2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
Как любая экономическая деятельность, внешняя торговля имеет свою правовую базу, представляющую собой совокупность различного рода нормативных актов, на основе которых строится работа всех участников ВЭД. Нормативное регулирование экспортно-импортных связей России со странами СНГ базируется на тех же принципах, что и сотрудничество с другими группами стран. Однако здесь есть свои особенности. Это обусловлено характером международных соглашений, заключенных между Россией и странами СНГ.
Основополагающим актом в данной области является Договор о создании Экономического союза стран Содружества (1993 г.), определяющий долгосрочные цели сотрудничества и интеграции России и других стран СНГ.
Первым этапом в направлении формирования экономического союза стало Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное 15 апреля 1994 г. В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются 12 стран-членов СНГ.
Соглашение о создании зоны свободной торговли направлено в первую очередь на:
постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле;
устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг.
Страны-участницы соглашения договорились, что будут воздерживаться от действий, противоречащих положениям и препятствующих достижению целей Соглашения. Это положение касается, в частности, условий участия этих стран в других региональных экономических группировках.
Вместе с тем, страны-участницы Соглашения сохраняют за собой право самостоятельно устанавливать режим внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в настоящем Соглашении. Положения данного Соглашения не затрагивают прав и преимуществ, предоставляемых в рамках регионального сотрудничества, приграничной и прибрежной торговли, преференций, свободных экономических и таможенных зон, регулируемых внутренним законодательством или на основе международных соглашений.
В соответствии с Соглашением, договаривающиеся стороны не применяют таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений на ввоз и/или вывоз товаров, с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся сторон. Исключения из данного торгового режима оформляются соответствующими документами.
В целях ликвидации технических барьеров и других ограничений аналогичного характера во взаимной торговле страны будут стремиться к гармонизации технических и других специальных требований и согласованию своей политики в этой области. Они договорились о максимальном упрощении и унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие международные соглашения и договоренности.
Все сборы и платежи (за исключением таможенных пошлин, налогов и приравненных к ним сборов), устанавливаемые странами-участницами Соглашения, в связи с ввозом или вывозом во взаимной торговле, не должны превышать в разумных пределах прямых фактических затрат.
Соглашение предусматривает, что при осуществлении мер тарифного регулирования, ведении статистического учета и обмене статистической информацией, а также для таможенного контроля и оформления будут использоваться товарные номенклатуры ВЭД, основанные на гармонизированной системе описания и кодирования товаров. При этом для собственных нужд договаривающиеся стороны при необходимости осуществляют дальнейшее развитие национальных товарных номенклатур.
Страны-участницы Соглашения договорились, что не будут прямо облагать происходящие с таможенной территории других договаривающихся сторон товары налогами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров.
В соответствии с Соглашением в настоящее время Россия не взимает таможенных пошлин при импорте товаров из стран СНГ, поскольку все они являются участницами зоны свободной торговли. Налог на добавленную стоимость и акцизы на товары, импортируемые из стран СНГ, взимаются по тем же ставкам, что на товары российского производства.
Образование таможенного союза как следующей ступени интеграции внутри Содружества ознаменовано принятием целого ряда межгосударственных соглашений стран-членов Союза. Законодательным оформлением процесса формирования Таможенного союза (ТС) стали следующие документы: 6 января 1995 г. подписано соглашение о ТС между РФ и Белоруссией, 20 января 1995 г. к нему присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизия. Развернулась работа по созданию ТС, предусматривающего полное снятие ограничений во взаимной торговле, единые торговый режим и таможенный тариф, а также согласованные меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Договаривающиеся Стороны провозгласили следующие цели создания Таможенного союза:
обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
создание условий для формирования общего экономического пространства;
создание условий для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий