logo search
му 15-16 / 3 семестр / 22 Коммерч и ВЭД++ / КДиВЭД / ВЭД / Лекции_ВЭД / АФАНАСЬЕВ / Основы внешнеэк

5.7. Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов

Проблема инвестиций в развитие инфраструктуры междуна­родного аэропорта или авиакомпании может быть частично реше­на и за счет создания совместных предприятий (СП) с участием иностранных инвесторов. Созданием СП решается и другая не ме­нее важная задача — использование передового опыта зарубеж­ных партнеров в маркетинге, менеджменте и повышении культуры и качества обслуживания пассажиров и клиентуры.

Как известно, совместные предприятия в международной эко­номической практике являются передовыми предприятиями, кото­рые имеют доступ к самой современной технологии, имеющейся в странах — участницах этих совместных предприятий. Это дости­гается с целью совершенствования общего продукта и совместного его продвижения на рынке в условиях жесткой конкуренции в мире. В Российской Федерации эти предприятия были допущены (было юридически разрешено их создание и регламентировано действие) с целью привнесения в отечественное хозяйство передо­вой технологии (ноу-хау), а также получения добротных изделий для замещения валютного импорта и организации экспорта в тре­тьи страны. К настоящему времени на территории РФ их число составляет более 2600 с инвесторами из 60 стран. Авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии» создает совместные пред­приятия с участием иностранных инвесторов, преследуя вышеоз­наченные цели, т. е. внедрение передовой технологии и образование прибыли (в том числе и валютной), которая в соот­ветствии с нормами, относящимися к совместным предприятиям, может быть направлена на производственное и социальное разви­тие предприятия. В соответствии с действующим законодательст­вом объявленная совместными предприятиями по итогам года прибыль после отчислений в государственный бюджет и образо­вания фондов самого совместного предприятия делится между участниками пропорционально их долям в уставном фонде. По действующим государственным нормативам прибыль от неоснов­ной деятельности после уплаты отчислений в госбюджет и в ме­стные советы должна оставаться в распоряжении коллектива предприятия, причем значительная ее часть может быть направле­на не только на производственные и социальные нужды, но и на приобретение товаров широкого пользования для сотрудников за валюту.

Необходимо отметить, что цели, преследуемые при создании совместных предприятий, могут быть достигнуты и при разумном проведении политики валютной аренды помещений аэропорта со­вместными предприятиями и кооперативами, предоставления им различных услуг, а также получения валютных кредитов от ино­странных банков. Последнее является нормальной практикой на Западе, когда банки убеждены в самофинансируемости проектов.

К настоящему времени с участием АРАЛ создано более 20 со­вместных предприятий, таких как: российско-ирландское «Аэро-ферст», российско-японское «Аэросервис», российско-германское «Аэропорт Москва», российско-бельгийско-французское «Шеро-тель», российско-американское «Аэромар», российско-эмиратское «Аэрокомплекс», российско-французское «ЕМС — Гарантпост», российско-греческое «Аэротур», российско-австралийское «Аэро-прит» и др.

Кроме упомянутых СП в Международном аэропорту Шере­метьево также рассматривается несколько проектов создания со­вместных предприятий по предоставлению различных производст­венных и консультативных услуг за валюту, в частности — со швейцарской компанией «Рольба» предприятия по совместной эксплуатации аэродромного оборудования, с ирландской компани­ей «Аэр Рианта» совместной фирмы по заправке авиационным то­пливом и строительству ЦЗС в аэропорту Шереметьево-1 и несколько других проектов в более ранней стадии подготовки.

Порядок создания СП. При намерении создать СП проводятся переговоры между заинтересованными сторонами, оцениваются потенциальные возможности различных претендентов и подписы­вается протокол о намерениях. Протокол о намерениях (или меморандум о взаимопонимании) хотя и не является юридическим до­кументом, но определяет обязательства сторон и другие условия создания СП, в том числе вклад сторон в уставной фонд и другие положения, которые затем будут включены в договор о создании СП и устав совместного предприятия. Протокол (меморандум) о намерениях не порождает прав и обязанностей сторон по созда­нию СП и не влечет никаких правовых последствий для партнеров с позиций отечественного законодательства, однако по законода­тельству ряда других государств может быть обязанность возмес­тить другой стороне убытки. Предложения о создании СП вместе с проектами договора и устава, которые именуются учредительны­ми документами, а также с технико-экономическим обоснованием (ТЭО) вносятся заинтересованными организациями в орган управ­ления, с согласия которого создается СП (в нашем случае — ГС ГА Министерства транспорта Российской Федерации). Решения о создании СП государственными предприятиями, объединениями и организациями принимаются с согласия вышестоящего органа управления. Создаваемые на территории Российской