logo search
TSibulnik_L

1.История возникновения и зарубежный опыт кодирования

Патент на штриховые коды был получен еще в 1949 г. В начале 60-х гг. первые штриховые коды стали применяться для идентификации железнодорожных вагонов в США, после чего началось ускоренное развитие штрихового кодирования. Для кодирования товаров торговли в 1973 г. в США был принят код UPC (Uniform Product Code - универсальный торговый код), а в 1977 г. в Европе - код EAN (European Article Numbering - Европейская система кодирования товаров). В настоящее время штриховые коды широко используются не только на производстве и в торговле, но и во многих отраслях промышленности для идентификации изделий и упаковок, в почтовых ведомствах, на транспорте.

В настоящее время самым крупным и значительным органом, занимающимся распределением и назначением кодов для товаров является EAN (European Article Numbering) International - добровольная некоммерческая и неправительственная международная ассоциация, состоящая из национальных организаций (в настоящее время 79 организаций в 86 странах). Она управляет международной многоотраслевой системой товарной нумерации и стандартов штрихового кодирования, позволяющей идентифицировать и передавать данные о товарах, услугах, предприятиях, транспортных единицах и адресных данных.

Национальные организации товарной нумерации EAN уполномочены EAN-International использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN в отдельно взятой стране или регионе. Может существовать только один представитель EAN в отдельно взятой стране или регионе. В Украине это Ассоциация товарной нумерации EAN-Украина. В России такой организацией является ЮНИСКАН/EAN Россия. Она состоит из предприятий-членов Ассоциации (по состоянию на апрель 1997 года - около 1800 членов), использующих системы товарной нумерации и штрихового кодирования системы EAN.

Система кодирования EAN является наиболее распространенной в мире. Следующей идет американо-канадский стандарт кодирования UCC (Universal Product Code). Однако с течением времени отличий между ними все меньше и меньше. Кроме этого, используются еще несколько систем, однако область их применения мала и о них говорить не будем.

В свою очередь, EAN-стандарт делится на несколько видов кодирования, применяемых в зависимости от требований к закодированным товарам или услугам. Основной тип кода, применяемый для кодирования товаров и услуг и наиболее известный в Украине широким массам, - это код EAN-13. В общем случае он состоит из 13 цифр. Первые три называются «EAN префикс» и означают место регистрации и тип кодирования (общего пользования и локальное), следующие девять цифр называются «префикс компании и продукции» - в них закодированы свойства продукта, и последняя цифра называется «контрольной» и необходима для проверки правильности считывания кода сканером.

Необходимо знать что в самом широко употребительном в мире коде EAN13 первые цифры означают не «страну-производителя» товара, а всего лишь регион, в котором зарегистрирована фирма-производитель. То есть, если первые две цифры кода 48, то это означает, что товар произведен компанией, зарегистрировавшей его в Украинском отделении ассоциации EAN, которая и присваивает коды всем производимым в мире товарам. Однако сама компания может располагаться в любом месте земного шара и быть любой национальной принадлежности.

Но для тех случаев, когда размер продукции очень мал, может использоваться 8-цифровой код EAN-8. Конечно, меньшее количество цифр обуславливает меньшее количество возможно закодированной продукции, поэтому для обеспечения ограниченного использования EAN-8 данные коды присваиваются непосредственно EAN International для каждой продукции в отдельности. В качестве примера можно привести кодирование жевательной резинки. Обратите внимание на количество цифр в коде и ширину штрих-кода.

Код EAN-14 (прежнее название DUN-14) применяется для кодирования упаковок идентичной продукции и состоит из EAN-номера и элемента, озаглавленного как Logical Variant длиной в одну цифру и описывающего тип упаковки.

Процесс развития технологии кодирования в настоящее время привел к тому, что постепенно вводится в употребление новый стандарт кодирования, разработанный EAN International совместно с UCC (Uniform Code Council). Это код UCC/EAN-128. Это код переменной длины, но не более 30 цифр, в котором может быть закодирована практически вся информация о товаре, услуге и т. д. Технология кодирования построена на использовании так называемых «Идентификаторов» (Application Identifier), которые разделяют тело кода на части, являющиеся EAN -кодом для разных видов услуг и товаров. Целесообразность такого кодирования возникает, например, при поставке заказанных товаров покупателям, когда в коде, помимо свойств товара, нужно описать условия поставки, способ поставки, вес партии и другую информацию.

Необходимо различать понятия кода товара и штриховой символики. Вовсе необязательно, что один код может быть представлен одним типом штриховой символики. Например, существует ITF-символика, специально разработанная для нанесения на упаковочные материалы низкого качества и на контейнеры. И стандартный код EAN-13 или EAN-14 может быть представлен как своим стандартным видом, который мы привыкли видеть на продуктах, так и в виде ITF, основным визуальным отличием которого является специальная черная рамка (bearer bar), которая ограничивает символику.

