Формы и методы государственного регулирования в контексте мирового опыта
Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Государство при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по всемерному увеличению экспорта, привлечению иностранных инвестиций, защите интересов хозяйствующих субъектов, законодательно закреплять условия существования во внешнеторговой деятельности и контроля за их неукоснительным соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.
Государственное регулирование экономики в целом осуществляется посредством различных форм и методов, важнейшими из которых являются прогнозирование, планирование и программирование. В условиях государственного регулирования внешнеторговой деятельности прогнозирование преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться мировой рынок. Планирование направлено на координирование позиций государственного и частного сектора в области внешней торговли, в процессе планирования на каждые 3-5 лет намечаются необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных вложений, размеры желаемого роста производства и т.д. Программирование осуществляется через соответствующие программы.
Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.
В соответствии с мировой практикой государства используют 2 набора методов регулирования:
экономические (тарифные, косвенные);
административные (нетарифные, прямые).
Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.
В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.
Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Административные (нетарифные) методы государственного регулирования внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте используется более пятидесяти видов нетарифных ограничений.
По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:
количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;
таможенные и административные импортно-экс-портные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы;
стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарные и фитосанитарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;
ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов;
участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок, государственная торговля.
Количественные ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.
Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через систему лицензирования.
Лицензирование – регулирование внешнеторговой деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.
В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
В основе следующей группы лежат так называемые технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов и технических норм. Устанавливаются либо в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.
Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидии могут быть прямыми и косвенными. Прямое финансирование осуществляется в виде выплат экспортеру дотаций из бюджета после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по налогам, льготные условия страхования, передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам и т.д.
- Внешнеэкономическая деятельность
- Содержание
- Тема 1. Внешнеэкономические связи республики беларусь 6
- Тема 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике беларусь 20
- Тема 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000 125
- Тема 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле 138
- Тема 1. Внешнеэкономические связи республики беларусь Лекция 1. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- Понятие и сущность «внешнеэкономических связей» и «внешнеэкономической деятельности»
- Формы внешнеэкономических связей
- Внешняя торговля Республики Беларусь
- Товарная структура экспорта в 2007 году
- Товарная структура импорта в 2007 году.
- Контрольные вопросы к теме №1:
- Тема 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике беларусь Лекция 2. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
- Формы и методы государственного регулирования в контексте мирового опыта
- Система органов регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
- Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
- Тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь
- Нетарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №2:
- Тема 3. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия Лекция 3. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- Организация внешнеэкономических служб предприятия
- 2. По товарно-отраслевому принципу.
- 3. По географическому принципу.
- 4. По группам потребителей или рыночным сегментам.
- Контрольные вопросы к теме №3:
- Тема 4: международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация Лекция 4. Международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация
- Сущность и основные виды международных коммерческих операций
- Международная торговая сделка
- Унификация правил и условий международной торговли
- Контрольные вопросы к теме №4:
- Тема 5. Торговые партнеры на зарубежных рынках Лекция 5. Торговые партнеры на зарубежных рынках
- Классификация контрагентов на мировом рынке
- Критерии и принципы выбора страны и фирмы контрагента
- Источники информации о фирмах – контрагентах
- 1. Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.
- 2. Информация, публикуемая самими фирмами.
- 3. Информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями.
- 5. Сеть Интернет.
- Досье и информационная карта фирмы
- Контрольные вопросы к теме №5:
- Тема 6. Процедуры и техника внешнеторговых операций Лекция 6. Процедуры и техника внешнеторговых операций
- Основные этапы внешнеторговых сделок и особенности подготовительного этапа
- Коммерческие предложения (оферты) и виды оферт
- Запросы (заказы) и выставки-ярмарки как инструмент заключения внешнеторговых сделок
- Внешнеторговый договор купли-продажи
- Источники правового регулирования договора купли-продажи
- Контрольные вопросы к теме №7:
- Тема 8. Структура и содержание внешнеторгового договора купли-продажи Лекция 8. Структура и содержание внешнеторгового договора купли-продажи
- Факторы, влияющие на структуру и содержание договора
- Содержание статей договора Вводная часть (преамбула)
- Предмет договора
- Количество
- Срок и дата поставки
- Цена и общая сумма договора
- Базисные условия поставки
- Качество товара
- Условия платежа
- Упаковка и маркировка
- Сдача-приемка
- Страхование
- Претензии (рекламации)
- Санкции
- «Форс-мажор» или обстоятельства непреодолимой силы
- Решение споров или арбитраж
- Другие условия договора
- Контрольные вопросы к теме №8:
- Тема 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000 Лекция 9. Базисные условия поставки. Incoterms-2000
- Сущность базисных условий поставки, цель и задачи incoterms
- Структура incoterms-2000
- Краткое содержание базисных условий поставки по incoterms-2000
- Контрольные вопросы к теме №9:
- Тема 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле Лекция 10. Торгово-посреднические операции во внешней торговле
- Сущность, преимущества и эффективность торгово-посреднических операций
- Виды торгово-посреднических операций и торговых посредников
- Условия работы посредников на рынках
- Контрольные вопросы к теме №10:
- Приложение 1 Конвенция оон о договорах международной купли-продажи
- Часть I. Сфера применения и общие положения
- Глава I. Сфера применения
- Глава II. Общие положения
- Часть III. Купля-продажа товаров
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Обязательства продавца
- Раздел I. Поставка товара и передача документов
- Раздел II. Соответствие товара и права третьих лиц
- Раздел III. Средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом
- Глава III. Обязательства покупателя
- Раздел I. Уплата цены
- Раздел III. Средства правовой защиты в случае нарушения договора покупателем
- Глава IV. Переход риска
- Глава V. Положения, общие для обязательств продавца и покупателя
- Раздел I. Предвидимое нарушение договора и договоры на поставку товаров отдельными партиями
- Раздел II. Убытки
- Раздел III. Проценты
- Раздел IV. Освобождение от ответственности
- Раздел V. Последствия расторжения договора
- Раздел VI. Сохранение товара
- Часть IV. Заключительные положения
- Приложение 2 Вариант контракта международной купли-продажи на русском и английском языках
- Приложение 3
- I. Общая характеристика фирмы
- II. Финансово-экономические показатели
- III. Руководящий состав фирмы
- IV. Деловая характеристика фирмы
- V. Характеристика представителя фирмы
- Деловая характеристика
- Личные качества
- Литература
- Основная литература:
- Дополнительная литература: