logo search
f19

Чистый перевод финансовых средств промышленно развитых стран, млрд долл. В среднем в год

Финансовые средства

1983-1990

1991-1995

1996-2000

Чистое движение капитала

41,50

5,44

3,26

Частные дары

-7,64

-18,50

-23,40

Официальные дары

-29,70

-64,74

-84,60

Переводы

-

7,50

9,60

Прямые капиталовложения

82,38

-75,60

-86,10

Портфельные капиталовложения

7,78

80,00

96,20

Среднесрочные и долгосрочные займы

5,68

45,54

67,36

Краткосрочный капитал

126,07

9,64

6,12

Ошибки и пропуски

12,90

-5,58

-6,80

Использование кредитов МВФ

0,005

-

-

Чистые дивиденды и проценты

-21,96

-82,02

-56,00

Чистый перевод ресурсов (фи­нансовая база)

58,63

-76,58

-67,80

Использование официальных резервов

-35,63

27,18

31,86

Чистый перевод ресурсов (рас­ходная база)

23,00

-49,40

-56,85

Наиболее крупные потоки ресурсов перемещаются в форме прямых и портфельных инвестиций, которые стали важным фактором экономического развития. Об этом свидетельствует значительное превышение темпов роста прямых иностранных капиталовложений над темпами внешней торговли и совокупного ВВП. Прямые иностранные капиталовложения зависят от роста национального дохода данной страны и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на принимающую страну. Следует отметить, что ТНК являются основными экспортерами капитала. Негативное влияние ТНК может выражаться в стремлении получения монопольных прибылей и перевода их в страну пребывания ТНК, применяя свое монопольное преимущество на рынке. Если же ТНК являются более производительными, чем местные компании, и осуществляют передачу новейших технологий, которые ведут к росту производительности, то в таком случае они оказывают положительное влияние на страну, которая принимает прямые капиталовложения. Следует заметить, что основная масса прямых капиталовложений направляется в ПРС, но в последние годы эта тенденция снизилась в связи с приватизацией государствен­ной собственности в ряде развивающихся стран и установлением контроля над целым рядом предприятий фирмами ПРС.

Возникло новое понятие в вывозе капитала - «миграция капитала», т.е. взаимопроникновение капиталов промышленно развитых стран. Существует несколько причин взаимопро­никновения капиталов промышленно развитых стран. Первая причина связана с ухудшением инвестиционного климата в развивающихся государствах. 50 - 60-е гг. характеризовались большим размахом национально-освободительного движения, национализацией иностранной собственности. Переход к но­вым технологиям сберегает сырье и требует высококвалифицированного труда. Вторая причина переориентации экспорта капитала от развивающихся государств к промышленно развитым странам состоит в том, что в последних легче создать в обрабатывающей промышленности крупно-масштабное производство наукоемкой продукции, которое обеспечено здесь высококвалифицированными кадрами, финансовыми средст­вами и имеет емкие внутренние рынки. Третья группа причин обусловлена развертыванием НТР. В этот период развития мирового хозяйства появился новый мотив для перекрестного движения капиталов — стремление как можно шире использовать научно-технические достижения отдельных индустри­альных стран. С целью доступа к передовой технологии этих стран там создаются филиалы, открываются совместные предприятия. Четвертая причина сводится к желанию мелких и средних фирм обойти таможенные барьеры интеграционных группировок, затрудняющих ввоз товаров из третьих стран.

В отличие от предпринимательского вывоз ссудного капитала означает, что средства вывозятся в виде внешних займов, кредитования внешнеторговых поставок, вкладов в иностранные банки. Ссудный капитал отличается от предпринимательского тем, что при вывозе предпринимательского инвестор получает прибыль, а при выдаче ссуды - ссудный процент.

Около 19% всех финансовых ресурсов составляет экономическая помощь, предоставляемая развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Она формально классифи­цируется как официальное финансирование развития и делится на два подвида - официальная помощь развитию и другое официальное финансирование развития. Различия между ними определяются условиями предоставления средств. Наиболее льготны средства официальной помощи развитию, в меньшей степени — другое официальное финансирование развития, но и оно более выгодно, чем кредиты, полученные на рынках капитала. Основное место среди различных видов занимает офи­циальная помощь развитию - 4/5 средств. В настоящее время в оказании помощи развитию участвуют все промышленные страны. Страны-доноры предоставляют экономическую помощь за счет бюджетных средств. Наибольшие усилия по ока­занию помощи прилагают Скандинавские страны, которые выделяют на эти цели до 1% ВВП. В целом западные страны направляют на экономическую помощь 0,3% ВВП, и этот показатель в последние десятилетия сокращается. Почти 60% помощи предоставляется в форме даров. Крупнейшим донором стала Япония, предоставляющая развивающимся странам свыше 13 млрд долл. В течение нескольких десятилетий ведущие позиции в этой области занимали США. В 90-е годы темпы роста экономической помощи резко замедлились, в 1988-1993 гг. они составляли 1,4% в среднем в год, а в 1982-1987 гг.-2,1%.

Экономическая помощь обычно компенсирует недостатки в функционировании рыночных механизмов или невозмож­ность их функционирования в международном масштабе. Очень часто она направляется на то, чтобы страна-донор могла закрепиться на рынке страны, принимающей экономическую помощь, и реализовывать свои товары и услуги независимо от покупательной способности населения. Это так называемая связанная помощь. По оценкам положительный эффект предоставляемой помощи на платежный баланс стран-доноров часто равен или превышает объем выделяемыхсредств. Примерно 1/4 часть помощи всех стран связана с поставками их товаров и услуг. Для получающих стран эта часть помощи обходится дороже на 15%, чем при обычных торго­вых операциях. Экономическая помощь нередко направляется на осуществление крупных проектов, прежде всего в транспортное строительство, энергетику, связь, поставки для которых обычно имеют связанный характер и выгодны для ТНК. Уровень привязки помощи к экспорту понижается, когда она предназначается для удовлетворения нужд беднейших стран, но и в этом случае компании страны-донора могут легче за­крепиться на рынке принимающей страны.

Сдвиги в производственной базе и структуре спроса на мировых рынках вызвали значительные изменения в структуре экспорта и импорта (см. представленную ниже табл.) . Расши­рение сферы услуг в мировой экономике предопределило увеличение третичной сферы во внешнеэкономических отно­шениях. Более быстрыми темпами возрастал экспорт предпри­нимательских услуг. На долю промышленно развитых стран приходится почти 90% этого вида экспорта. Среди крупнейших экспортеров предпринимательских услуг США, Британия, Франция и Нидерланды выступают как чистые экспортеры, Германия, Италия и Япония - как чистые импортеры.