2.Отечественный опыт кодирования потребительских

Товаров

Введение повсеместного обязательного «штрих-кодирования» в Украине постоянно откладывается. Производители товаров (особенно высоколиквидных) и морально, и материально готовы к нанесению кодов на свою продукцию. Основная проблема — в торговле. Внедрение новых технологий в полном объеме потребует от продавцов значительных расходов. Оправдать их в наших условиях (дешевизна рабочей силы, малые товаропотоки) достаточно сложно. Однако нет сомнений в том, что системы штрихового кодирования со временем внедрятся и в Украине. Поэтому уже сейчас смельчаки (особенно те, кто рассчитывает работать долго) добровольно внедряют подобные системы у себя.

Крайние сроки внедрения в Украине обязательного штрих-кодирования неоднократно переносились. Последний раз это сделало Министерство внешнеэкономических связей и торговли приказом от 06.10.98 г. №657. Мотивы задержек это ведомство привело в своем письме-разъяснении от 04.01.99 г. — недостаточное наполнение торговли маркированными товарами и слабая подготовленность материально-технической базы для автоматизированной идентификации товаров.

Торговцев-ослушников ожидают санкции. Реализация товаров без штрих-кодов будет трактоваться как нарушение постановления Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. №108 «О порядке производства торговой деятельности и правилах торгового обслуживания населения». Согласно ст. 38 этого документа, «... маркирование... товаров должно соответствовать требованиям нормативных документов «В положении «О штриховом кодировании» сказано: «Обязательному штриховому кодированию подлежат только те товары, в отношении которых данное требование установлено законодательными актами — это алкогольные напитки, табачные изделия, аудиовизуальные произведения, лекарственные товары. Другие товары маркируются на добровольных началах. Кодирование товаров внутренними штрих-кодами EAN осуществляется в соответствии со спецификациями Ассоциации «ЕАN-Украина». Нечетко сказано о том, уменьшаются ли для субъектов малого предпринимательства размеры взносов за получение штрих-кодов».

В Кодексе Украины об административных правонарушениях за подобные нарушения правил торговли предусмотрен штраф — от одного до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а при повторном нарушении в течение года — от 5 до 27 минимумов (ст. 155).

Суммы штрафов не очень высокие, да и применять санкции к торговцам будут, видимо, не слишком рьяно. Однако есть и другая причина внимательно присмотреться к штрих-кодовым технологиям. В подавляющем большинстве стран мира их внедрение обусловлено чисто экономическими, а не административными факторами.

Украинские торговые предприятия пока не торопятся внедрять технологию штрихового кодирования. Причин несколько.

Основная причина — нет критической массы товаров, снабженных штрих-кодами. По данным Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины, анализировавшего опыт развитых стран, применение технологии штрихового кодирования в розничной торговле экономически целесообразно, если не менее 80% товаров поставляются в торговлю промаркированными штриховыми кодами. А у нас даже в самой благополучной в этой сфере отрасли — производстве продуктов питания, по оценкам киевской компании Мiгаtech, лишь 70% товаров снабжается штрих-кодами. В такой ситуации торговцу требуется либо внедрять собственную схему внутреннего штрих-кодирования (что весьма недешево), либо налаживать параллельные системы учёта кодированных и не кодированных товаров.

Другой не менее существенный тормоз — «тенизация» торговли. Технология штрих-кодирования тем и привлекательна для государства, что позволяет в любой момент контролирующим органам легко получить информацию о деятельности торгового предприятия. В такой ситуации продавцу работать, утаивая финансовые результаты почти невозможно.

Третья причина малой популярности технологии штрих-кодирования — ее дороговизна при бедности отечественной промышленности и торговли. Одно членство в отечественной Ассоциации товарной нумерации ЕАН-Украина (без которой невозможно присвоение товарам международных штрих-кодов) стоит $200 ежегодно плюс $300 - разовый взнос. А расходы на покупку кодов, оборудования, программных продуктов и сопутствующих услуг могут быть в десятки раз больше. Нужно потратиться также на обучение специалистов. Поэтому сегодня работу со штрих-кодами могут позволить себе лишь самые богатые предприятия.

Тем не менее, все больше магазинов и товарных баз снабжаются системой работы со штрих-кодами. Объективным показателем числа внедрений этой технологии является рост числа членов ЕАN-Украина. За прошлый год он составил примерно 200%. Сегодня в Украине ежемесячно продается около тысячи единиц устройств для работы со штрих-кодами. Такой успех было бы трудно объяснить лишь административными усилиями малоавторитетного государства. Как и во всем мире, в Украине росту популярности этой технологии способствуют преимущественно экономические факторы.