logo search
геополитика экз

Атлантизм и его специфика.

Важнейшим направлением геополит-ой мысли был Атлантизм (признание сев Атлантики в качестве важнейшего центра мирового господства) он возник в нач 40-50х г. В 1944 вышел сборник «Компас мира» - атлас глобальной географии. Атлас мировой стратегии Гарисона. Интересы США требуют установления мировой гегемонии. Интересы безопасности, поддержание и повышение жизненного уровня. У Хаусхофера «жизненное пространство». Баумен в статье 1946г. «Стратегия территориальных решений» определял критерии географических центров силы, территории где сосредоточены запасы нефти, каучука, руды, олова. Проводилась идеология базы под глобальным противостоянием США и СССР. Идеи атлантизма проводила английская геополитическая мысль. Фиджеральд со своей книгой «Новая Европа», 1945г. Уильямсон «Океан английской истории» (кон 40х). Провозглашалось единство английской мысли. Он считал что США – производная английской культуры. Вывод: англия должна играть первую роль в северо-атлантических отношениях, может претендовать на эту роль, т.к. является связующим звеном между Европой и США.

НЕОАТЛАНТИЗМ. Наибольшую популяр­ность относительно характера конфликтов и войн в многополярном мире получила концепция, выдвинутая известным американским политологом Хантингтоном. Он выступил со ста­тьей «Столкновение цивилизаций» (1993). Главная мысль - если XX столетие являлось веком столк­новения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий ста­рый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.

В 1996 г. С.Хантингтон опубликовал книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка ми­рового порядка», которая явилась попыткой привести дополни­тельные факты и аргументы, подтверждающие основные поло­жения и идеи статьи и придать им академический лоск. Главная мысль: «В мире по­сле холодной войны самые важные различия между народами — не идеологические, политические или экономические, а культур­ные». Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием — ци­вилизацией, т.к. цивилизационные различия, сложившиеся сто­летиями, «более фундаментальны, чем различия между полити­ческими идеологиями и политическими режимами. Религия раз­деляет людей сильнее, чем этническая принадлежность.