1.История возникновения и зарубежный опыт кодирования
Патент на штриховые коды был получен еще в 1949 г. В начале 60-х гг. первые штриховые коды стали применяться для идентификации железнодорожных вагонов в США, после чего началось ускоренное развитие штрихового кодирования. Для кодирования товаров торговли в 1973 г. в США был принят код UPC (Uniform Product Code - универсальный торговый код), а в 1977 г. в Европе - код EAN (European Article Numbering - Европейская система кодирования товаров). В настоящее время штриховые коды широко используются не только на производстве и в торговле, но и во многих отраслях промышленности для идентификации изделий и упаковок, в почтовых ведомствах, на транспорте.
В настоящее время самым крупным и значительным органом, занимающимся распределением и назначением кодов для товаров является EAN (European Article Numbering) International - добровольная некоммерческая и неправительственная международная ассоциация, состоящая из национальных организаций (в настоящее время 79 организаций в 86 странах). Она управляет международной многоотраслевой системой товарной нумерации и стандартов штрихового кодирования, позволяющей идентифицировать и передавать данные о товарах, услугах, предприятиях, транспортных единицах и адресных данных.
Национальные организации товарной нумерации EAN уполномочены EAN-International использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN в отдельно взятой стране или регионе. Может существовать только один представитель EAN в отдельно взятой стране или регионе. В Украине это Ассоциация товарной нумерации EAN-Украина. В России такой организацией является ЮНИСКАН/EAN Россия. Она состоит из предприятий-членов Ассоциации (по состоянию на апрель 1997 года - около 1800 членов), использующих системы товарной нумерации и штрихового кодирования системы EAN.
Система кодирования EAN является наиболее распространенной в мире. Следующей идет американо-канадский стандарт кодирования UCC (Universal Product Code). Однако с течением времени отличий между ними все меньше и меньше. Кроме этого, используются еще несколько систем, однако область их применения мала и о них говорить не будем.
В свою очередь, EAN-стандарт делится на несколько видов кодирования, применяемых в зависимости от требований к закодированным товарам или услугам. Основной тип кода, применяемый для кодирования товаров и услуг и наиболее известный в Украине широким массам, - это код EAN-13. В общем случае он состоит из 13 цифр. Первые три называются «EAN префикс» и означают место регистрации и тип кодирования (общего пользования и локальное), следующие девять цифр называются «префикс компании и продукции» - в них закодированы свойства продукта, и последняя цифра называется «контрольной» и необходима для проверки правильности считывания кода сканером.
Необходимо знать что в самом широко употребительном в мире коде EAN13 первые цифры означают не «страну-производителя» товара, а всего лишь регион, в котором зарегистрирована фирма-производитель. То есть, если первые две цифры кода 48, то это означает, что товар произведен компанией, зарегистрировавшей его в Украинском отделении ассоциации EAN, которая и присваивает коды всем производимым в мире товарам. Однако сама компания может располагаться в любом месте земного шара и быть любой национальной принадлежности.
Но для тех случаев, когда размер продукции очень мал, может использоваться 8-цифровой код EAN-8. Конечно, меньшее количество цифр обуславливает меньшее количество возможно закодированной продукции, поэтому для обеспечения ограниченного использования EAN-8 данные коды присваиваются непосредственно EAN International для каждой продукции в отдельности. В качестве примера можно привести кодирование жевательной резинки. Обратите внимание на количество цифр в коде и ширину штрих-кода.
Код EAN-14 (прежнее название DUN-14) применяется для кодирования упаковок идентичной продукции и состоит из EAN-номера и элемента, озаглавленного как Logical Variant длиной в одну цифру и описывающего тип упаковки.
Процесс развития технологии кодирования в настоящее время привел к тому, что постепенно вводится в употребление новый стандарт кодирования, разработанный EAN International совместно с UCC (Uniform Code Council). Это код UCC/EAN-128. Это код переменной длины, но не более 30 цифр, в котором может быть закодирована практически вся информация о товаре, услуге и т. д. Технология кодирования построена на использовании так называемых «Идентификаторов» (Application Identifier), которые разделяют тело кода на части, являющиеся EAN -кодом для разных видов услуг и товаров. Целесообразность такого кодирования возникает, например, при поставке заказанных товаров покупателям, когда в коде, помимо свойств товара, нужно описать условия поставки, способ поставки, вес партии и другую информацию.
Необходимо различать понятия кода товара и штриховой символики. Вовсе необязательно, что один код может быть представлен одним типом штриховой символики. Например, существует ITF-символика, специально разработанная для нанесения на упаковочные материалы низкого качества и на контейнеры. И стандартный код EAN-13 или EAN-14 может быть представлен как своим стандартным видом, который мы привыкли видеть на продуктах, так и в виде ITF, основным визуальным отличием которого является специальная черная рамка (bearer bar), которая ограничивает символику.
2.Отечественный опыт кодирования потребительских
Товаров
Введение повсеместного обязательного «штрих-кодирования» в Украине постоянно откладывается. Производители товаров (особенно высоколиквидных) и морально, и материально готовы к нанесению кодов на свою продукцию. Основная проблема — в торговле. Внедрение новых технологий в полном объеме потребует от продавцов значительных расходов. Оправдать их в наших условиях (дешевизна рабочей силы, малые товаропотоки) достаточно сложно. Однако нет сомнений в том, что системы штрихового кодирования со временем внедрятся и в Украине. Поэтому уже сейчас смельчаки (особенно те, кто рассчитывает работать долго) добровольно внедряют подобные системы у себя.
