5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов
Проблема инвестиций в развитие инфраструктуры международного аэропорта или авиакомпании может быть частично решена и за счет создания совместных предприятий (СП) с участием иностранных инвесторов. Созданием СП решается и другая не менее важная задача — использование передового опыта зарубежных партнеров в маркетинге, менеджменте и повышении культуры и качества обслуживания пассажиров и клиентуры.
Как известно, совместные предприятия в международной экономической практике являются передовыми предприятиями, которые имеют доступ к самой современной технологии, имеющейся в странах — участницах этих совместных предприятий. Это достигается с целью совершенствования общего продукта и совместного его продвижения на рынке в условиях жесткой конкуренции в мире. В Российской Федерации эти предприятия были допущены (было юридически разрешено их создание и регламентировано действие) с целью привнесения в отечественное хозяйство передовой технологии (ноу-хау), а также получения добротных изделий для замещения валютного импорта и организации экспорта в третьи страны. К настоящему времени на территории РФ их число составляет более 2600 с инвесторами из 60 стран. Авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии» создает совместные предприятия с участием иностранных инвесторов, преследуя вышеозначенные цели, т. е. внедрение передовой технологии и образование прибыли (в том числе и валютной), которая в соответствии с нормами, относящимися к совместным предприятиям, может быть направлена на производственное и социальное развитие предприятия. В соответствии с действующим законодательством объявленная совместными предприятиями по итогам года прибыль после отчислений в государственный бюджет и образования фондов самого совместного предприятия делится между участниками пропорционально их долям в уставном фонде. По действующим государственным нормативам прибыль от неосновной деятельности после уплаты отчислений в госбюджет и в местные советы должна оставаться в распоряжении коллектива предприятия, причем значительная ее часть может быть направлена не только на производственные и социальные нужды, но и на приобретение товаров широкого пользования для сотрудников за валюту.
Необходимо отметить, что цели, преследуемые при создании совместных предприятий, могут быть достигнуты и при разумном проведении политики валютной аренды помещений аэропорта совместными предприятиями и кооперативами, предоставления им различных услуг, а также получения валютных кредитов от иностранных банков. Последнее является нормальной практикой на Западе, когда банки убеждены в самофинансируемости проектов.
К настоящему времени с участием АРАЛ создано более 20 совместных предприятий, таких как: российско-ирландское «Аэро-ферст», российско-японское «Аэросервис», российско-германское «Аэропорт Москва», российско-бельгийско-французское «Шеро-тель», российско-американское «Аэромар», российско-эмиратское «Аэрокомплекс», российско-французское «ЕМС — Гарантпост», российско-греческое «Аэротур», российско-австралийское «Аэро-прит» и др.
Кроме упомянутых СП в Международном аэропорту Шереметьево также рассматривается несколько проектов создания совместных предприятий по предоставлению различных производственных и консультативных услуг за валюту, в частности — со швейцарской компанией «Рольба» предприятия по совместной эксплуатации аэродромного оборудования, с ирландской компанией «Аэр Рианта» совместной фирмы по заправке авиационным топливом и строительству ЦЗС в аэропорту Шереметьево-1 и несколько других проектов в более ранней стадии подготовки.
Порядок создания СП. При намерении создать СП проводятся переговоры между заинтересованными сторонами, оцениваются потенциальные возможности различных претендентов и подписывается протокол о намерениях. Протокол о намерениях (или меморандум о взаимопонимании) хотя и не является юридическим документом, но определяет обязательства сторон и другие условия создания СП, в том числе вклад сторон в уставной фонд и другие положения, которые затем будут включены в договор о создании СП и устав совместного предприятия. Протокол (меморандум) о намерениях не порождает прав и обязанностей сторон по созданию СП и не влечет никаких правовых последствий для партнеров с позиций отечественного законодательства, однако по законодательству ряда других государств может быть обязанность возместить другой стороне убытки. Предложения о создании СП вместе с проектами договора и устава, которые именуются учредительными документами, а также с технико-экономическим обоснованием (ТЭО) вносятся заинтересованными организациями в орган управления, с согласия которого создается СП (в нашем случае — ГС ГА Министерства транспорта Российской Федерации). Решения о создании СП государственными предприятиями, объединениями и организациями принимаются с согласия вышестоящего органа управления. Создаваемые на территории Российской
- 3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (иата)
- 4.1. Особенности продажи международных авиаперевозок
- 4.3.2. Особенности лизинга (аренды) самолетов
- 4.4. Концессионная деятельность международных аэропортов
- 5.1. Создание межнациональных авиакомпаний
- 5.2. Создание многонациональных специализированных авиационных фирм
- 5.3. Создание диверсифицированных транснациональных корпораций
- 5.4. Международная техническая кооперация
- 5.5. Коммерческое сотрудничество и стратегические альянсы
- 5.6. Многонациональное владение автоматизированными системами бронирования (асб)
- 5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов