2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
На рубеже 80-х - 90-х годов завершилось провозглашенное после Второй мировой войны соревнование двух социально-экономических систем. Распалась мировая система социализма. Этот процесс завершился развалом СССР, на месте которого образовались независимые государства, сохранившие политический, военно-стратегический и организационно-экономический потенциал в рамках Содружества независимых государств (СНГ). Страны-члены СНГ и государства Балтии представляют особый интерес для России. Со многими из них у России самые тесные экономические и политические связи. К ним относятся Белоруссия, Украина, Казахстан, Таджикистан. С другими, а именно, Грузией, Туркменией, Азербайджаном, Узбекистаном их необходимо усиливать.
Страны СНГ и Балтии весьма различаются по обеспеченности природными ресурсами, у них различное географическое положение транспортные коммуникации. Имеют различный уровень социально-экономического развития, о чем можно судить по размерам ВВП на душу населения.
Наиболее развитые были Россия, Украина и прибалтийские республики. Неравномерность экономического развития бывших республик ССР предопределила различные условия для системных преобразований и экономического роста, а также вовлечения этих стран в мировую систему хозяйства.
Определенные трудности встали перед странами СНГ и Балтии при формировании рыночного механизма регулирования внешней торговли. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю не могла решить всех проблем. Они столкнулись с нехваткой республиканских кадров, организацией работы таможен, валютных органов, отличием структуры внутренних цен от мировых.
За 90-е годы народное хозяйство стран-членов СНГ и Балтии претерпело определенные изменения. Об этом свидетельствуют статистические показатели основных секторов экономики, которые даны.
Анализ данных показателей свидетельствует о разрушительной силе экономического кризиса, который привел к сокращению ВВП, обвальному сокращению производства, безудержной инфляции и, соответственно, снижению жизненного уровня населения.
Бывшие республики СССР получали займы от различных международных финансовых организаций или займов, полученных на двусторонней межгосударственной основе.
В настоящее время, одним из основных факторов продолжения негативных тенденций в экономическом сотрудничестве стран СНГ стал острый финансовый кризис в России и ряде других государств Содружества". Кризисные явления, сопровождались крахом рынка ценных бумаг, параличом банковской системы, обвалом курса рубля, ростом инфляции, снижением покупательной способности населения, сокращением производства в промышленном и сельском хозяйстве, уходом иностранных инвесторов с российского рынка, отразились на экономической ситуации в государствах СНГ, в первую очередь в тех, которые особенно тесно связаны с экономикой России.
В торговле с партнерами по СНГ общий объем экспорта стран Содружества в сентябре-декабре 1998 г. по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. сократился на 18%, импорта - на 15%. В 1999 году объем внешнеторгового оборота России со странами СНГ, снизившись на 23,9% по сравнению с предыдущим годом, составил $19,0 млрд., что в 1,3 раза меньше стоимостного объема товарооборота со странами дальнего зарубежья.
Сокращение торговли России и стран Содружества было вызвано также постепенным приближением внутренних цен на товары в странах СНГ,
К мировым, что стимулировало приобретение аналогичной (зачастую более дешевой и качественной) продукции в дальнем зарубежье; низким качеством выпускаемых в СНГ товаров, по сравнению с аналогичными, производимыми в дальнем зарубежье, из-за технической отсталости производства, относительно низкой квалификации и дисциплины труда работников предприятий; потребностью в высокотехнологичной и наукоемкой продукции высокого качества, которая не может быть произведена на внутреннем рынке Содружества. Факторами, повлиявшими на сокращение товарооборота России с СНГ явились также:
неустойчивость и неконвертируемость многих национальных валют Содружества;
значительный рост транспортных тарифов; наконец, сознательная диверсификация импорта с целью уменьшения зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья (так, концепция внешнеэкономических связей Украины и Грузии предусматривает ослабление зависимости от России по импорту энергоносителей).
Несмотря на указанные факты, пожалуй, только внешняя торговля в период перехода России к рыночной экономике обладала наибольшим динамизмом по сравнению с остальными отраслями экономики и имела устойчивый рост в 1992-1997 гг. Крупным контрагентом во внешней торговле РФ на этом этапе и до настоящего времени остаются страны Содружества. Об этом красноречиво говорят статистические данные.
Как показывает международный опыт, многие задачи, стоящие перед государствами СНГ, могут быть решены только активными совместными усилиями, в частности, путем создания общих рынков стран СНГ, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг, труда и капитала. Для этого необходимо решить целый ряд проблем в сфере внешней торговли России со странами Содружества, укрепить экономические связи внутри СНГ. Какие же проблемы препятствуют росту взаимного товарообмена между государствами?
Прежде всего, отмечу острую необходимость обеспечения нормального функционирования большинства отраслей и производств, исторически сложившихся в прошлом народном хозяйстве СССР. В настоящее время стратегически важным для России, как и для всех стран СНГ, является сотрудничество в топливно-энергетическом и транспортно-коммуникационном комплексах, представляющих собой наиболее интегрированные системы, а также создание общего научно-технологического пространства.
Однако, деятельность стран по расширению и углублению специализации и кооперирования производства, отражающая интернациональные интересы, далеко не во всем соответствует интересам России, создающей в своем народнохозяйственном комплексе ряд отраслей, которые уже получили значительное развитие в других странах. Или, например, стремление стран СНГ совместными усилиями решить топливно-сы-рьевую проблему наталкивается на попытки некоторых из них сохранить роль России в качестве «донора», снабжающего их дешевыми топливно-сырьевыми ресурсами. Эти опасения небезосновательны: экспорт энергоресурсов из России удовлетворяет почти 80% потребностей в них СНГ и Балтии.
Часть противоречий во внешней торговле со странами СНГ связана с факторами, обусловленными особенностями общесоюзного разделения труда. До сих пор сохраняется крайне не эффективная отраслевая структура, смещение структуры народнохозяйственного комплекса России в сторону топливно-энергетического комплекса и оборонной промышленности.
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий