Тема 2.2. Советский Союз в годы перестройки: реформа экономики и управления (1985-1991 гг.).
знать:
- меры, направленные на реформирование экономики в период 1985 по 1991 гг.;
- содержание важнейших законодательных актов, направленных на внедрение рыночных элементов в советскую экономику в период «перестройки»;
иметь представление:
- о предпосылках «перестройки»;
- об этапах реформирования экономики;
- о причинах неудач в реформировании экономики;
уметь:
- идентифицировать такое понятие как «реформа экономики».
Понятия, составляющие содержание темы: антиалкогольная капания, кооперация, «государственная приемка», программа «500 дней».
Осознание необходимости реформ. Предпосылки «перестройки». Внешние и внутренние факторы, оказавшие влияние на перемены в СССР. Реформаторское крыло и образ перестройки как попытки модернизации СССР.
Содержание «перестройки» в области экономики. Этапы экономической реформы и их содержание. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Кадровая революция и реорганизация системы управления промышленностью и сельским хозяйством страны. Расширение сферы деятельности частного сектора. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации в СССР» - шаги к рыночной экономике. Планы перехода к рынку. (С.С. Шаталин, Л.И. Абалкин, Г.А. Явлинский, А.Г. Аганбегян).
Первые шаги в предпринимательстве. Причины неудач в реформировании экономики.
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебных занятий
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел 1. Тема 1.1. Основные тенденции развития ключевых регионов на рубеже хх-ххi вв.
- Раздел 2. Тема 2.1. Ссср накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.).
- Тема 2.2. Советский Союз в годы перестройки: реформа экономики и управления (1985-1991 гг.).
- Тема 2.3. Реформа советской политической системы (1985-1991 гг.).
- Тема 2.4. Внешнеполитические инициативы советских реформаторов и их результаты.
- Тема 2.6. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже хх-ххi веков.
- Тема 2.8. Формирование новой политической системы в России в конце хх – начале ххi вв.
- Раздел 3. Тема 3.1. Основные этапы формирования новой федерации.
- Тема 3.2. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности.
- Раздел 4. Тема 4.1. Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе.
- Тема 4.2. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций.
- Раздел 5. Тема 5.1. Межгосударственные конфликты и политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования.
- Тема 5.3. Россия в мировом внешнеполитическом процессе.
- Тематический план семинарских и практических занятий
- Планы практических занятий.
- Развития.
- Раздел 1. Тема 1.2. Семинар. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения.
- Тема 2.5. Семинар-дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада ссср.
- Тема 2.7. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже хх-ххi вв.: опыт, проблемы, тенденции.
- Тема 2.9. Семинар. Проблемы государственного строительства суверенной России.
- Тема 3.3. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины межэтнических противоречий и конфликтов и пути их разрешения.
- Тема 4.3. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
- Тема 5.2. Практическое занятие. Назначение оон, нато, ес и других организаций и основные направления их деятельности.
- Тема 5.4. Семинар-дискуссия. Место и роль России в современном мире в начале ххi в.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
- Рекомендуемая литература
- Основная литература1
- 2. Дополнительная литература
- 3.Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы.
- Примерные вопросы для подготовки студентов к зачётной контрольной работе.