для их производства энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

3. Особенности определения страны происхождения това­ров, ввозимых на таможенную территорию Российской Феде­рации из третьих стран, включая порядок применения правила "прямой отгрузки и непосредственной закупки", а также вво­зимых с территорий свободных таможенных зон и свободных складов, расположенных на территории Российской Федера­ции, устанавливаются Правительством Российской Федерации.