Крайние сроки внедрения в Украине обязательного штрих-кодирования неоднократно переносились. Последний раз это сделало Министерство внешнеэкономических связей и торговли приказом от 06.10.98 г. №657. Мотивы задержек это ведомство привело в своем письме-разъяснении от 04.01.99 г. — недостаточное наполнение торговли маркированными товарами и слабая подготовленность материально-технической базы для автоматизированной идентификации товаров.
Торговцев-ослушников ожидают санкции. Реализация товаров без штрих-кодов будет трактоваться как нарушение постановления Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. №108 «О порядке производства торговой деятельности и правилах торгового обслуживания населения». Согласно ст. 38 этого документа, «... маркирование... товаров должно соответствовать требованиям нормативных документов «В положении «О штриховом кодировании» сказано: «Обязательному штриховому кодированию подлежат только те товары, в отношении которых данное требование установлено законодательными актами — это алкогольные напитки, табачные изделия, аудиовизуальные произведения, лекарственные товары. Другие товары маркируются на добровольных началах. Кодирование товаров внутренними штрих-кодами EAN осуществляется в соответствии со спецификациями Ассоциации «ЕАN-Украина». Нечетко сказано о том, уменьшаются ли для субъектов малого предпринимательства размеры взносов за получение штрих-кодов».
В Кодексе Украины об административных правонарушениях за подобные нарушения правил торговли предусмотрен штраф — от одного до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а при повторном нарушении в течение года — от 5 до 27 минимумов (ст. 155).
Суммы штрафов не очень высокие, да и применять санкции к торговцам будут, видимо, не слишком рьяно. Однако есть и другая причина внимательно присмотреться к штрих-кодовым технологиям. В подавляющем большинстве стран мира их внедрение обусловлено чисто экономическими, а не административными факторами.
Украинские торговые предприятия пока не торопятся внедрять технологию штрихового кодирования. Причин несколько.
Основная причина — нет критической массы товаров, снабженных штрих-кодами. По данным Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины, анализировавшего опыт развитых стран, применение технологии штрихового кодирования в розничной торговле экономически целесообразно, если не менее 80% товаров поставляются в торговлю промаркированными штриховыми кодами. А у нас даже в самой благополучной в этой сфере отрасли — производстве продуктов питания, по оценкам киевской компании Мiгаtech, лишь 70% товаров снабжается штрих-кодами. В такой ситуации торговцу требуется либо внедрять собственную схему внутреннего штрих-кодирования (что весьма недешево), либо налаживать параллельные системы учёта кодированных и не кодированных товаров.
Другой не менее существенный тормоз — «тенизация» торговли. Технология штрих-кодирования тем и привлекательна для государства, что позволяет в любой момент контролирующим органам легко получить информацию о деятельности торгового предприятия. В такой ситуации продавцу работать, утаивая финансовые результаты почти невозможно.
Третья причина малой популярности технологии штрих-кодирования — ее дороговизна при бедности отечественной промышленности и торговли. Одно членство в отечественной Ассоциации товарной нумерации ЕАН-Украина (без которой невозможно присвоение товарам международных штрих-кодов) стоит $200 ежегодно плюс $300 - разовый взнос. А расходы на покупку кодов, оборудования, программных продуктов и сопутствующих услуг могут быть в десятки раз больше. Нужно потратиться также на обучение специалистов. Поэтому сегодня работу со штрих-кодами могут позволить себе лишь самые богатые предприятия.
Тем не менее, все больше магазинов и товарных баз снабжаются системой работы со штрих-кодами. Объективным показателем числа внедрений этой технологии является рост числа членов ЕАN-Украина. За прошлый год он составил примерно 200%. Сегодня в Украине ежемесячно продается около тысячи единиц устройств для работы со штрих-кодами. Такой успех было бы трудно объяснить лишь административными усилиями малоавторитетного государства. Как и во всем мире, в Украине росту популярности этой технологии способствуют преимущественно экономические факторы.
- Значение и роль сертификации в современных условиях
- Роль сертификации в развитии современных правовых взаимоотношений в мире
- Понятие сертификации, история её развития
- Европейская организация сертификации и испытаний
- 4.Национальная Система сертификации Украины
- Развитие системы технического регулирования в Украине
- Порядок сертификации продовольственных товаров в УкрСепро
- Общая схема сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья в Украине
- 2. Процедура образования стоимости услуг по сертификации пищевой продукции
- Стоимость испытаний (ориентировочная)
- 1.История возникновения и зарубежный опыт кодирования
- 3.Содержание кодов и контроль за их использованием
- 4. Перспективы развития штрихового кодирования потребительских товаров
- 1. Цели и задачи международной стандартизации и сертификации
- 2. Принципы функционирования международных организаций по сертификации
- 2.1 Основные организации, участвующие в международной сертификации
- 2.2 Деятельность исо в области сертификации
- Организационная структура исо
- Исполнительное бюро
- 2.4. Порядок разработки международных стандартов
- Гармонизация стандартов
- 3.Участие Украины в деятельности международных организаций
- Значение товарной информации при идентификации потребительских товаров в УкрСепро
- 1. Формы товарной информации
- 2. Требования к товарной информации
- 3. Средства товарной информации
- Требования к маркировке товаров
- Требования «Три д»
- Текст 50-100%
- Элементы маркировки
- Штриховое кодирование
- Товарные знаки тз
- По объектам ти
- 4. Государственный знак соответствия в украине