1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых общим и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех её видах и сферах народного хозяйства.
Радикальные изменения в экономике России, связанные с переходом к рынку, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важные положения, как неприкосновенность собственности, включая новый метод регулирования предпринимательской деятельности - «дозволено всё, что не запрещено».
Внешнеэкономическая деятельность и её управление в РФ регулируется законодательными актами, то есть актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом - Федеральным собранием.
Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения президента РФ и постановления Правительства.
В то же время законодательные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится разрабатывать различные документы и нормативные акты в форме положений, инструкций, писем и правил. Эти подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются Государственным таможенным комитетом, ЦБ РФ, Государственной налоговой службой и др.
Основы государственной системы управления Российской Федерации, в том числе и внешнеэкономической деятельностью заложены в Конституции РФ, которая является основополагающим правовым документом.
Существует целая система нормативных актов, регулирующих ВЭД, на основе которых осуществляется деятельность ее участников. Эта система представлена:
во-первых, международными правилами и нормами, подписанными Российской Федерацией;
во-вторых, международными договорами России с другими странами;
в-третьих, национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, о которых говорилось выше.
Так, в статье 3 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" зафиксировано: "Законодательство РФ о внешнеэкономической деятельности регулируется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права". Создание системы правового регулирования внешнеэкономической деятельности - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития как национальной экономики, так и международных обязательств России, предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию.
Кроме названных источников права (международные нормы, двусторонние международные договоры, национальные законы) существуют негосударственные источники права, которые широко используются в практике внешнеэкономической деятельности.
К ним относятся:
Публикации Международной торговой палаты, например, Международные торговые термины - "Инкотермс", "Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов и др.
Документы Европейской экономической комиссии ООН.
Обычное право (обычаи и обыкновения).
Судебно-арбитражная практика.
Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контракты между непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, которые основываются на нормах национального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих диспозитивный характер (стороны имеют право отступать от этих норм). Диспозитивным характером обладают международные конвенции, например. Конвенция ООН о договорах международной купли - продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.). Диспозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнеров, так как способствуют единообразию в понимании терминов, прав и обязанностей сторон, не требуют досконального знания законодательства страны иностранного партнера и тем самым способствуют ускорению проведения переговоров.
Все нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, должны действовать в системе, не противоречить друг другу. Посредством норм права осуществляется защита интересов участников ВЭД, регионов и общества в целом.1
Так был принят Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 г., определивший основные положения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами.
В нём четко определяются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в отношении внешнеторговой деятельности, предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а также полномочия непосредственно самих субъектов РФ и круг вопросов, решаемых ими, в пределах своей компетенции. Кроме того, в Законе определяется круг участников внешнеторговой деятельности, регламентируются их права и обязанности.
В сфере самого государственного регулировании прописаны основные положения, то есть фиксируются органы, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, их задачи и методы решения. Закладываются основополагающие принципы осуществления экспортных и импортных операций, а также запреты и ограничения на осуществление определённых видов деятельности.
В области таможенного дела основополагающим документом является Таможенный кодекс РФ и закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. №5004-1.
- Учебно-методический комплекс
- 1. Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из гос впо по дисциплине (применительно к специальностям)
- Рабочая учебная программа утверждаю:
- 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)
- Раздел I. Роль и значение внешнеэкономического фактора в развитии мировой экономики
- 1. Современный механизм управления внешнеэкономической деятельностью
- 1.1. Причины и основные направления развития экономических связей между странами
- 1.2. Либерализация вэд как фактор развития национальной экономики
- 1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 1.4. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.5. Нормативно-правовая база в области вэд
- Раздел II. Стратегические ориентиры и практические задачи российской федерации в области торгово-экономических отношений
- 2. Внешнеторговая политика российской федерации: цели, задачи и пути реализации
- 2.1. Актуальные проблемы внешней торговли россии со странами ближнего зарубежья
- 2.2. Нормативно-правовая база внешней торговли российской федерации со странами снг и балтии
- 2.3. Интеграционные процессы в снг, их роль в развитии хозяйственных связей
- 2.4. Специфика и проблемы государственного регулирования внешней торговли в аспекте россия - снг - страны балтии
- Раздел III. Состояние торгово-экономических отношений россии со странами снг и балтии ч сравнительный анализ внешнеторговых операций россии и южного федерального округа (юфо) за период 1995-2000 гг.
- 3.1. Общая характеристика состояния внртпней торговли россии и южного федерального округа (юфо) со странами содружества и балтии
- 3.2. Динамика и структура внешней торговли россии с снг
- 3.3. Особенности торгово-экономических отношений южного федерального округа (юфо) со странами снг и балтии: проблемы и перспективы
- 3. Методические указания к выполнению курсовой работы,
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи практики
- Её цели:
- Основные задачи практики:
- 1.2. Место прохождения практики
- 1.3. Порядок прохождения практики
- 1.4. Права и обязанности студента-практиканта
- 2. Программа преддипломной практики
- 3. Методические указания по написанию отчета
- 3.1. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики в таможенных органах:
- 3.2. Примерный перечень вопросов при написании отчета о прохождении практики на предприятии вэд
- 4. Методические указания по заполнению дневников прохождения практики
- 5. Методические указания по подготовке отчетов по практике и их защите
- 6. Методические рекомендации руководителям практики от организации
- Кафедра международной торговли и таможенного дела
- 6. Сведения о ппс (по установленной форме)
- 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении
- Федеральный закон
- Глава II. Компетенция российской федерации и субъектов российской федерации в области внешнеторговой деятельности
- Глава III участники внешнеторговой деятельности
- Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Глава V. Особые режимы осуществлений отдельных видов внешнеторговой деятельности
- Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
- Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
- Глава VIII. Защита экономических интересов российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности
- Глава IX, контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
- Закон рф от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товара
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения
- 8. Использование инновационных методов
- 9. Дополнительный материал (словари, глоссарии) глоссарий