logo search
лекции по ОиВТО

4.1. Международные транспортные операции

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность предпри-

ятий находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влия-

ние друг на друга. При осуществлении внешнеэкономической

деятельности необходимо выполнять целый комплекс транспорт-

ных операций, обеспечивающих эффективную и своевременную

доставку товара от экспортера к импортеру:

Признак классификации Виды транспортных операций

по предмету транспортных

операций

грузовые

пассажирские

багажные

по виду транспорта водные (морские, речные)

железнодорожные

автомобильные

смешанные

по периодичности регулярные

нерегулярные

в зависимости от порядка

прохождения границы

перегрузочные

бесперегрузочные

по виду сообщений прямые

непрямые (с несколькими перевозчиками,

с переотправкой по оному или несколь-

ким договорам перевозки)

в зависимости от состава

участников перевозочного

процесса

осуществляемые производителем товара

осуществляемые заказчиком товара

осуществляемые посредником

26

осуществляемые транспортной организа-

цией

В международном судоходстве существуют две формы ор-

ганизации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нере-

гулярная).

Международное линейное судоходство организуется мор-

скими перевозчиками на устойчивых географических направле-

ниях международной торговли. Особенностями линейного судо-

ходства являются закрепление судов на данном направлении и их

регулярные заходы в определенные порты по заранее объявлен-

ному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями

по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками. Линейные

тарифы публикуются в периодической специализированной пе-

чати и обычно стабильны в течение длительного времени.

Основным документом при оформлении перевозки груза в

международном линейном судоходстве является коносамент

документ, подтверждающий принятие товара для морской (или

речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар за-

конному владельцу.

Коносамент является:

распиской, подтверждающей принятие к перевозке товара,

обозначенного на лицевой стороне этого документа;

контрактом на перевозку товара на оговоренных в нем ус-

ловиях;

товарораспорядительным документом.

Существует несколько видов коносамента:

Коносамент на предъявителя, который предоставляет право

каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром.

Применяется _______довольно редко, поскольку не может гарантировать

получение товара именно тем лицом, которому он действительно

предназначен;

Именной коносамент, выписываемый на конкретного полу-

чателя товара. Передача владения товаром другому лицу может

производиться только посредством специально оформленного за-

явления о переуступке (цессии);

Ордерный коносамент, согласно которому перевозчик дол-

жен доставить товар по указанию обозначенной стороны. Этот

коносамент может передаваться получателем третьему лицу по-

27

средством индоссамента, т.е. передаточной надписи на этом до-

кументе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя.

Различают также бортовой коносамент, оформляемый на

погруженный на борт судна груз, и коносамент на груз, приня-

тый к отправке, который применяется в случае, если товар сдан

на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после по-

грузки он заменяется на бортовой коносамент.

Иногда применяется сквозной коносамент – документ, на

основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в

порт назначения двумя и более судоходными линиями, дейст-

вующими в соответствии с соглашением.

В отличие от линейного в трамповом судоходстве суда

эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются

за определенными направлениями, а свободно перемещаются из

одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спро-

са на тоннаж и от предложения грузов.

В торговом мореплавании применяются следующие виды

фрахтования судов:

Фрахтование на условиях рейсового чартера, который под-

разделяется на:

а) фрахтование на один рейс, т.е. договор, по которому су-

довладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти

.обусловленный груз из одного или нескольких портов отправле-

ния в один или несколько портов назначения;

б) фрахтование на последовательные рейсы, т.е. договор о

перевозках большого количества однородного груза в одном и

том же направлении на одном и том же судне;

в) фрахтование по генеральному контракту, т.е. договор, по

которому судовладелец обязуется в течение определенного пе-

риода перевезти определенное количество груза;

Фрахтование на условиях тайм-чартера, которое в зависи-

мости от способа определения продолжительности аренды судна

подразделяется на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;

фрахтование на условиях бербоут-чартера, или димайз-

чартера, т.е. аренда судна без экипажа.

Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в

трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевоз-

чиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучате-

28

лем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве слу-

чаев он заключается при помощи посредника или фрахтового

брокера.

Международные авиаперевозки по форме их выполнения

можно разделить на:

регулярные (выполняемые в соответствии с условиями со-

глашений о воздушном сообщении между государствами);

нерегулярные (выполняемые на основании специальных

разрешений на разовые полеты): дополнительные, специ-

альные, чартерные.

Регулярные рейсы – это рейсы, выполняемые в соответствии

с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В

расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты

посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, час-

тота движения и тип самолета. Изменение этих условий выпол-

нения регулярных рейсов может быть произведено только при

взаимном согласии договаривающихся государств.

Нерегулярные авиаперевозки выполняются на основании

разрешений на разовые полеты и подразделяются на дополни-

тельные, специальные и чартерные.

Дополнительные рейсы – это рейсы, выполняемые по тем

же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию.

Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера,

при условии, что коммерческая перевозка не может быть осуще-

ствлена регулярными рейсами. Дополнительный рейс, как прави-

ло, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом

случае не позже и не раньше, чем за 24 ч от времени выполнения

регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы – это рейсы, выполняемые со специаль-

ным заданием как по маршруту регулярных рейсов, так и по осо-

бому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специ-

альных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы – это рейсы, выполняемые в соответствии

со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком.

Международные железнодорожные перевозки осуществля-

ются на основании двусторонних и многосторонних соглашений,

которые заключаются соответствующими министерствами госу-

29

дарств – участников соглашения. Основным документом, кото-

рым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является

железнодорожная накладная.

Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуа-

тационной эластичностью по сравнению с другими видами

транспорта, так как возможна доставка товара "от двери до две-

ри". Основным документом, которым оформляется международ-

ная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная,

составляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и

покупателю).