1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
Внешнеэкономическая деятельность, специфика которой состоит в перемещении результатов деятельности с территории одного государства на территорию другого, неразрывно связана с необходимостью таможенного оформления перемещаемых товаров и услуг, осуществление определённых процедур и мер соблюдения таможенно-тарифного регулирования, а также с действиями, включающими взимания таможенных пошлин и сборов. Как уже отмечалось выше, внешнеэкономическая политика неразрывно связана с таможенной политикой. Так уж исторически сложилось, что таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли и к тому же самой эффективной её формой.
Таможенная политика - это система мер, определяемых государством и облекаемых в нормативно-правовые акты, регулирующие внешнюю торговлю, её объёмы, структуру и условия перемещения товаров и услуг через таможенную границу.
Таможенные органы призваны реализовывать на практике таможенное законодательство РФ, путём исполнения предписаний принимаемых законодательной властью. Центральным органом Федеральной исполнительной власти Российской Федерации является Государственный таможенный комитет РФ, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. В целом же, таможенные органы представляют единую систему. В которую входят:
Государственный таможенный комитет РФ;
Региональные таможенные управления;
таможни;
таможенные посты.
В ст. 10 Таможенного кодекса перечислены основные функции, выполняемые таможенными органами:
1. Обеспечение соблюдения законодательства и принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий при осуществлении таможенного дела.
Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ.
Взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей.
Обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, применение средств таможенного регулирования таможенно-экономических отношений.
Ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и таможенного законодательства, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, объектов интеллектуальной собственности, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.
Осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ.
Осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов.
В свою очередь, меры государственного воздействия, регулирующие ВЭД в области таможенного дела, представлены тарифными мерами и мерами нетарифных ограничений. Меры тарифного регулирования относятся к экономическому методу влияния на экспортно-импортные операции, важнейшим рычагом которого является таможенный тариф, представляющий собой инструмент государственного воздействия на внешнюю торговлю через механизм ценообразования. Таможенные тарифы имеют все страны, они унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает использование тарифов на разных языках и упрощает сопоставление ставок пошлин.
Необходимо отметить, что таможенный тариф, основной задачей которого в классическом понимании является регулирование конкуренции между зарубежной продукцией и отечественными товарами в отдельных отраслях экономики в России в настоящее время выполняет ещё и фискальную функцию, т.к. таможенные пошлины и сборы являются од-* ним из важнейших источников дохода части Федерального бюджета.
Целями применения таможенных тарифов в РФ являются:
рационализация товарной структуры ввоза в РФ товаров;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов на территорию РФ;
создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства потребления товаров в РФ;
защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Правительством РФ устанавливаются различные виды пошлин, которые используются для регулирования ввоза и вывоза товаров. Пошлины в таможенном тарифе определяются уровнем экономического развития страны, степенью обработки товаров и другими факторами.
Большинство современных мер регулирования внешней торговли относят к так называемым нетарифным мерам, воздействие которых в плане оказания влияния на структуру, объём и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов.
Нетарифные меры включают широкий круг инструментов современной торговли и экономической политики государства: лицензирование, квотирование, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, которые применяются в целях защиты экономических интересов РФ.
Применению указанных выше особых видов таможенных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления Российской Федерации.
Ставки указанных выше пошлин, устанавливаются правительством по итогам проведённого расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной, установленной расследованием занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий