5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)
Отмеченной ранее тенденции «глобализации» воздушного транспорта способствует создание многонациональных автоматизированных систем бронирования (АСБ). Связанные между собой АСБ образуют глобальную систему доступа к авиационным перевозкам в любой части мира, так как с помощью АСБ пользователи воздушного транспорта с одного терминала могут приобрести авиабилеты практически любой авиакомпании в любой точке мира. На рис. 5.1 приведена схема взаимодействия основных АСБ мира.
Однако блага «глобализации» в форме многонационального владения АСБ не обходятся без проявления «обратной стороны медали»: имея доступ к системе бронирования практически любой авиакомпании, владельцы АСБ могут манипулировать коммерческой загрузкой рейсов в своих конкурентных целях. Поэтому вопрос о «коде поведения» авиакомпаний — владельцев АСБ стал проблемой, которой вынуждены заниматься даже Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и другие межправительственные организации (ЕС, ЕКАК и др.).
Регулирование совместного пользования АСБ наиболее остро стоит в Европе и США, где продолжают поступать жалобы пользователей, в частности на референтное указание рейсов на дисплеях, несправедливое взимание стоимости услуг, конкурентные преимущества авиакомпаний-пользователей АСБ. В связи с этим ЕС и ЕКАК пересматривают «код поведения» владельцев АСБ. Основные изменения, внесенные в «код поведения» в 1989 году, касаются правил ввода данных и отражения их на дисплеях, определения «целенаправленных помех», включения в память компьютера нерегулярных рейсов, доступа к информации с других систем и предотвращения несправедливых конкурентных преимуществ.
Министерство транспорта США в 1992 году также ввело новые правила регулирования пользования АСБ, включив в них, в частности, положения о преимуществах продавца воздушных перевозок перед агентами. ИКАО продолжает изучать проблемы недобросовестного использования АСБ и намерено сформулировать типовое положение об использовании АСБ в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении. В Конгрессе США рассматривается даже вопрос о введении закона о том, что не должно быть какого-либо «хозяина» АСБ с его преимуществами владельца, и что должно иметь место только коллективное владение, стой мотивацией, что только лишенные индивидуальных авиакомпаний владельцы АСБ могут решить антиконкурентные проблемы. Однако пока мало вероятно, что такой закон об упразднении индивидуального владения АСБ в ближайшее время пройдет.
Коллективное владение АСБ уже осуществляется во многих системах. В 1992 году произошло слияние системы «Галилео» с системой «Говиа» и образование новой системы «Галилео Интер-нэшнл», в которой владение и пользование АСБ осуществляется десятью авиакомпаниями. С другой стороны, переговоры о слиянии систем «Сэйбр» и «Амадеус», которые имели целью создание аналогичной структуры с коллективным владением в 1992 году, окончились безрезультатно и «Сэйбр»
по-прежнему остается в индивидуальном владении авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз».
Консолидация различных систем АСБ происходит в той или иной мере и в Азиатско-тихоокеанском регионе, где все больше появляется АСБ многонационального владения, не говоря уже о Европе, где обе крупнейшие системы «Амадеус» и «Галилео Интернэшнл» находятся в многонациональном владении. Дальнейшая интернационализация АСБ приведет к снятию озабоченности авиакомпаний по поводу использования преимуществ индивидуальных владельцев в своих конкурентных целях.
- 3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (иата)
- 4.1. Особенности продажи международных авиаперевозок
- 4.3.2. Особенности лизинга (аренды) самолетов
- 4.4. Концессионная деятельность международных аэропортов
- 5.1. Создание межнациональных авиакомпаний
- 5.2. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм
- 5.3. Создание диверсифицированных транснациональных корпораций
- 5.4. Международная техническая кооперация
- 5.5. Коммерческое сотрудничество и стратегические альянсы
- 5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)
- 5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов