logo search
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / АФАНАСЬЕВ / Основы внешнеэк

5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)

Отмеченной ранее тенденции «глобализации» воздушного транспорта способствует создание многонациональных автомати­зированных систем бронирования (АСБ). Связанные между собой АСБ образуют глобальную систему доступа к авиационным пере­возкам в любой части мира, так как с помощью АСБ пользователи воздушного транспорта с одного терминала могут приобрести авиабилеты практически любой авиакомпании в любой точке мира. На рис. 5.1 приведена схема взаимодействия основных АСБ мира.

Однако блага «глобализации» в форме многонационального владения АСБ не обходятся без проявления «обратной стороны медали»: имея доступ к системе бронирования практически любой авиакомпании, владельцы АСБ могут манипулировать коммерческой загрузкой рейсов в своих конкурентных целях. Поэтому во­прос о «коде поведения» авиакомпаний — владельцев АСБ стал проблемой, которой вынуждены заниматься даже Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и другие межправи­тельственные организации (ЕС, ЕКАК и др.).

Регулирование совместного пользования АСБ наиболее остро стоит в Европе и США, где продолжают поступать жалобы пользователей, в частности на референтное указание рейсов на дис­плеях, несправедливое взимание стоимости услуг, конкурентные преимущества авиакомпаний-пользователей АСБ. В связи с этим ЕС и ЕКАК пересматривают «код поведения» владельцев АСБ. Основные изменения, внесенные в «код поведения» в 1989 году, касаются правил ввода данных и отражения их на дисплеях, опре­деления «целенаправленных помех», включения в память компью­тера нерегулярных рейсов, доступа к информации с других систем и предотвращения несправедливых конкурентных преимуществ.

Министерство транспорта США в 1992 году также ввело новые правила регулирования пользования АСБ, включив в них, в част­ности, положения о преимуществах продавца воздушных перево­зок перед агентами. ИКАО продолжает изучать проблемы недобросовестного использования АСБ и намерено сформулиро­вать типовое положение об использовании АСБ в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении. В Конгрессе США рас­сматривается даже вопрос о введении закона о том, что не должно быть какого-либо «хозяина» АСБ с его преимуществами владель­ца, и что должно иметь место только коллективное владение, стой мотивацией, что только лишенные индивидуальных авиакомпаний владельцы АСБ могут решить антиконкурентные проблемы. Од­нако пока мало вероятно, что такой закон об упразднении индиви­дуального владения АСБ в ближайшее время пройдет.

Коллективное владение АСБ уже осуществляется во многих системах. В 1992 году произошло слияние системы «Галилео» с системой «Говиа» и образование новой системы «Галилео Интер-нэшнл», в которой владение и пользование АСБ осуществляется десятью авиакомпаниями. С другой стороны, переговоры о слия­нии систем «Сэйбр» и «Амадеус», которые имели целью создание аналогичной структуры с коллективным владением в 1992 году, окончились безрезультатно и «Сэйбр»

по-прежнему остается в ин­дивидуальном владении авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз».

Консолидация различных систем АСБ происходит в той или иной мере и в Азиатско-тихоокеанском регионе, где все больше появляется АСБ многонационального владения, не говоря уже о Европе, где обе крупнейшие системы «Амадеус» и «Галилео Интернэшнл» находятся в многонациональном владении. Дальней­шая интернационализация АСБ приведет к снятию озабоченности авиакомпаний по поводу использования преимуществ индивиду­альных владельцев в своих конкурентных целях.