logo search
mirovaya_ekonomika_gotovoe

23. Анализ платежного баланса России

Платежный баланс – важная составляющая глобального маркетинга Российской Федерации.

Проявление маркетинга в международной торговле отражается в платежном балансе Российской Федерации, который осуществляется ежеквартально и за год. Это позволяет провести анализ доходов и потерь в торговле с зарубежными странами.

Платёжный баланс — это статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях страны с другими странами мира за определённый период времени. Платежным балансом называется соотношение между суммой всех платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и суммой всех поступлений, полученных ею за тот же период от других стран. Баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, в противоположном случае - пассивным.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита.

Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению на счёт иностранной валюты. Они отражаются в платёжном балансе со знаком плюс.

Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, т. е. по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.

В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это, прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком « + ») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «—»). В принципе суммирование двух учётных записей должно давать нуль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «—»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком « + »).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами. МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, однако в основном и главном они совпадают.

Очень важным для анализа является отражение цен в платежном балансе. Россия торгует в основном сырьем таким, как нефть, газ, металл, дерево, необработанные алмазы и пр. В связи с тем, что цены порой резко меняются, например, стоимость нефти и газа, изменяются и поступления в бюджет от реализации продаваемых товаров.

Стоимость нефти поднялась резко в 2007 г. и составила в конце 2007 года 143 $/баррель. К концу 2008 года цена на нефть резко упала и достигла 35 $/баррель. Это заставило правительство сиквестировать бюджет 2009 года по доходам и расходам. Таким образом, платежный баланс является отраженным маркетинговым исследованием на глобальном уровне.

Россия не может выбирать цены на свои товары, торгуя на 90 % сырьём (нефть, газ), и их объемы производства, так как торговля идет по международным государственным соглашениям, порой долгосрочным. Выбор может осуществляться только по другим наименованиям товаров, таким, как металл, пиломатериалы, необработанные алмазы и др. В этом случае необходимо использование стратегического маркетинга, который будет определять стратегию, и тактику в торговле РФ, заменяя торговлю сырьем торговлей готовой продукцией.

Полную картину платежного баланса можно представить, если сравнить плановые и фактические показатели платежного баланса на анализируемые периоды времени: кварталы, годы.

Платежные балансы принято составлять в национальной валюте соответствующих стран, с пересчетом данных по рыночным валютным курсам, складывающимся на дату совершения операций. Если национальная валюта неустойчива, платежный баланс может составляться в твердой валюте какой-либо другой страны.