2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
В настоящее время внешняя торговля Российской Федерации осуществляется отдельными предприятиями, их объединениями, кооперативными организациями, акционерными обществами и частными лицами, т. е. субъектами внешнеторговой деятельности, действующими самостоятельно и довольно слабо регулируемыми со стороны государства.
В ходе мероприятий по либерализации внешней торговли, осуществляемой в соответствии с Указом Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации»1, было установлено, что внешнеэкономические операции могут осуществлять предприятия, их объединения, кооперативные организации и частные лица, независимо от форм собственности.
Казалось бы, что отмена государственной монополии внешней торговли и ее либерализация должны были привести к расширению экспорта и импорта, улучшению географического распределения внешней торговли, совершенствованию ее товарной структуры, повышению эффективности внешнеторговых операций, т.е. к развитию инициативы субъектов внешней торговли.
Однако, этого не произошло, и более того, оборот внешней торговли России резко упал со $183,3 млрд. долларов в 1990 г. до $96.6 млрд. долларов в 1992 г., т.е. в 2 раза. Валютная выручка от экспортных операций стала оседать в иностранных банках, что привело к сокращению валютных резервов государства. Произошло и до сих пор продолжается «разбазаривание» стратегически важных сырьевых товаров (нефти, газа, угля, металлов, алмазов) и продажа их за рубеж по низким ценам.
Эти факты говорят о том, что поспешное введение либерализации внешнеторговой деятельности было непродуманным и неподготовленным мероприятием, а поэтому привело к негативным последствиям.
По существу Российское государство потеряло управление и контроль над внешней торговлей страны. Кроме того, негативное влияние на внешнюю торговлю России со странами СНГ оказывал ряд факторов в развитии нашей экономики:
нарастание кризисных явлений в экономике;
падение промышленного и сельскохозяйственного производства, ежегодное сокращение валового внутреннего продукта;
разрыв хозяйственных связей с бывшими союзными республиками СССР;
развал денежной системы, инфляция, рост внешней задолженности России;
ухудшение условий транспортировки по территории России;
рост безработицы. Все эти факторы оказывали отрицательное воздействие на внешнеэкономические связи России: товарооборот внешней торговли в течение 1992-1993 гг. падал и только с 1994 г. начал несколько возрастать, но затем с 1998 г. вновь началось его падение, продолжающееся до настоящего времени.
Законодательное регулирование внешнеторговой деятельности в России начало осуществляться после либерализации внешней торговли по трем основным направлениям, которые определяют режим внешней торговли страны. Это следующие направления:
- меры тарифного регулирования внешнеторговой деятельности осуществляются в соответствии с Законом «О таможенном тарифе», от 21 мая 1993 г. № 5503-1 (введен в действие с 1 июля 1993 г.)2. Согласно этому закону Правительством Российской Федерации были утверждены импортный и экспортный тарифы. Следует при этом отметить, что экспортный таможенный тариф существовал только до середины 1996 г., а затем был отменен.
Административные меры регулирования внешнеторговой деятельности: к ним относятся квотирование экспорта и импорта и их лицензирование, которые применяются во многих цивилизованных странах, несмотря на либерализацию международной торговли. Эти мероприятия применялись в течение 1991-1994 гг., однако, после выхода Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 100073 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт» с 1 июля 1994 г. (а по нефти и нефтепродуктам с 1 января 1995 г.) экспорт товаров и услуг практически полностью освобожден от каких-либо количественных ограничений.
Лицензирование экспорта в рамках квот сохраняется только по весьма ограниченному кругу товаров, по которым либо существуют международные обязательства Российской Федерации (алюминий, текстиль), либо в отношении тех зарубежных стран, которые ввели квоты на российский импорт (алюминия, карбоната кальция, изделий из стали).
Сохраняется лицензирование экспорта на специфические товары: дикие животные, дикорастущие растения, лекарственное сырье, а также на вооружение, работы и услуги в области военно-технического сотрудничества, драгоценные камни и изделия из них, наркотические средства и яды.
Импорт товаров полностью свободен от каких-либо количественных ограничений, а лицензированию подлежит лишь ввоз ограниченного перечня продукции (химические средства защиты растений, лекарства и промышленные отходы).
К административным мерам регулирования относилась ранее процедура регистрации экспортных контрактов, введенная постановлением Правительства от 1 июля 1994 г. №758 в целях получения информации о планируемых к вывозу объемах сырьевых товаров, контрактных ценах, реальных участниках внешнеторговой деятельности, но впоследствии эта регистрация была отменена.
Государственное валютное регулирование и валютный контроль были введены в действие 9 октября 1992 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 3617-1 и
Указом Президента № 3615. В этот базовый валютный закон в конце 1998 г. были внесены некоторые изменения и дополнения. Законом предусмотрена система органов валютного контроля, включая Правительство и Центральный банк России, и также агентов валютного контроля в лице уполномоченных банков и того контроля, в лице уполномоченных банков и таможенных органов на местах.
Учитывая необходимость оплаты внешнего долга и покрытия централизованных расходов государства, с 1 июля 1992 г. установлен порядок, в соответствии с которым 50% валютной выручки от экспорта товаров и услуг (а с 29.12.1998 г. - 75%) предприятий и организаций подлежат обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке, не позднее чем через 7 календарных дней после поступления указанной валютной выручки.
Экспортный контроль, осуществляемый в целях предотвращения ущерба экономическим, политическим и оборонным интересам государства, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных средств доставки, является одной из существенных мер нетарифного регулирования.
Экспортный контроль предусматривает лицензирование экспорта вооружения и военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники.
В 1995 г. 7 июля Государственной Думой был принят Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности* (одобренный Советом Федерации 21 июля 1995 г. и утвержденный Президентом РФ 13 октября 1995 г. № 15- ФЗ).
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий