5. Сравнительный анализ внешнеэкономической политики сша, ес и Японии.
США. После Второй мировой войны: политика гегемонизма: налаживание принципа свободной торговли для других стран при сохранении свободы манёвра для себя. Общие особенности ВЭП. 1)высокая степень политизированности: ВТП рассматривается в подчинении стратегическим интересам США: доминирование, обеспечение конкурентоспособности, экономический рост. 2)провозглашение принципа свободы торговли (по сравнению с другими странами), т.к. является важным условием для обеспечения свободного доступа американских товаров на зарубежные рынки. 3)главенствующее значение вопросов экспорта. 4)жёсткая защита национальных интересов, «агрессивный протекционизм». Причины либерального курса (к п. 2): 1)безусловное превосходство в торговле товарами, сфере инвестиций, финансов; 2)повышение роли наукоёмких отраслей и услуг в экономике; 3)необходимость постоянного поддержания конкуренции на внутреннем рынке; 4)необходимость притока дешёвых импортных компонентов (для производства своей продукции). «Агрессивный протекционизм». В 70-х гг. провозглашался переход от свободной к «управляемой» торговле, который предусматривал расширение протекционизма. По мнению США, другие страны ведут себя несправедливо, если у США имеется торговый дефицит с этой страной. Следовательно, любые меры против этих стран оправданы. В конце 80-х гг. – «управляемая» торговля: для регулирования объёмов торговли заключаются межправительственные соглашения. Добровольные экспортные ограничения: страна-импортёр (США) заключает со страной-контрагентом (Япония) договор, что японцы не будут экспортировать автомобилей больше, чем, например, 100 тысяч. Добровольные соглашения по расширению импорта означали переход к «агрессивному» протекционизму. Принцип односторонности: возможность принятия односторонних действии против отдельных стран и компаний. Раздел 301 закона о торговле 74 г.: оправдываются применения нетарифных мер против несправедливой торговой практики стран. 88 г.: расширение 301 раздела по интеллектуальной собственности. «Супер раздел 301»: список стран, осуществляющих несправедливую торговую практику. Примеры несправедливой торговой практики: субсидирование экспорта, использование принудительного детского труда, отказ от защиты интеллектуальной собственности.
Япония. ВТП Японии. Система контроля и регламентирования внешнеторговых операций. Активное участие государства. Основная цель государственного регулирования внешнеторговых связей – обеспечение благоприятных внешних условий для экономического роста Японии. 1)Создание эффективной правовой основы для внешней торговли. 2)Улаживание торговых конфликтов с основными партнёрами, предоставление гарантий. Основной законодательный акт – Закон о валютном обмене и внешней торговле. Там официально декларируется приверженность свободной торговле. Однако предусмотрено применение минимально необходимых мер регулирования. Разветвлённая сеть государственных органов. Ведущий орган – Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТИ). Экспорт. Принцип экспорта товаров в условиях минимально возможного уровня ограничений. Возможные меры ограничительного характера экспорта: лицензирование экспорта; эмбарго (МЭТП в случае, если признает наличие безотлагательной необходимости, может наложить эмбарго на период, не превышающий одного месяца, на определённые товары или товары, предназначенные для поставок в определённые страны). Товары, на экспорт которых требуется получение лицензии: 1)стратегические товары (экспорт тутового шелкопряда, риса, пшеницы, ячменя, удобрений, леса и других товаров, которыми должен бесперебойно обеспечиваться внутренний рынок страны); 2)материалы и оборудование для производства ракет; 3)материалы и оборудование для производства химического оружия; 4)оружие и вооружение. Меры содействия экспорту: льготное финансирование, льготное налогообложение и страхование. Две системы льготного обложения: 1-предусматривает освобождение от налогов части поступлений от экспортных сделок мелких и средних фирм. 2- направлена на стимулирование экспорта патентов и лицензий. Она освобождает от налогов часть доходов компаний (от 8 до 28%) при продажах технологий и технической документации. Госстрахование экспорта наиболее распространено по сравнению с другими странами. Импорт. Тарифные ограничения. В Японии установлен довольно низкий ‑ по сравнению с другими развитыми странами ‑ импортный тариф. Для сравнения: средневзвешенная ставка тарифа на промышленные изделия в развитых государствах составляет 6,3% (США 4,6%, в ЕС 5,7%, в Канаде 9%, а в Японии 3,9%). Самые высокие ставки — иногда выше 100% — установлены для обуви, одежды и продовольственных товаров. Нетарифные ограничения. Запрет на импорт ряда товаров; требование о получении предварительного одобрения МЭТП; требование о получении предварительного подтверждения отраслевого министерства; требование о представлении специальных документов на стадии таможенной очистки; установление специальных требований в отношении ряда товаров. Реальный доступ иностранных товаров на японский рынок ограничивается: предъявлением законодательно установленных технических и санитарных требований к товару (соответствие обязательным стандартам, большинство которых не переведены с японского на иностранные языки), к его упаковке (ввоз в страну товаров, для упаковки которых использованы «ненадёжные» материалы запрещён), маркировке (четыре категории товаров в обязательном порядке должны иметь ярлыки: текстиль, электроприборы и электроаппараты, изделия из пластмассы, продукты питания и некоторые виды бытовых потребительских товаров), нормам санитарного или ветеринарного контроля. На протяжении длительного времени в отличие от большинства стран-членов АТЭС и ВТО Япония отказывалась от подписания двусторонних и субрегиональных соглашений о свободной торговле, отдавая предпочтение созданию механизмов многостороннего регулирования. В мае 2000 г. МЭТИ впервые за многие годы заявило о переориентации своей политики на заключение двусторонних торговых соглашений. Рис – стратегический товар, высокий уровень субсидирования с/х (выше США, ниже ЕС), большая регулирующая роль государства в экономике в целом.
