logo search
Билеты МП

88. Прилежащая зона: понятие, ширина, правовой режим.

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выясниться, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты которых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 2 определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное госу­дарство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина принадлежащей зоны — 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море.

В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения наруше­ний таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных зако­нов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод. Установление прилежащей зоны преследует две цели:

1.  Предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отноше­нии судов, которые еще не вошли в территориальное море.

2.  Наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдик­ции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства.

Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть от­крытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление "прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), не­которые из них, одну или ни одной.

Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так назы­ваемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридиче­ского обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. оприлежащей зоне, не признала права государств на установление при­лежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу».

За исключением таможенных, фискальных, санитарных и имми­грационных прав контроля прибрежного государства во всем осталь­ном режим прилежащей зоны совпадает с режимом исключительной экономической зоны.