ЕС. Основная характерная черта ВЭД: страны группировки ориентированы на свой регион и, прежде всего, на участников группировки. 60% ‑ страны ЕС, 70% ‑ страны ЕАСТ. Принципы ТП ЕС: принимать участие в создании системы гармоничных международных торговых отношений и постепенно устранять торговые барьеры в мировой торговле; содействие усилению конкурентоспособности европейских государств и их фирм путём устранения взаимных торговых барьеров. Единые действия. 1)Изменение тарифных ставок единого таможенного тарифа ЕС (3,8% промышленные товары). 2)Заключение тарифных и торговых соглашений. 3)Осуществление мер по либерализации торговли. 4)Принятие защитных мер, включая установление антидемпинговых и компенсационных пошлин (НО ни одна страна не должна нести убытки от таких мер). 5)Проведение экспортной политики (более гибкая, чем импортная). Особенности ТП ЕС. 1)отсутствие ограничений внутри ЕС; 2)единая ВТП 27 стран (единые нормы, правила; «+» снижение издержек на изучение рынка; «-» барьеры); 3)постоянное расширение группировки (2004 г. – 10 стран); 4)особенности использования инструментов и преференций по группам стран; 5)директивный характер регулирования торговли услугами. Инструменты: Единый таможенный тариф (1969 г.); унификация таможенных правил (таможенный кодекс 1993 г.); количественные ограничения; сельскохозяйственная политика; нетарифные меры. Унификация таможенных правил. Единый административный документ 1988 г. (унификация правил грузового оформления и единой таможенной декларации). Таможенная очистка. Правило определения страны происхождения товара Страна происхождения товара – страна, где товар был произведён или существенно переработан. Правило определения таможенной стоимости товара (все расходы по складированию и транспортировке по территории ЕС не учитываются в таможенной стоимости). Санитарно-ветеринарные нормы и стандарты. Страна происхождения товара. Преференциальное происхождение ‑ происхождение в стране, в торговле с которой применяются автономные или конвенциональные тарифные льготы: страны ОСП (Generalized System of Preferences), Европейское партнерство, РТС. Непреференциальное происхождение – происхождение товаров из стран, не наделённых льготами или специальными условиями (применяется базовое законодательство и ставки платежей). Количественные ограничения: тарифные квоты на ввоз сельскохозяйственных товаров; тарифные квоты на ввоз текстильных изделий; квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о добровольном ограничении экспорта; экспортные квоты. Антидемпинговые пошлины. Механизм: временные пошлины до начала расследования на 4 месяца + продление на 2 месяца. Окончательные пошлины – на 5 лет. Рыночный и нерыночный статус экономики. Установлен факт существования демпинга (экспортная цена товара, проданного на внешнем рынке, ниже цены на аналогичный товар на внутреннем рынке экспортёра). Национальной промышленности в результате демпинга наносится существенный ущерб. Установлена причинно-следственная связь между демпингом и ущербом. Технические нормы и стандарты. Гармонизация технических стандартов; создание технической спецификации, необходимой для производства и выпуска товаров на рынок; данные спецификации не принудительные. ЕС-США: квоты; антидеминговые пошлины; компенсационные пошлины; технические нормы и стандарты. Тарифные ограничения: в результате плодотворной работы в рамках ГАТТ/ВТО уровень тарифной защиты был значительно снижен. Сохраняются: продовольствие, изделия из текстиля, обувь, драгоценности, продукты высоких технологий. Технические барьеры: европейские стандарты, требования к маркировке и сертификации. Прочие торговые ограничения: чрезмерные административные формальности, портовый налог, носящий дискриминационный характер. Меры, связанные с защитой национальной безопасности: прикрывается протекционизм. Защита авиастроения и судостроения. Ограничения доступа на рынок телекоммуникаций (космической связи). ЕС-Япония: переговоры о «дерегулировании» рынка»; технические барьеры.
- 1. Международная торговля: факторы и основные тенденции развития на современном этапе. Влияние мирового финансового кризиса на состояние мировой торговли.
- 2. Внешняя торговля развивающихся государств: динамика, товарная и географическая структура в 1980-е‑2000-е годы.
- 3. Особенности и основные инструменты современной внешнеторговой политики развитых стран. Влияние мирового финансового кризиса на торговую политику развитых стран.
- 4. Гатт/вто: цели создания, сферы и результаты деятельности, роль в регулировании системы мэо. Дохийский раунд переговоров.
- 5. Сравнительный анализ внешнеэкономической политики сша, ес и Японии.
- 6. Особенности современной внешнеторговой политики развивающихся стран.
- 7. Международное движение капитала: сущность, формы и особенности на современном этапе развития.
- 9. Свободные экономические зоны и их значение в современной мировой экономике.
- 10. Тнк в современных мэо: роль, масштабы и сферы деятельности.
- 11. Конкурентные преимущества тнк.
- 12. Движущие силы и особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. Формы интеграционных объединений.
- 13. Европейская модель интеграции и особенности её современного этапа.
- 14. Региональная интеграция в Северной Америке: основные направления, особенности и результаты. Перспективы расширения нафта.
- 15. Особенности интеграционных процессов в Латинской Америке.